ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2004 года Дело N А09-797/04-20
[Суд обоснованно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным решения начальника таможни, указав, что требование таможни заявлено за пределами установленного ТК РФ трехгодичного срока]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от администрации - Обыденников А.В., нач. правового управления администрации Брянской обл. (дов. пост. N 1-44 от 15.10.2003); от таможни - Ампилогов И.В., нач. правового отдела (дов. пост. N 03-12/463 от 07.04.2004), рассмотрев кассационную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.04.2004 (судья ...) по делу N А09-797/04-20, установил:
Администрация Брянской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения начальника Брянской таможни N 10102000/08122003/00041 от 30.12.2003 и требования N 77 от 30.12.2003.
Решением суда от 02.04.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе Брянская таможня просит отменить решение суда как принятое с неправильным применением норм материального права.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, с 29.07.2003 по 08.12.2003 на основании распоряжения начальника Брянской таможни от 29.07.2003 N 187 и предписания от 29.07.2003 N 05-23/016 должностными лицами Брянской таможни в государственном унитарном предприятии "Брянская областная продовольственная корпорация" была проведена проверка целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.
По результатам указанной проверки был составлен акт N 10102000/08122003/00041 от 08.12.2003, в котором содержится заключение о том, что действия администрации Брянской области по реализации зерна продовольственной пшеницы, ввезенного на территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи, являются нецелевым использованием безвозмездно предоставляемой помощи, в связи с чем с администрации Брянской области подлежат взысканию таможенные платежи на сумму 2531005,32 руб. и пеня в размере 2248489,46 руб.
30.12.2003 на основании материалов указанной проверки начальником Брянской таможни принято решение о направлении в администрацию Брянской области требования об уплате таможенных платежей в размере 2531005,32 руб. и пеней, образовавшихся за время задолженности.
06.01.2004 в адрес администрации Брянской области поступило требование N 77 от 30.12.2003 (исходящий N 19-06/37659 от 31.12.2003) об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.02.2000 N 189 "О мерах по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством США о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров", а также обращением главы администрации Брянской области в Министерство сельского хозяйства РФ от 01.06.2000 N 339 Брянской области было выделено 3000 тонн продовольственной пшеницы, поступающей по линии гуманитарной помощи из США (далее - пшеницы).
15.06.2000 Межведомственной комиссией Брянской области по контролю за распределением, хранением, реализацией и возвратов денежных средств за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, поступающие в Брянскую область (далее - Межведомственная комиссия), было принято решение о выделении Управлению образования и Управлению социальной защиты населения администрации Брянской области каждому по 1500 тонн продовольственной пшеницы (протокол N 3 от 15.06.2000).
17.08.2000 Межведомственной комиссией в соответствии с информацией начальников Управления образования и Управления социальной защиты населения администрации Брянской области о том, что кроме муки необходимы другие продукты питания, а также медикаменты и оборудование, было принято решение разрешить Управлению образования продажу 1200 тонн пшеницы ЗАО "Мелькрукк", а Управлению социальной защиты населения продажу 1200 тонн ОАО "Унечский комбинат хлебопродуктов" (далее - ОАО "Унечский КХП") по цене 2500 руб. за одну тонн без НДС.
В соответствии с договорами поручения, заключенными администрацией Брянской области от 10.08.2000 б/н с ОАО "Унечский КХП" и от 17.08.2000 N 2-174-И с ЗАО "Мелькрукк", пшеница в указанном количестве была переработана и реализована. Согласно условиям договоров Управлению образования и Управлению социальной защиты населения администрации Брянской области были перечислены соответствующие денежные средства.
В дальнейшем указанные денежные средства Управлением социальной защиты населения администрации Брянской области и Управлением образования администрации Брянской области частично использованы на приобретение транспортных средств и частично направлены на финансирование социальных учреждений Брянской области.
В ходе проведенной Брянской таможней проверки целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, N 10102000/08122003/00041 установлено нарушение администрацией Брянской области требований ст.1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные 9 законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в Государственные внебюджетные фонды и в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" и п.2 Порядка оказания гуманитарной помощи (действия) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.99 N 1335, в соответствии с которыми продажа гуманитарной помощи (полная или частичная) запрещается. Полученные в результате проверки сведения свидетельствуют о нецелевом использовании пшеницы.
Непосредственным получателем гуманитарной помощи является администрация Брянской области, которой пшеница выделялась Правительством РФ и на которую возложена ответственность за ее нецелевое использование. Поэтому Брянской таможней по материалам проверки N 10102000/08122003/00041 было принято решение 30.12.2003 о направлении в администрацию Брянской области требования от уплате таможенных платежей в общей сумме 2531005,32 руб., а также пеней, образовавшихся за время задолженности.
Требование" N 77 от 30.12.2003 было направлено в адрес администрации Брянской области и получено адресатом 06.01.2004.
В соответствии ст.34 НК РФ определено, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по вниманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Согласно п.8 ст.69 НК РФ, регулирующего порядок предъявления требования об уплате налога, предусмотрено, что правила данной статьи применяются также в отношении требования об уплате сбора. Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что форма требования утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 августа 2002 года N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности", зарегистрированным в Минюсте РФ 26.09.2002 N 3817, такая форма утверждена.
Требование Брянской таможни, направленное в адрес администрации Брянской области, не соответствует указанной форме.
Пунктами 4 и 5 статьи 69 НК РФ предусмотрены обязательные требования к содержанию требования об уплате налога и сбора. В требовании Брянской таможни отсутствуют предусмотренные данными пунктами указания на срок уплаты сбора, а также подробные данные об основаниях взимания сбора.
Статьей 69 НК РФ предусматривается, что требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Кроме того, в случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Законодатель, введя норму о подтверждении факта и даты получения требования, обусловил момент возникновения обязанности об уплате налога - именно с момента получения требования плательщиком либо по истечении шести дней с момента отправки заказного письма.
Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей у администрации Брянской области возникла с момента получения спорного требования таможенного органа, т.е. с 06.01.2004.
С 01.01.2004 введен в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации от 25.05.2003 N 61-ФЗ(далее - ТК РФ) . В соответствии со п.5 ст.348 ТК РФ принудительное взыскание таможенных платежей не производится если требование об уплате таможенных платежей (статья 350) не выставлено в течение 3-х лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом.
Суд правомерно указал, что обязанность администрации Брянской области по уплате таможенных платежей в связи с целевым использованием гуманитарной помощи возникла с момента принятия Межведомственной комиссией решения о даче разрешения на продажу пшеницы - 30.12.2003, в связи с чем требование таможни заявлено за пределами установленного ТК РФ трехгодичного срока.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судом первой инстанции была дана правильная правовая оценка.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 02.04.2004 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-797/04-20 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка