Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/813318435.htm

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2006 года Дело N А56-19775/04


[Суд отказал учреждению в удовлетворении заявления о признании недействительным требования таможни об уплате им недоимки и пеней по таможенным платежам, так как таможня представила доказательства нецелевого использования гуманитарного груза заявителем]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцев С.Н., судей: Ветошкиной О.В., Хохлова Д.В., при участии: от Санкт-Петербургской таможни Екимовой Д.А. (доверенность от 22.12.2005 N 06-21/19721), от Северо-Западного таможенного. управления ФТС России Агаповой Е.О. (доверенность от 22.12.2005 N 01-32/24856), рассмотрев 11.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2005 (судья Третьякова Н.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2005 (судьи: Шульга Л.А., Тимошенко А.С., Фокина Е.А.) по делу N А56-19775/04, установил:
    
    Государственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 3" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании требования Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 02.03.2004 N 0065/04/046 об уплате 123353 руб. 72 коп. недоимки и 65384 руб. 73 коп. пеней по таможенным платежам, а также решения таможни от 05.04.2004 N 0065 о взыскании 190695 руб. 66 коп. таможенных платежей и пеней в бесспорном порядке.
    
    Третьим лицом к участию в деле привлечено Северо-Западное таможенное управление ФТС России (далее - управление).
    
    Решением от 27.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2004, заявление удовлетворено. Суд признал оспариваемые требование и решение таможни недействительными.
    
    Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2005 решение суда и постановление апелляционной инстанции отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью полного, всестороннего и объективного исследования и оценки обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
    
    Решением от 03.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.10.2005, суд оставил заявление учреждения без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции взыскал с учреждения в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
    
    В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, а также на неполное выяснение фактической стороны дела.
    
    В судебном заседании представители таможни и управления отклонили доводы жалобы.
    
    Представители учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
    
    Как видно из материалов дела, учреждение является некоммерческой организацией со статусом юридического лица (том дела I, лист 23). В 2001-2002 годах учреждение оформило в таможне пять грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) на импортированные в его адрес товары как гуманитарную помощь в режиме "выпуск для свободного обращения" под условием их целевого использования (том дела I; листы 57, 62, 68, 73, 78).
    
    В соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 N 429 товары прошли таможенное оформление в льготном порядке: учреждению предоставлена льгота по уплате таможенных платежей.
    
    После выпуска товаров управление провело проверку целевого использования полученной учреждением гуманитарной помощи применительно к статье 193 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года.
    
    По факту проверки управлением составлен акт от 08.04.2003 N 10200000/08042003/00035 (том дела I, листы 19-22).
    
    В акте отражены обстоятельства, свидетельствующие о нецелевом использовании учреждением части гуманитарной помощи. Управление установило, что часть гуманитарной помощи, поступившей по указанным ГТД, признана учреждением старой, негодной к ношению и распределению (ветошью), подлежащей утилизации. В связи с этим заявителем составлены акты списания части гуманитарной помощи.
    
    После проверки таможня направила в адрес учреждения требование от 02.03.2004 N 0065/04/046 об уплате 123353 руб. 72 коп. недоимки и 65384 руб. 73 коп. пеней по таможенным платежам в срок не позднее 12.03.2004 (том дела I, лист 10). Требование обосновано наличием у учреждения задолженности по уплате таможенных платежей в связи с нецелевым использованием гуманитарной помощи по пяти ГТД со ссылкой на статьи 318 и 350 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года (далее - ТК РФ).
    
    В материалах дела имеются представленные учреждением и подготовленные таможней расчеты таможенных платежей и пеней к оспариваемому требованию (том дела I, листы 11-18).
    
    В связи с неисполнением учреждением этого требования таможня приняла решение от 05.04.2004 N 0065 о взыскании 190695 руб. 66 коп. недоимки и пеней по таможенным платежам в бесспорном порядке. Решение обосновано по праву статьей 351 ТК РФ (том дела I, лист 9).
    
    Не согласившись с требованием и решением таможни, заявитель обратился в арбитражный суд.
    
    Изучив материалы дела и доводы участников спора, кассационная коллегия считает, что при новом рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что таможня представила доказательства нецелевого использования гуманитарного груза заявителем, списание и уничтожение непригодных к употреблению вещей является их нецелевым использованием.
    
    В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
    
    Распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью первой названной статьи.
    
    Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
    
    В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
    
    Соответствующий Порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 1335. Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 N 429 утверждена Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия), далее именуемая Инструкцией.
    
    При ввозе гуманитарной помощи на таможенную территорию Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает ее первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает гуманитарную помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление. Все органы и организации, получающие гуманитарную помощь, обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи. Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 10, 11, 14 Порядка).
    
    При таможенном оформлении гуманитарной помощи ее получатель представляет соответствующие документы, в том числе письменное обращение с обязательством целевого использования товаров для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, а также план распределения гуманитарной помощи с указанием конечных получателей товаров (пункт 11 Инструкции).
    
    Получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Порядка).
    
    Из приведенных нормативных положений следует, что любые операции с товаром, кроме распределения среди нуждающихся граждан, должны согласовываться с таможенным органом. Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателем гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара, кроме распределения среди конечных получателей, свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты. Следовательно, уничтожение получателем гуманитарной помощи без согласования с таможенным органом влечет возникновение у получателя гуманитарной помощи обязанности уплатить таможенные платежи.
    
    Имеющиеся в материалах дела расчеты обязательных платежей проверены судами по праву и по размеру (акт сверки расчетов; том дела II, листы 11-13).
    
    В соответствии с пунктом 3 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
    
    Предусмотренный названной нормой срок по своей правовой природе является процедурным. При решении вопроса о действительности требования об уплате таможенных платежей его пропуск следует соотносить с истечением трехлетнего (пресекательного) срока принудительного взыскания таможенных платежей, предусмотренного пунктом 5 статьи 348 ТК РФ.
    
    Отсутствие установленного законодательством порядка получения соответствующего разрешения не исключает императивного характера нормы права, закрепленной в части 1 статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года и обязывающей использовать условно выпущенные товары в иных целях только с разрешения таможенного органа.
    
    При новом рассмотрении дела судебные инстанции правильно применили нормы материального права, оценили доводы участников спора и сделали вывод об обоснованности оспариваемых требования и решения таможни по размеру, руководствуясь сведениями о таможенной стоимости товаров, заявленной в спорных ГТД.
    
    Доводы жалобы по существу направлены на ревизию выводов кассационной инстанции относительно толкования материального закона, приведенных во вступившем в законную силу постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2005, а потому подлежат отклонению.
    
    Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
    
    Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2005 по делу N А56-19775/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3" - без удовлетворения.
    

    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи:
О.В.Ветошкина
Д.В.Хохлов

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка