Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/813327882.htm

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2006 года Дело N А56-19777/2004


[Суд отказал учреждению в удовлетворении требования о признании недействительным требования таможни об уплате таможенных платежей и пеней и решения о бесспорном взыскании задолженности, так как любое иное использование товара, кроме распределения среди конечных получателей, свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты, поэтому акты списания гуманитарной помощи, составленные без участия таможни, не извещенной о намерениях учреждения утилизировать товар, не являются бесспорным доказательством правомерности действий учреждения]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Ветошкиной О.В., судей: Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н., при участии: от государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 120" Овсянникова М.М. (доверенность от 01.09.2005), от Санкт-Петербургской таможни Екимова Д.А. (доверенность от 22.12.2005), рассмотрев 06.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 120" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2005 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2005 (судьи: Старовойтова О.Р., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А56-19777/04, установил:
    
    Государственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 120" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня): требования от 01.03.2004 N 0063/04/044 об уплате таможенных платежей и пеней и решения от 05.04.2004 N 0063 о бесспорном взыскании задолженности.
    
    Решением суда от 31.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2005, учреждению отказано в удовлетворении заявления.
    
    В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 31.08.2005 и постановление от 25.11.2005 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Учреждение считает, что суды неправильно применили нормы материального права - положения статьи 117 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (далее - ТК РФ), а также Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 (далее - постановление Правительства РФ N 1335). Учреждение отрицает выводы суда о том, что утилизация гуманитарной помощи означает ее нецелевое использование и полагает, что таможенное законодательство Российской Федерации не содержит норм, регулирующих получение разрешения на утилизацию условно выпущенного товара (гуманитарной помощи). В связи с этим податель жалобы не считает, что у него была обязанность обратиться в таможенный орган за разрешением на уничтожение непригодной к использованию части гуманитарной помощи и платить таможенные платежи и пени. Оспариваемые требование и решение таможни, по мнению подателя жалобы, являются необоснованными еще и потому, что основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (статья 117 ТК РФ). Поскольку учреждение утилизировало товары, утратившие свои потребительские свойства, они не имели стоимости, то есть у таможни отсутствовала база для начисления таможенных платежей.
    
    В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы жалобы, а представитель таможни просил оставить решение и постановление судебных инстанций без изменения, указывая на их правомерность.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Как видно из материалов дела, учреждение в 2001-2002 годах оформило в таможне шесть грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) на ввоз в свой адрес товаров в качестве гуманитарной помощи в режиме "выпуск для свободного обращения" под условием их целевого использования.
    
    В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1335 товары прошли таможенное оформление в льготном порядке - без уплаты причитающихся таможенных платежей. После выпуска товаров таможня провела проверку целевого использования полученной учреждением гуманитарной помощи применительно к статье 193 ТК РФ. По факту проверки таможней составлен акт проверки целевого использования условно выпущенных товаров от 07.04.2003 N 10200000/08042003/00037, в котором отражены обстоятельства, свидетельствующие о нецелевом использовании учреждением части гуманитарной помощи. Таможня установила, что часть гуманитарной помощи, признана учреждением ветошью, не подлежащей распределению, о чем заявителем составлен акт списания гуманитарной помощи.
    
    Поскольку учреждение не поставило таможню в известность об утилизации полученного в качестве гуманитарной помощи и освобожденного от таможенных платежей товара, таможенный орган направил учреждению требование от 01.03.2004 N 0063/04/044 об уплате 167910,76 руб. таможенных платежей и 89407,91 руб. пеней не позднее 11.03.2004. Указанное требование в установленный срок не исполнено, поэтому таможня приняла решение от 05.04.2004 N 0063 о взыскании с учреждения в бесспорном порядке 260061,2 руб. таможенных платежей и пеней за их несвоевременную уплату.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что суд принял правильное решение об отказе учреждению в удовлетворении его заявления о признании оспариваемых ненормативных актов таможни недействительными.
    
    В силу статьи 29 ТК РФ условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации. Распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью первой статьи 29 ТК РФ.
    
    Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
    
    В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
    
    Соответствующий Порядок утвержден постановлением Правительства РФ N 1335. Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 N 429 утверждена Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия), далее - Инструкция.
    
    Налоговые и таможенные льготы предоставляются получателям гуманитарной помощи при наличии удостоверения, выдаваемого в установленном порядке Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия). Такое удостоверение выдается на основании решения Комиссии, оформляемого в виде протокола, и подтверждает принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (пункты 6 и 7 Порядка).
    
    При ввозе гуманитарной помощи на таможенную территорию Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает ее первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает гуманитарную помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление. Все органы и организации, получающие гуманитарную помощь, обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи. Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 10, 11, 14 Порядка).
    
    При таможенном оформлении гуманитарной помощи ее получатель представляет соответствующие документы, в том числе письменное обращение с обязательством о целевом использовании товаров для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, а также план распределения гуманитарной помощи с указанием конечных получателей товаров (пункт 11 Инструкции).
    
    Получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Порядка).
    
    Из приведенных нормативных положений следует, что любые операции с товаром, кроме распределения среди нуждающихся граждан, должны согласовываться с таможенным органом. Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателям гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара, кроме распределения среди конечных получателей, свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты. Поэтому акты списания гуманитарной помощи, составленные без участия таможни, не извещенной о намерениях учреждения утилизировать товар, не являются бесспорным доказательством правомерности действий учреждения.
    
    Суд кассационной инстанции считает, что в данном случае качественное состояние утилизированной учреждением одежды (пригодная либо не пригодная к употреблению) не имеет правового значения. Напротив, правовое значение придается использованию условно выпущенного товара (независимо от его качественного состояния) в иных целях (отличных от заявленных при его ввозе) без разрешения таможенного органа. В связи с этим таможня правомерно начислила таможенные платежи и пени, соответствующие уничтоженной (утилизированной) части гуманитарной помощи.
    
    Довод учреждения об отсутствии в данном случае базы для начисления таможенных платежей нельзя признать состоятельным ввиду того, что по смыслу статей 117, 119 и 124 ТК РФ при определении основы для исчисления обязательных платежей следует руководствоваться сведениями о таможенной стоимости товаров, заявленной в ГТД. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.
    
    Расчет таможенных сборов, ввозной пошлины, налога на добавленную стоимость, таможенных сборов и пеней по спорным ГТД не противоречит приведенному толкованию закона.
    
    Процессуальных оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2005 по делу N А56-19777/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 120" - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
О.В.Ветошкина

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Н.Н.Малышева




Текст документа сверен по:
рассылка