Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/842600238.htm


Некоторые вопросы применения
контрольно-кассовых машин


    Вопрос.
    
    Является ли обязательным применение контрольно-кассовых машин в расчетах с населением при оказании следующих услуг: консультационных, юридических, информационных, строительных? Необходимо ли применять ККМ при расчетах с предпринимателями без образования юридического лица? Действует ли на расчет наличными средствами с предпринимателями ограничение 2 млн.рублей* ?

    
    Ответ.
    
    Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг (независимо от вида) на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

    Это положение регламентируется Законом Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

    Порядок введения данного Закона регламентируется следующими документами:

    1. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие "Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

    2. Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением N 745 от 30.07.93.

    3. Постановлением об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин... N 745 от 30.07.93.

    Перечень категорий предприятий, освобожденных от обязательного применения ККМ определен в документах:

    1. Постановление Совета Министров от 30.07.93 N 745 "Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказании услуг) организаций, учреждений, которые в силу своей специфики либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ко

трольно-кассовых машин".

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.95 N 1028 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий предприятий...".

    Порядок регистрации ККМ в налоговых органах определяется Приказом ГНС от 22.06.95 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах".

    Перечень бланков строгой отчетности, используемые при расчетах с физическими лицами без применения ККМ приведен в Приложении N 1 и 2 настоящего документа.

    Перечень моделей ККМ, разрешенных к регистрации и использованию на территории Российской Федерации, определяется следующими документами:

    1. Приложение к письму Госналогслужбы Российской Федерации от 14.05.96 N ПВ-6-16/326 "Перечень моделей ККМ, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации".

    2. Письмо Госналогслужбы от 19.06.96 N ПВ-6-16/425 "О решении государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.05.96".

    3. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 07.10.96 N ВК-6-16/701 "О решении Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 29.08.96".

    К вопросу о предельном размере наличности, используемой в расчетах, сообщаем следующее.

    Для юридических лиц предельный размер оплаты наличными деньгами составляет 2 млн.рублей. (Постановление Правительства Российской Федерации N 1258 от 17.11.94 "Об установлении предельных размеров в расчетах наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами").

    Для физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, не установлено ограничение в наличных расчетах. (Письмо ЦБ РФ от 20.04.95 N 14-4/159 "Об использовании в практической деятельности разъяснений по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условия работы с денежной наличностью").


    Ответ подготовлен с использованием информации базы данных ИПС .


Генеральный директор                                   Н.П.Гончарова
14 октября 1996 года N А120


"Союз Аудиторских фирм"
Санкт-Петербург

----------------------------------------------------------------------------

     * С 08.10.97 предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен в размере 3 млн.руб. (см. Письмо ЦБ РФ N 525 от 29.09.97)

----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------

Постановлением Правительства РФ от 07.08.98 N 904 Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федераци от 30.07.93 N 745,  изложено в новой редакции.

----------------------------------------------------------------------------

    


Приложение 1


СПИСОК ДОКУМЕНТОВ
Бланки строгой отчетности, используемые при расчетах
с физическими лицами без применения контрольно-кассовых
машин


+-------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦  Наименование документа            ¦   Номер    ¦    Дата     ¦
¦п/п¦                                    ¦ документа  ¦  принятия   ¦
+-------------------------------------------------------------------+

1   Письмо Государственной налоговой      НИ-6-14/15   13.01.1994
   службы Российской Федерации:
   О формах документов строгой отчетнос-
   ти (Консультант N 1, 1994)

2   Письмо Министерства финансов          16-39        24.02.1994
   Российской Федерации: Об утверждении
   бланков строгой отчетности
   (Рассылка)

3   Письмо Росстрахнадзора: О форме       03/2-12      17.03.1994
   квитанции на получение страхового
   взноса
   (Финансовая газета N 12, 1994)

4   Письмо Министерства финансов          10-04-14     05.07.1994
   Российской Федерации: Об использо-
   вании в качестве документа
   строгой отчетности справки
   формы N 377
   (Валютные операции: Сб-к
   з/дательных актов и инструкций
   с комм-ями. М., 1995)

5   Письмо Государственной налоговой      НИ-6-14/320  30.08.1994
   службы Российской Федерации:
   О формах документов строгой
   отчетности (текст требует сверки)

6   Письмо Центрального банка             8-95         11.01.1995
   Российской Федерации: О бланках
   строгой отчетности формы N 0406007
   (Валютные операции. Сб.законодат.
   актов и инструкций. М., ОСЬ-89,
   1994-1995)

7   Инструкция Центрального банка         27           27.02.1995
   Российской Федерации: О порядке
   организации работы обменных пунктов
   на территории Российской Федерации,
   совершения учета валютно-обменных
   операций уполномоченными банками (с
   дополнением от 1 февраля 1996 года).
   (Финансовая газета N 12, 13, 15, 16,
   17, 1995)

8   Письмо Министерства финансов          16-00-30-30  14.04.1995
   Российской Федерации: Об утверждении
   форм документов строгой отчетности
   (Законодательство и экономика
   N 1-2. 1996)

9   Письмо Министерства финансов          16-00-30-33  20.04.1995
   Российской Федерации: Об утверждении
   форм документов строгой отчетности
   (Экономика и жизнь N 41, октябрь 1995)

10  Письмо Министерства финансов          16-00-30-35  20.04.1995
   Российской Федерации: Об утверждении
   форм документов строгой отчетности
   (Рассылка)

11  Письмо Федеральной службы лесного     ПБ-1-17-20/  05.05.1995
   хозяйства России: Об утверждении      114
   квитанции, как бланка строгой
   отчетности
   (Рассылка)

12  Письмо Министерства финансов          16-00-30-39  11.05.1995
   Российской Федерации: О форме квитан-
   ции для федеральной службы лесного
   хозяйства Российской Федерации,
   используемой при расчетах с населе-
   нием для учета наличных денежных
   средств без применения контрольно-
   кассовых машин
   (Неофициальные источники)

13  Письмо Министерства финансов          16-00-30-46  26.05.1995
   Российской Федерации: Об утверждении
   форм документов строгой отчетности
   (Рассылка)

14  Письмо Государственной налоговой      ЮУ-4-14/29н  22.06.1995
   службы Российской Федерации:
   О формах документов строгой
   отчетности для учета наличных
   денежных средств без применения
   контрольно-кассовых машин
   (Экономика и жизнь N 28, июль 1995)

15  Нормативно-методические документы:    б/н          30.08.1995
   Методические указания по заполнению
   и применению форм бланков строгой
   отчетности при выполнении бытовых
   услуг предприятиями всех форм
   собственности, а также при индиви-
   дуальной трудовой деятельности
   (Налоговый вестник N 8, 1995)

16  Письмо Государственной налоговой      ПВ-6-14/530  09.10.1995
   службы Российской Федерации: О формах
   документов строгой отчетности для
   учета наличных денежных средств без
   применения контрольно-кассовых машин
   (с изменениями от 13 февраля 1996)
   (Закон N 9, июль 1996)

17  Письмо Министерства финансов          16-00-30-19  26.03.1996
   Российской Федерации: Об утверждении
   форм документов строгой отчетности
   (Неофициальные источники)


Приложение 2

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ
Бланки строгой отчетности, используемые при расчетах
с физическими лицами без применения ККМ

+-------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦  Наименование документа            ¦   Номер    ¦    Дата     ¦
¦п/п¦                                    ¦ документа  ¦  принятия   ¦
+-------------------------------------------------------------------+

1   Приказ Министерства торговли СССР:    160          14.07.1983
   Временные правила приема от населения
   бывших в пользовании наручных и
   карманных часов отечественного
   производства по скупочным ценам, а
   также продажи новых наручных и
   карманных часов с зачетом стоимости
   сданных
   (Основные правила торговли. М.,
   "Экономика", 1984)

2   Приказ Министерства финансов          121          13.12.1993
   Российской Федерации: Об утверждении
   форм первичного учета для гостиниц
   Российской Федерации и краткие
   указания по их применению и заполне-
   нию
   (Консультант N 1, 1994)

3   Письмо Государственной налоговой      НИ-6-14/93   23.03.1994
   службы Российской Федерации:
   О формах документов строгой
   отчетности

4   Письмо Государственного таможенного   02-23/8384   22.07.1994
   комитета Российской Федерации: О
   бланках лесорубочных билетов

5   Приказ Гос.комитета                   б/н          30.08.1994
   Российской Федерации по кинематогра-
   фии: О едином порядке ведения
   билетного хозяйства киновидеозрелищ-
   ными предприятиями, осуществляющими
   платную публичную демонстрацию кино-
   и видеофильмов на территории
   Российской Федерации
   (Российский вести N 15, 26.01.95)

6   Приказ Государственного таможенного   391          19.06.1995
   комитета Российской Федерации: Об
   утверждении формы бланков квитанций
   (Рассылка)