Некоторые вопросы применения
контрольно-кассовых машин
Вопрос.
Является ли обязательным применение контрольно-кассовых машин в расчетах с населением при оказании следующих услуг: консультационных, юридических, информационных, строительных? Необходимо ли применять ККМ при расчетах с предпринимателями без образования юридического лица? Действует ли на расчет наличными средствами с предпринимателями ограничение 2 млн.рублей* ?
Ответ.
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг (независимо от вида) на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).
Это положение регламентируется Законом Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Порядок введения данного Закона регламентируется следующими документами:
1. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие "Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
2. Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением N 745 от 30.07.93.
3. Постановлением об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин... N 745 от 30.07.93.
Перечень категорий предприятий, освобожденных от обязательного применения ККМ определен в документах:
1. Постановление Совета Министров от 30.07.93 N 745 "Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказании услуг) организаций, учреждений, которые в силу своей специфики либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ко
трольно-кассовых машин".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.95 N 1028 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий предприятий...".
Порядок регистрации ККМ в налоговых органах определяется Приказом ГНС от 22.06.95 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах".
Перечень бланков строгой отчетности, используемые при расчетах с физическими лицами без применения ККМ приведен в Приложении N 1 и 2 настоящего документа.
Перечень моделей ККМ, разрешенных к регистрации и использованию на территории Российской Федерации, определяется следующими документами:
1. Приложение к письму Госналогслужбы Российской Федерации от 14.05.96 N ПВ-6-16/326 "Перечень моделей ККМ, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации".
2. Письмо Госналогслужбы от 19.06.96 N ПВ-6-16/425 "О решении государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.05.96".
3. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 07.10.96 N ВК-6-16/701 "О решении Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 29.08.96".
К вопросу о предельном размере наличности, используемой в расчетах, сообщаем следующее.
Для юридических лиц предельный размер оплаты наличными деньгами составляет 2 млн.рублей. (Постановление Правительства Российской Федерации N 1258 от 17.11.94 "Об установлении предельных размеров в расчетах наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами").
Для физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, не установлено ограничение в наличных расчетах. (Письмо ЦБ РФ от 20.04.95 N 14-4/159 "Об использовании в практической деятельности разъяснений по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условия работы с денежной наличностью").
Ответ подготовлен с использованием информации базы данных ИПС .
Генеральный директор Н.П.Гончарова
14 октября 1996 года N А120
"Союз Аудиторских фирм"
Санкт-Петербург
----------------------------------------------------------------------------
* С 08.10.97 предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен в размере 3 млн.руб. (см. Письмо ЦБ РФ N 525 от 29.09.97)
----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства РФ от 07.08.98 N 904 Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федераци от 30.07.93 N 745, изложено в новой редакции.
----------------------------------------------------------------------------
Приложение 1
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ
Бланки строгой отчетности, используемые при расчетах
с физическими лицами без применения контрольно-кассовых
машин
+-------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Наименование документа ¦ Номер ¦ Дата ¦
¦п/п¦ ¦ документа ¦ принятия ¦
+-------------------------------------------------------------------+
1 Письмо Государственной налоговой НИ-6-14/15 13.01.1994
службы Российской Федерации:
О формах документов строгой отчетнос-
ти (Консультант N 1, 1994)
2 Письмо Министерства финансов 16-39 24.02.1994
Российской Федерации: Об утверждении
бланков строгой отчетности
(Рассылка)
3 Письмо Росстрахнадзора: О форме 03/2-12 17.03.1994
квитанции на получение страхового
взноса
(Финансовая газета N 12, 1994)
4 Письмо Министерства финансов 10-04-14 05.07.1994
Российской Федерации: Об использо-
вании в качестве документа
строгой отчетности справки
формы N 377
(Валютные операции: Сб-к
з/дательных актов и инструкций
с комм-ями. М., 1995)
5 Письмо Государственной налоговой НИ-6-14/320 30.08.1994
службы Российской Федерации:
О формах документов строгой
отчетности (текст требует сверки)
6 Письмо Центрального банка 8-95 11.01.1995
Российской Федерации: О бланках
строгой отчетности формы N 0406007
(Валютные операции. Сб.законодат.
актов и инструкций. М., ОСЬ-89,
1994-1995)
7 Инструкция Центрального банка 27 27.02.1995
Российской Федерации: О порядке
организации работы обменных пунктов
на территории Российской Федерации,
совершения учета валютно-обменных
операций уполномоченными банками (с
дополнением от 1 февраля 1996 года).
(Финансовая газета N 12, 13, 15, 16,
17, 1995)
8 Письмо Министерства финансов 16-00-30-30 14.04.1995
Российской Федерации: Об утверждении
форм документов строгой отчетности
(Законодательство и экономика
N 1-2. 1996)
9 Письмо Министерства финансов 16-00-30-33 20.04.1995
Российской Федерации: Об утверждении
форм документов строгой отчетности
(Экономика и жизнь N 41, октябрь 1995)
10 Письмо Министерства финансов 16-00-30-35 20.04.1995
Российской Федерации: Об утверждении
форм документов строгой отчетности
(Рассылка)
11 Письмо Федеральной службы лесного ПБ-1-17-20/ 05.05.1995
хозяйства России: Об утверждении 114
квитанции, как бланка строгой
отчетности
(Рассылка)
12 Письмо Министерства финансов 16-00-30-39 11.05.1995
Российской Федерации: О форме квитан-
ции для федеральной службы лесного
хозяйства Российской Федерации,
используемой при расчетах с населе-
нием для учета наличных денежных
средств без применения контрольно-
кассовых машин
(Неофициальные источники)
13 Письмо Министерства финансов 16-00-30-46 26.05.1995
Российской Федерации: Об утверждении
форм документов строгой отчетности
(Рассылка)
14 Письмо Государственной налоговой ЮУ-4-14/29н 22.06.1995
службы Российской Федерации:
О формах документов строгой
отчетности для учета наличных
денежных средств без применения
контрольно-кассовых машин
(Экономика и жизнь N 28, июль 1995)
15 Нормативно-методические документы: б/н 30.08.1995
Методические указания по заполнению
и применению форм бланков строгой
отчетности при выполнении бытовых
услуг предприятиями всех форм
собственности, а также при индиви-
дуальной трудовой деятельности
(Налоговый вестник N 8, 1995)
16 Письмо Государственной налоговой ПВ-6-14/530 09.10.1995
службы Российской Федерации: О формах
документов строгой отчетности для
учета наличных денежных средств без
применения контрольно-кассовых машин
(с изменениями от 13 февраля 1996)
(Закон N 9, июль 1996)
17 Письмо Министерства финансов 16-00-30-19 26.03.1996
Российской Федерации: Об утверждении
форм документов строгой отчетности
(Неофициальные источники)
Приложение 2
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ
Бланки строгой отчетности, используемые при расчетах
с физическими лицами без применения ККМ
+-------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Наименование документа ¦ Номер ¦ Дата ¦
¦п/п¦ ¦ документа ¦ принятия ¦
+-------------------------------------------------------------------+
1 Приказ Министерства торговли СССР: 160 14.07.1983
Временные правила приема от населения
бывших в пользовании наручных и
карманных часов отечественного
производства по скупочным ценам, а
также продажи новых наручных и
карманных часов с зачетом стоимости
сданных
(Основные правила торговли. М.,
"Экономика", 1984)
2 Приказ Министерства финансов 121 13.12.1993
Российской Федерации: Об утверждении
форм первичного учета для гостиниц
Российской Федерации и краткие
указания по их применению и заполне-
нию
(Консультант N 1, 1994)
3 Письмо Государственной налоговой НИ-6-14/93 23.03.1994
службы Российской Федерации:
О формах документов строгой
отчетности
4 Письмо Государственного таможенного 02-23/8384 22.07.1994
комитета Российской Федерации: О
бланках лесорубочных билетов
5 Приказ Гос.комитета б/н 30.08.1994
Российской Федерации по кинематогра-
фии: О едином порядке ведения
билетного хозяйства киновидеозрелищ-
ными предприятиями, осуществляющими
платную публичную демонстрацию кино-
и видеофильмов на территории
Российской Федерации
(Российский вести N 15, 26.01.95)
6 Приказ Государственного таможенного 391 19.06.1995
комитета Российской Федерации: Об
утверждении формы бланков квитанций
(Рассылка)