Регистрация средства массовой информации
Вопрос:
Наше предприятие намерено выпустить газету с целью рекламы своей продукции. Необходимо ли нам будет где-то регистрировать свою деятельность и в каком порядке?
Ответ:
Для производства продукции средством массовой информации в виде периодического печатного издания необходимо учредить средство массовой информации. Для этого в соответствии со ст.8 Закона РФ N 2124-1 "О средствах массовой информации" необходимо подать заявление о регистрации:
если распространение периодической печатной продукции будет осуществляться преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, нескольких краев и областей, то заявление подается учредителем в Министерство печати и информации Российской Федерации (в настоящее время Министерство печати и информации РФ преобразовано в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций);
если распространение периодической печатной продукции будет осуществляться преимущественно на территории республики в составе Российской Федерации, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, то заявление подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и информации Российской Федерации (в настоящий момент функции территориальных органов Министерства РФ по делам печати осуществляют территориальные управления Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в соответствующие субъекте РФ).
Статья 10 Закона РФ N 2124-1 "О средствах массовой информации" перечисляет обязательные сведения, которые должно содержать заявление о регистрации:
1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;
2) название средства массовой информации;
3) язык (языки);
4) адрес редакции;
5) форма периодического распространения массовой информации;
6) предполагаемая территория распространения продукции;
7) примерная тематика и (или) специализация;
8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
9) источники финансирования;
10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.
В соответствии со ст.8 Закона РФ N 2124-1 "О средствах массовой информации" заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с даты поступления заявления о регистрации. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи соответствующего свидетельства о регистрации.
За регистрацию средства массовой информации взимается регистрационный сбор. Размер регистрационного сбора зависит от регистрирующего органа, в который подается заявление о регистрации. Размер регистрационного сбора в настоящее время установлен Положением о порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации, утвержденным постановлением Совета Министров РФ от 05.04.92 N 216 (далее - Положение). Согласно п.2 Положения при регистрации периодического печатного издания в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций регистрационный сбор взимается в размере 10 (десяти) минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); в территориальных управлениях Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - 5 (пять) МРОТ. Для средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции рекламного характера, регистрационный сбор повышается в 5 раз. Статья 12 Федерального закона Российской Федерации N 108-ФЗ от 18.07.95 "О рекламе" устанавливает критерий, позволяющий разграничить периодические печатные издания, которые специализируются или не специализируются на выпуске продукции рекламного характера. Согласно ст.12 Федерального закона Российской Федерации N 108-ФЗ от 18.07.95 "О рекламе" периодическое печатное издание является специализирующимся на выпуске рекламной продукции, если реклама превышает 40 (сорок) процентов объема одного номера периодического печатного издания.
Согласно п.1 Положения оплата регистрационного сбора должна быть произведена к моменту подачи заявления о регистрации средства массовой информации и подтверждена платежным документом.
Статья 12 Закона РФ N 2124-1 "О средствах массовой информации" устанавливает случаи, когда не требуется регистрация средства массовой информации. Не требуется регистрация:
1. Средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.
2. Периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров.
3. Радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов.
4. Аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров. Таким образом, если юридическое лицо намерено осуществлять, например, печать периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, то регистрация средства массовой информации в данном случае не требуется.
Статья 13 Закона РФ N 2124-1 "О средствах массовой информации" устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым возможен отказ в регистрации средства массовой информации:
1) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с Законом РФ N 2124-1;
2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
3) если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в соответствии с Законом РФ N 2124-1;
4) если данным регистрирующим органом либо Министерством печати и информации Российской Федерации ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.
Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом.
Савин Р.В.,
главный специалист ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64
25 ноября 2001 года N Ю1240