Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901809318.htm


Реклама. Основные понятия. Ограничения в рекламной деятельности


    

 Вопрос:
    

    Будьте добры, поясните, что по российскому законодательству определяется как реклама и какие ограничения накладываются на рекламную деятельность?

    
  

 Ответ:

    

    Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе").
    
    Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию (рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы). При этом рекламодатель обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии.
    
    Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".

    
    Не допускается недобросовестная реклама, то есть реклама, которая:
    
    - дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
    

    - содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);
    
    - вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
    
    Не допускается недостоверная реклама, то есть реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:

    

    - таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения;

    

    - наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;

    

    - стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;

    

    - дополнительных условий оплаты;

    

    - доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;

    

    - гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;

    

    - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;

    

    - прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;

    

    - официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;

    

    - предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
    
    - результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;

    

    - статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
    
    - ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;

    

    - использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально;

    

    - сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;

    

    - ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;

    

    - фактического размера спроса на товар;

    

    - информации о самом рекламодателе.

    

    Не допускается неэтичная реклама, то есть реклама, которая:

    

    - содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;

    

    - порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;

    

    - порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;

    

    - порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

    

    Не допускается заведомо ложная реклама, то есть реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
    
    Не допускается скрытая реклама - использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

    

    При производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг, не допускается:

    

    - приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;

    

    - гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;

    

    - рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;

    

    - представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;

    

    - умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора (Федеральный закон от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе", ст.2; п.п.3,4 ст.5; ст.6,7,8,9,10,17,22).

    

    

Е.Ф.Мосин,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
Телефон: (812) 186-80-57
E-mail: [email protected]

  

1 мая 1998 года N Ю1499