Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901809320.htm

  

Условия отнесения затрат к расходам на рекламу



 Вопрос:
    

    Каковы условия отнесения затрат к расходам на рекламу?
    
    

 Ответ:
    

    Согласно "Положению о составе затрат..." (пп.2 "у") расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в составе затрат, связанных со сбытом продукции.

    

    К расходам на рекламу относятся расходы на:

    

    - разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);

    
    - разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки;
    
    - приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.;
    
    - рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
    
    - световую и иную наружную рекламу;
    
    - приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;
    
    - изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
    
    - хранение и экспедирование рекламных материалов;
    
    - оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов;
    
    - уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;
    
    - проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.
    

    (Письмо Минфина России от 06.10.92 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения", п.2 (посл. ред. утверждена приказом Минфина России от 19.10.95 N 115; зарегистрировано Минюстом России от 07.10.92 N 71)).

    

    К вышеперечисленному можно добавить, что согласно "Положению о составе затрат..." (пп.2 "у") к расходам на рекламу, включаемым в себестоимость в составе затрат, связанных со сбытом продукции, относятся также:

    

    - затраты на участие в выставках, ярмарках;
    
    - стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату;
    
    - другие аналогичные затраты.

    

    Кроме вышеперечисленных, "Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания" (п.2.11; утверждены Роскомторгом 20.04.95 N 1-550/32-2 по согласованию с Минфином России; направлены письмом Госналогслужбы России от 10.05.95 N ЮБ-6-17/256), которые предназначены для предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от форм собственности (могут также применяться для учета издержек обращения и производства предприятиями других отраслей, имеющими в своей структуре торговое подразделение), в составе расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли по статье "Расходы на рекламу", указывают также уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в торговых залах магазинов и на выставках.

    К рекламным услугам не относятся:
    

     - изготовление и размещение информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;

    

    - изготовление и размещение объявлений и извещений об изменении местонахождения фирмы, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;
    
    - изготовление и размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижения и т.д. в связи с особенностями данной территории или участка;

    

    - изготовление театрами и кинотеатрами афиш, объявлений о демонстрации спектаклей и кинофильмов;

    

    - публикация участниками рынка ценных бумаг (эмитентами, инвестиционными институтами) порядка выпуска проспекта эмиссии, его регистрации, а также перечня сведений, необходимых для публикации в проспекте эмиссии.

    

    (Инструктивное письмо Комитета экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга от 21.06.95 N 04-11/581 и Госналогинспекции по Санкт-Петербургу от 30.06.95 N 06-12/5073 "Разъяснения по налогу на рекламу"; Инструкция Госналогинспекции по г.Москве от 21.12.92 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве", п.3).

    

    - Не включается в себестоимость в составе расходов на рекламу оплата рекламы в средствах массовой информации той продукции (работ, услуг), которая не относится к данной фирме.

    

    - Не подлежат включению в состав расходов на рекламу у фирмы-учредителя расходы на ту рекламу, которая предназначена для фирм, в которых данная фирма является учредителем.

    

    - Не включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в составе расходов на рекламу оплата той рекламы продукции (работ, услуг), которая помещена в средствах массовой информации без составления соответствующего договора на оплату рекламы.

    

    ("Временные указания о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль"; раздел III, подраздел "Расходы на рекламу" (приложение к письму Госналогслужбы России от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284; согласно информации Минюста России ("Экономика и жизнь", 1998, N 15) письмо в Минюст России на госрегистрацию не поступало; посл. ред. письмом Госналогслужбы России от 30.04.93 N ВГ-6-01/160))

    

    Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России письмом Минфина России от 17.12.96 N 16-00-17-163 сообщил, что амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств или износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (в зависимости от того, как объекты учитываются на счетах бухгалтерского учета) в виде холодильников, телевизоров, магнитофонов и другой аналогичной техники правомерно относить на себестоимость продукции (работ, услуг), как необходимых для осуществления рекламных и представительских мероприятий, удовлетворения нужд работников по поддержанию гигиенических требований, требований по питанию. Как отметил Департамент, указанные расходы предусмотрены в "Положении о составе затрат...".

    В бухгалтерском учете расходы на рекламу отражаются по дебету счета 43 "Коммерческие расходы" в корреспонденции со счетами учета производимых расходов (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденная приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56.

    

Е.Ф.Мосин,
доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
Телефон: (812) 186-80-57
E-mail: [email protected]


1 мая 1998 года N Ю1500