Ведение бухгалтерского учета хозяйственных операций в садоводческом объединении
Вопрос:
По каким правилам ведется бухгалтерский учет в садоводческих объединениях?
Ответ:
Ведение бухгалтерского учета хозяйственных операций в садоводческом объединении должно осуществляться в соответствии со следующими нормативными документами: постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 года N 758 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств"; письмом Минфина России от 25 октября 1996 года N 92 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами"; письмом Госналогслужбы России от 6 января 1997 года N ВК-6-13/7 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами".
В этих документах садоводческим объединениям рекомендуется вести бухгалтерский учет по упрощенной форме, применяемой для малых предприятий. Основополагающим документом является книга (журнал) хозяйственных операций типа К-1. Отчетность садоводческого объединения составляется только один раз в год и ограничивается балансом (форма N 1), отчетом о прибылях и убытках (форма N 2) и налоговыми декларациями.
Садоводческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого же момента учредители организации (инициативная группа) считаются ее членами, с этого же момента должен вестись бухгалтерский учет.
В настоящее время садоводческие объединения нередко наряду с уставной деятельностью проводят и коммерческие операции. Поэтому в бухгалтерском учете целесообразно предусмотреть элементы налогового планирования и прогнозирования финансового результата. Для этого требуется более сложная форма бухгалтерского учета. Особенности хозяйственной деятельности садоводческих объединений предполагают внесение некоторых дополнений в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 года N 56. Целевые средства, полученные в качестве поддержки от органов федеральной и местной власти, подлежат учету на специальном счете, и об их использовании следует составлять отчет для налоговой инспекции.
Рассмотрим один из возможных вариантов ведения бухгалтерского учета в садоводческом объединении. Поскольку главным источником средств являются взносы участников и средства государственной поддержки, целесообразно использовать счет 96 "Целевые финансирование и поступления" с соответствующими субсчетами:
96-1 "Вступительные взносы";
96-2 "Членские взносы";
96-3 "Целевые взносы";
96-4 "Паевые взносы";
96-5 "Дополнительные взносы";
96-6 "Средства государственной поддержки".
Рассматриваемые объединения относятся к некоммерческим организациям. У них нет обязательного документа в виде учредительного договора, как нет и понятия уставного капитала. Поэтому нет необходимости использовать счета 75 "Расчеты с учредителями" и 85 "Уставный капитал": их заменяют счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Однако эти счета несут очень большую нагрузку.
Другие взносы участников могут начисляться и уплачиваться следующим образом:
Дебет 76, Кредит 96 - начисление взносов;
Дебет 50, 51, Кредит 76 - уплата взносов.
Поступление средств государственной поддержки может отражаться в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:
Дебет 51, Кредит 96-6 - поступление средств государственной поддержки;
Дебет 96-6, Кредит 88-6 - создание фонда государственной поддержки (субсчет 88-6 "Фонд государственной поддержки").
Организационные расходы учредителей по оформлению документов затем могут быть списаны за счет вступительных взносов членов:
Дебет 26, 31, Кредит 50, 51 - оформление организационных расходов в качестве текущих и расходов будущих периодов;
Дебет 26, Кредит 31 - списание части организационных расходов как расходов будущих периодов на текущие расходы;
Дебет 20, Кредит 26 - списание организационных расходов на издержки организации;
Дебет 96-1, Кредит 20 - погашение организационных расходов за счет вступительных взносов.
Использование счета 31 "Расходы будущих периодов" необходимо для соблюдения принципа включения расходов в тот период деятельности, к которому они относятся.
Людмила Грудцына,
член Московской коллегии адвокатов "Адвокат"
"Адвокат", N 6, 2004 год
30 июня 2004 года N Э4498