Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901912922.htm


Расходы на нештатные аварийно-спасательные службы

    
 

 Вопрос:

    
    На нашем предприятии (находится на территории Московской области) в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" создано нештатное аварийно-спасательное (газоспасательное) формирование. Нештатным спасателям, входящим в него, установлена доплата в размере 20% от основного оклада (тарифной ставки).

    Можно ли затраты, направленные на создание и обеспечение функционирования данного формирования (в том числе и суммы доплат спасателям), отнести на расходы в целях налогообложения прибыли? Как правильно произвести расчет установленных спасателям доплат?

         

 Ответ:

    
    В соответствии со ст.212 ТК РФ и ст.14 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"работодатель обязан обеспечить принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций.

    Так, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
    
    Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории России определяются Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - ФЗ N 151-ФЗ). Согласно ст.7 этого Закона аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе, а именно: профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также на нештатной основе и на общественных началах. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п.3 ст.7 ФЗ N 151-ФЗ).

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.11.97 N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" аттестации подлежат, в том числе, и нештатные аварийно-спасательные формирования и спасатели. Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.

    В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степени готовности к выполнению аварийно-спасательных работ. <…>
    
    Аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а спасателям - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.
    

    Согласно постановлению Правительства Московской области от 22.11.2002 N 568/46 "О Московской областной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" в Московской области создана комиссия, которая проводит аттестацию, в частности, нештатных аварийно-спасательных формирований в Московской области, а также спасателей, в том числе и нештатных аварийно-спасательных формирований в Московской области. Таким образом, созданное при предприятии нештатное аварийно-спасательное формирование и входящие в него спасатели должны быть аттестованы в установленном законом порядке. Кроме того, последние в обязательном порядке должны являться работниками предприятия.

    Исходя из того, что создание аварийно-спасательного формирования на вашем предприятии объясняется прямым требованием законодательства, затраты, связанные с его материально-техническим обеспечением и функционированием, являются экономически обоснованными (ст.252 НК РФ) и могут быть приняты в состав расходов для целей налогообложения как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (ст.264 НК РФ).
    
    Данные расходы по своему назначению и экономической сущности близки к расходам, поименованным в пп.6 (расходы на обеспечение пожарной безопасности) и пп.7 (расходы на гражданскую оборону) п.1 ст.264 НК РФ. Однако относить их на расходы в целях налогообложения по одному из этих подпунктов, на наш взгляд, является не совсем корректным. Экономическая общность затрат лишь подтверждает возможность их принятия в качестве расходов именно в соответствии со ст.264 НК РФ. Однако правовому регулированию пожарной безопасности посвящен Федеральный закон  от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", гражданской обороны - Федеральный закон от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а аварийно-спасательных служб (формирований) - Федеральный закон N 151-ФЗ. Каждый из этих видов деятельности имеет пусть и частично пересекающийся, но все же свой круг задач и функций. В связи с чем отражать затраты на создание и обеспечение функционирования аварийно-спасательных служб (формирований) по пп.6, 7 п.1 ст.264 НК РФ представляется не совсем правильным. Поскольку данные расходы не названы в этой статье отдельно, необходимо воспользоваться открытым характером перечня расходов, перечисленных в ней, то есть пп.49 п.1 ст.264 НК РФ.

    Что касается отнесения на расходы в целях налогообложения прибыли затрат на выплату доплат нештатным спасателям, то, на наш взгляд, необходимо отметить следующее. С одной стороны, данные затраты имеют двойственную сущность и, на первый взгляд, могли бы быть приняты в качестве расходов как по пп.49 п.1 ст.264 НК РФ - в составе всех расходов на содержание аварийно-спасательного формирования, так и по ст.255 НК РФ - в составе расходов на оплату труда. Однако в соответствии с пп.21 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). В связи с тем, что все спасатели нештатного аварийно-спасательного (газоспасательного) формирования вашего предприятия являются его работниками (это прямое требование законодательства), то для правомочности отнесения данных затрат на расходы в целях налогообложения необходимо учитывать эту особенность. Данные доплаты должны быть в обязательном порядке прописаны в трудовом договоре (контракте) каждого из спасателей. Сделать это можно путем внесения дополнения в контракт. Это позволяет ст.57 ТК РФ, в соответствии с которой условия трудового договора могут быть изменены по соглашению сторон и в письменной форме.
    

    Порядок расчета доплаты в размере 20% не будет зависеть от режима работы работника предприятия, являющегося спасателем, и рассчитывается как 0,2 х Х, где Х - сумма заработной платы, начисленной за отработанное в отчетном периоде время исходя из установленного оклада (тарифной ставки) по основной должности (профессии).
    
    Считаем необходимым обратить ваше внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. В связи с чем, если исходить из смысла данного постановления, упоминания об установленной доплате в трудовом договоре (контракте) недостаточно для ее включения в расчет средней заработной платы. Для того чтобы это стало возможным, необходимо предусмотреть данные доплаты в локальных нормативных актах предприятия, устанавливающих систему оплаты труда (положение о заработной плате, коллективный договор).
    
    

Ю.Г.Кувшинов,
"Актуальные вопросы
бухгалтерского учета
и налогообложения",
N 19, 2004 год

28 октября 2004 года N Э4916