почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
26
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Расходы на нештатные аварийно-спасательные службы

    
 

 Вопрос:

    
    На нашем предприятии (находится на территории Московской области) в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" создано нештатное аварийно-спасательное (газоспасательное) формирование. Нештатным спасателям, входящим в него, установлена доплата в размере 20% от основного оклада (тарифной ставки).

    Можно ли затраты, направленные на создание и обеспечение функционирования данного формирования (в том числе и суммы доплат спасателям), отнести на расходы в целях налогообложения прибыли? Как правильно произвести расчет установленных спасателям доплат?

         

 Ответ:

    
    В соответствии со ст.212 ТК РФ и ст.14 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"работодатель обязан обеспечить принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций.

    Так, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
    
    Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории России определяются Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - ФЗ N 151-ФЗ). Согласно ст.7 этого Закона аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе, а именно: профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также на нештатной основе и на общественных началах. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п.3 ст.7 ФЗ N 151-ФЗ).

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.11.97 N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" аттестации подлежат, в том числе, и нештатные аварийно-спасательные формирования и спасатели. Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.

    В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степени готовности к выполнению аварийно-спасательных работ. <…>
    
    Аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а спасателям - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.
    

    Согласно постановлению Правительства Московской области от 22.11.2002 N 568/46 "О Московской областной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" в Московской области создана комиссия, которая проводит аттестацию, в частности, нештатных аварийно-спасательных формирований в Московской области, а также спасателей, в том числе и нештатных аварийно-спасательных формирований в Московской области. Таким образом, созданное при предприятии нештатное аварийно-спасательное формирование и входящие в него спасатели должны быть аттестованы в установленном законом порядке. Кроме того, последние в обязательном порядке должны являться работниками предприятия.

    Исходя из того, что создание аварийно-спасательного формирования на вашем предприятии объясняется прямым требованием законодательства, затраты, связанные с его материально-техническим обеспечением и функционированием, являются экономически обоснованными (ст.252 НК РФ) и могут быть приняты в состав расходов для целей налогообложения как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (ст.264 НК РФ).
    
    Данные расходы по своему назначению и экономической сущности близки к расходам, поименованным в пп.6 (расходы на обеспечение пожарной безопасности) и пп.7 (расходы на гражданскую оборону) п.1 ст.264 НК РФ. Однако относить их на расходы в целях налогообложения по одному из этих подпунктов, на наш взгляд, является не совсем корректным. Экономическая общность затрат лишь подтверждает возможность их принятия в качестве расходов именно в соответствии со ст.264 НК РФ. Однако правовому регулированию пожарной безопасности посвящен Федеральный закон  от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", гражданской обороны - Федеральный закон от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а аварийно-спасательных служб (формирований) - Федеральный закон N 151-ФЗ. Каждый из этих видов деятельности имеет пусть и частично пересекающийся, но все же свой круг задач и функций. В связи с чем отражать затраты на создание и обеспечение функционирования аварийно-спасательных служб (формирований) по пп.6, 7 п.1 ст.264 НК РФ представляется не совсем правильным. Поскольку данные расходы не названы в этой статье отдельно, необходимо воспользоваться открытым характером перечня расходов, перечисленных в ней, то есть пп.49 п.1 ст.264 НК РФ.

    Что касается отнесения на расходы в целях налогообложения прибыли затрат на выплату доплат нештатным спасателям, то, на наш взгляд, необходимо отметить следующее. С одной стороны, данные затраты имеют двойственную сущность и, на первый взгляд, могли бы быть приняты в качестве расходов как по пп.49 п.1 ст.264 НК РФ - в составе всех расходов на содержание аварийно-спасательного формирования, так и по ст.255 НК РФ - в составе расходов на оплату труда. Однако в соответствии с пп.21 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). В связи с тем, что все спасатели нештатного аварийно-спасательного (газоспасательного) формирования вашего предприятия являются его работниками (это прямое требование законодательства), то для правомочности отнесения данных затрат на расходы в целях налогообложения необходимо учитывать эту особенность. Данные доплаты должны быть в обязательном порядке прописаны в трудовом договоре (контракте) каждого из спасателей. Сделать это можно путем внесения дополнения в контракт. Это позволяет ст.57 ТК РФ, в соответствии с которой условия трудового договора могут быть изменены по соглашению сторон и в письменной форме.
    

    Порядок расчета доплаты в размере 20% не будет зависеть от режима работы работника предприятия, являющегося спасателем, и рассчитывается как 0,2 х Х, где Х - сумма заработной платы, начисленной за отработанное в отчетном периоде время исходя из установленного оклада (тарифной ставки) по основной должности (профессии).
    
    Считаем необходимым обратить ваше внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. В связи с чем, если исходить из смысла данного постановления, упоминания об установленной доплате в трудовом договоре (контракте) недостаточно для ее включения в расчет средней заработной платы. Для того чтобы это стало возможным, необходимо предусмотреть данные доплаты в локальных нормативных актах предприятия, устанавливающих систему оплаты труда (положение о заработной плате, коллективный договор).
    
    

Ю.Г.Кувшинов,
"Актуальные вопросы
бухгалтерского учета
и налогообложения",
N 19, 2004 год

28 октября 2004 года N Э4916


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование