О вопросе дифференциации ставки НДПИ на газ
Вопрос:
Газовая компания просит дать разъяснения: предусматривается ли решение вопроса дифференциации ставки НДПИ на газ за счет введения раздельных специфических ставок на газ "сухой" (сеноманский) и газ "жирный" (сухой отбензиненный, газ сепарации).
Ответ:
В настоящее время в целях исчисления НДПИ в соответствии со статьей 338 НК РФ налоговая база при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, а пунктом 2 статьи 342 НК РФ установлена единая налоговая ставка 135 рублей за 1000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
При этом действующий в настоящее время порядок применения налога на добычу полезных ископаемых, в том числе единые ставки налога по видам полезных ископаемых, включая природный газ, обеспечивает поступление НДПИ в доход бюджета, но не учитывает условия разработки инвесторами месторождений, отличающихся экономико-географическими параметрами. В результате, как отмечено в вашем обращении, разрабатываются наиболее легкодоступные месторождения и не стимулируется рациональное использование запасов газа на действующих месторождениях. Поэтому вопрос дифференциации НДПИ является актуальным не только в отношении добычи нефти, но и для газовой промышленности.
Начальный этап подготовки решений в направлении дифференциации НДПИ по природному газу может осуществляться в рамках рабочей группы по вопросам газовой промышленности при Координационном совете ТЭК, созданном в Росэнерго, в которой в настоящее время ведется работа по вопросу дифференциации НДПИ по нефти.
Следует отметить, что разработка критериев для дифференциации НДПИ, учитывающих разницу в затратах на добычу газа, представляется достаточно затруднительной, поскольку производственные затраты являются лишь частью общих затрат налогоплательщиков, связанных с их деятельностью в газодобыче, и поэтому разделить в общей структуре затрат расходы, которые относятся к конкретному месторождению, технически сложно.
Более того, при дифференциации НДПИ целесообразно учитывать факторы индивидуальности и выработанности месторождений, что требует постоянного мониторинга и оценки степени освоения месторождений и условий добычи газа. Поэтому затраты на подобное администрирование могут превысить положительный эффект от дифференциации.
В принципе, поддерживая целесообразность и экономическую обоснованность дифференциации НДПИ, а также принимая во внимание имеющиеся результаты аналитической работы в отношении дифференциации НДПИ по нефти, представляется необходимым при дифференциации НДПИ по газу:
определить перечень институционных и организационных изменений, необходимых для обеспечения введения и функционирования системы рентных платежей;
выработать и создать условия для объективной оценки, аудита стоимости запасов, в том числе "сухого" и "жирного" газа;
определить и проанализировать влияние на затраты предприятий факторов естественной дифференциации природных объектов (условий добычи газа);
косвенными методами оценить реальный рост затрат по месторождениям;
найти механизмы прозрачного администрирования дифференциации;
оценить влияние ставки НДПИ на поступления в бюджетную систему в зависимости от выбранного сценария дифференциации в долгосрочной перспективе.
Что касается дифференциации НДПИ по газу в зависимости от свойств добываемого сырья ("жирный" или "сухой" газ), то поскольку на одном и том же месторождении могут быть залежи, содержащие "сухой" (сеноманский) и "жирный" газ, в целях налогового администрирования необходимо будет обеспечить раздельный учет добычи газа не только на лицензионном участке, но и отдельно по различным залежам месторождения.
Учитывая изложенное, необходимо провести анализ влияния ставки НДПИ на финансово-хозяйственную деятельность газовых компаний, в частности: доле налоговых обязательств в объеме реализации и в структуре затрат, о рентабельности производства и других показателях финансово-хозяйственной деятельности по различным месторождениям.
Е.В.Грызлова,
Министерство финансов Российской Федерации
23 января 2006 года N МВ3760