ГОСТ Р ИСО 6310-2005
Группа Л69
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод испытания на деформацию при сжатии
Road vehicles. Brake linings. Compressive strain test method
ОКС 43.040*
ОКП 25 7100
____________________
* В указателе "Национальные стандарты" 2006 год
ОКС 43.040.40 и 83.140.99. - Примечание .
Дата введения 2007-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 73 "Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия", Открытым акционерным обществом "Термостойкие изделия и инженерные разработки" (ОАО "ТИИР")
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 510-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6310:2001 "Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии" (ISO 6310:2001 "Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method")
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 6310-93
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных накладок при сжатии.
Стандарт распространяется на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов и фрикционный материал тормозных накладок без колодки.
2 Нормативная ссылка
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:
ИСО 611:2003 Транспорт дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь*
________________
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 611, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 деформация сжатия, сжимаемость (compressive strain): Отношение уменьшения толщины тормозной накладки под действием силы сжатия, приложенной перпендикулярно к поверхности трения, и температуры к ее начальной толщине.
4 Обозначения и единицы измерения
Обозначения и соответствующие единицы измерения, используемые в настоящем стандарте, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Обозначения и единицы измерения
Обозначение |
Наименование |
Единица измерения |
Испытуемый образец |
- | |
Испытательная нагрузка* |
- | |
Средняя толщина испытуемого образца |
мм | |
Общая деформация испытуемого образца, измеренная на испытательном оборудовании при испытательной нагрузке |
мкм | |
Собственная деформация испытательного оборудования при испытательной нагрузке |
мкм | |
Чистая деформация испытуемого образца при испытательной нагрузке (с учетом деформации испытательного оборудования) |
мкм | |
Количество испытуемых образцов |
- | |
Индивидуальная сжимаемость испытуемого образца при испытательной нагрузке |
- | |
|
Средняя сжимаемость образцов при испытательной нагрузке |
- |
|
Температура плиты для испытаний в горячем состоянии |
°С |
Максимальная температура колодки при испытаниях в горячем состоянии |
°С | |
| ||
* Испытательная нагрузка - это постоянные значения: 1 МПа, 2 МПа, 4 МПа и 8 МПа - для накладок дискового тормоза и 1,5 МПа и 3 МПа - для накладок барабанного тормоза. |
5 Сущность метода
Сущность метода заключается в приложении к испытуемому образцу испытательной нагрузки по одной из двух методик:
a) усилие для создания давления на единицу площади (методика А, базовый метод испытаний) в мегапаскалях;
b) давление, эквивалентное значению давления в гидравлической магистрали тормозной системы транспортного средства (методика В), в барах*.
________________
* 1 бар = 0,1 МПа = 10 Па; 1 МПа = 1 Н/мм.
Методику В обычно используют для тормозных систем с гидравлическим приводом.
Результаты испытаний по методикам А и В не подлежат непосредственному сравнению.
6 Испытательное оборудование
Испытательное оборудование должно состоять из:
a) плунжера (или имитатора поршня) с механизмом, обеспечивающим равномерную нагрузку;
b) плиты, исключающей возможность появления коррозии, деформирования и не вызывающей прилипание материала;
c) нагружающего устройства, обеспечивающего сжатие накладки между плунжером и плитой;
d) устройства для измерения усилия сжатия между плитой и плунжером с точностью до 100 Н;
e) устройства для измерений уменьшения толщины образца в контакте с плунжером вблизи его осевой линии с точностью до 0,001 мм;
f) устройства для нагревания плиты до установленных значений температуры (7.2);
g) микрометра.
Допускается использовать дополнительное устройство для измерения температуры образца.
7 Требования к испытательному прибору
7.1 Нагрузка
Максимальная нагрузка должна быть такой, чтобы создать прижимающую нагрузку накладки к плите на поверхности трения: 8 МПа - для накладок дисковых тормозов и 5 МПа - для накладок барабанных тормозов (методика А), или может быть приложена нагрузка, соответствующая давлению в магистрали тормоза транспортного средства до 160 бар (методика В).
Интенсивность увеличения нагрузки должна быть (4,0±0,5) МПа·с для методики А или (80±10) бар·с - для методики В.
7.2 Нагревательная плита
Для испытаний в горячем состоянии температура плиты на поверхности должна составлять 400 °С (в отдельных случаях - ниже или выше).
7.3 Нагружающий плунжер
7.3.1 Общие сведения
При испытании накладок дискового тормоза образец должен представлять собой накладку с колодкой в сборе или часть накладки с колодкой в сборе, например в случае накладок дискового тормоза для грузовых автомобилей. Образец накладки должен быть согласован между заинтересованными сторонами, однако могут использоваться образцы типа I или III (7.3.2 и 7.3.4).
Следующие пункты устанавливают требования к нагружающему плунжеру для различных типов испытуемых образцов.
7.3.2 Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
Торцевая поверхность плунжера должна быть плоской и его контур должен быть не меньше контура образца (рисунок 1).
________________
* Для накладок с колодками дискового тормоза грузовых автомобилей допускаются образцы большего размера.
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 1 - Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
7.3.3 Образец типа II (накладка с колодкой в сборе дискового тормоза)
В нормальных условиях поверхность плунжера должна иметь ту же форму (например сплошной или кольцевой поршень) и расположение, что и реальная поверхность контакта поршня или поршней в тормозе, в котором устанавливается накладка.
Учитывая, что существует много базовых конфигураций тормозов (с неподвижным суппортом, с двумя поршнями и т.д.), для испытаний допускается использовать один поршень.
При расчете в случае давления на единицу площади следует использовать фактическую площадь фрикционного материала, контактирующего с сопряженной поверхностью (рисунок 2).
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 2 - Образец типа II (накладка с колодкой дискового тормоза в сборе)
7.3.4 Образец типа III (накладка с колодкой в сборе барабанного тормоза)
Плунжер должен иметь такую же форму нажимной поверхности, что и внутренняя поверхность колодки. В идеальном случае для изогнутого образца длина дуги должна составлять около 40 мм или же размер образца должен обеспечивать соответствующее отношение длины к ширине (рисунок 3).
1 - плунжер; 2 - испытуемый образец; 3 - нагревательная плита
Рисунок 3 - Образец типа III (накладка с колодкой барабанного тормоза в сборе)
Для случаев, где изгиб может повлиять на результат, предпочтителен образец типа I.
8 Отбор образцов
В ходе испытаний при комнатной температуре измерениям подлежат пять образцов.
Отклонение от плоскостности и шероховатость поверхности образца должны быть такими же, как при производстве изделий, в противном случае результаты испытаний могут оказаться искаженными.
В зависимости от конкретных потребностей накладки с колодками в сборе дискового тормоза (образец типа II) могут испытываться с противошумными прокладками или с прорезиненными покрытиями, или без них. Это должно быть указано в протоколе испытания.
При необходимости могут проводиться измерения теплопередачи (рисунок 4).
1 - рабочий элемент термопары; 2 - колодка; 3 - фрикционный материал
Рисунок 4 - Расположение термопары при измерении теплопередачи
9 Методика проведения испытания (приложение А)
9.1 Общие указания
9.1.1 С помощью микрометра измеряют толщину образца в пяти точках, как показано на рисунке 5а). Рассчитывают среднюю толщину . Если накладка имеет паз, измерения толщины проводят в соответствии с рисунком 5b).
Рисунок 5 - Указания по измерению толщины образца
9.1.2 Помещают образец на нагревательную плиту при комнатной температуре (при температуре окружающей среды (23±5) °С) поверхностью трения к поверхности плиты. Соответствующим образом устанавливают плунжер.
9.2 Цикл испытаний
9.2.1 Испытания при комнатной температуре
9.2.1.1 Выполняют три цикла приложения и снятия нагрузки, начиная с предварительного давления 0,5 МПа (методика А) или 5 бар (методика В), с выдерживанием его в течение 1 с и последующим увеличением до максимального необходимого давления с максимальной интенсивностью нагружения (7.1).
9.2.1.2 Устанавливают измерительное устройство на нулевую отметку во время действия предварительного давления на образец и выполняют измерения деформации при максимальной нагрузке в первом и третьем цикле.
В третьем цикле показания уменьшения толщины могут быть сняты на этапе увеличения давления: при 1 МПа, 2 МПа и 4 МПа - для накладок дискового тормоза и при 1,5 МПа - для накладок барабанного тормоза.
Если выполняют более трех циклов, это должно быть указано в протоколе испытания.
9.2.2 Испытания в горячем состоянии
9.2.2.1 Снимают образец с нагревательной плиты.
9.2.2.2 Нагревают плиту до стабильной температуры поверхности ±10 °С.
9.2.2.3 Помещают образец на нагревательную плиту и прикладывают предварительное давление 0,5 МПа (методика А) или 5 бар (методика В) для обеспечения термического контакта. Выдерживают нагрузку в течение 10 мин ±30 с.
9.2.2.4 В качестве показателя теплопередачи принимают температуру колодки .
9.2.2.5 Выполняют два цикла (первый и третий цикл по 9.2.1).
9.2.2.6 В конце испытания охлаждают оборудование до комнатной температуры.
Цикл испытаний показан на рисунке 6.
________________
* Показания сняты при испытательной нагрузке .
Рисунок 6 - Цикл испытаний на деформацию при сжатии накладки с колодкой в сборе
10 Компенсация деформации испытательного оборудования
При испытаниях фрикционного материала на сжимаемость происходит собственная деформация испытательного оборудования. Эта деформация должна компенсироваться вручную или автоматически с целью определения чистой деформации образца фрикционного материала по формуле
. (1)
Для измерения нагружают плунжер с установленным поршнем без образца на плите с пластиной из закаленной стали для предотвращения повреждения нагревательной плиты, а затем снимают показания с прибора для измерения перемещения при различных значениях давления, указанных в разделе 9.
11 Протокол испытания
Форма протокола испытания образца приведена в приложении В. Допускается использовать другие виды отчетов с указанием:
- наименования предприятия-изготовителя;
- обозначения тормозной накладки;
- номера партии;
- типа образца (тип I, II или III), сведений о дополнительных покрытиях, противошумных прокладках и т. д.;
- размера образца (площади накладки);
- количества образцов ;
- толщины накладки с колодкой в сборе , мм, с точностью 0,1;
- толщины фрикционного материала;
- размера поршня (для накладок дискового тормоза);
- принятой методики (А или В);
- среднего значения сжимаемости в холодном состоянии для образцов ();
- среднего значения сжимаемости в горячем состоянии для образцов ().
Приложение А
(обязательное)
Схема проведения испытания
Приложение В
(рекомендуемое)
Протокол испытания
Параметр |
Методика А (ИСО) |
Методика B (отклонение) | |
Давление на единицу площади, МПа (если нет других указаний) |
Давление | ||
Предварительное давление |
0,5 |
5 | |
Интенсивность повышения давления |
4 МПа·c |
80 бар·c | |
Максимальная нагрузка |
Накладка дискового тормоза |
8 |
160 |
Накладка барабанного тормоза |
3 |
60 | |
Этапы измерений |
Накладка дискового тормоза |
1 2 4 8 |
20 40 80 160 |
Накладка барабанного тормоза |
1,5 3 |
30 60 | |
Количество циклов |
При комнатной температуре |
3 |
3 |
В горячем состоянии |
2 |
2 | |
Размер образцов |
Накладка дискового тормоза |
|
|
Накладка барабанного тормоза |
|
| |
Тип плунжера |
Плоская поверхность |
Реальный поршень | |
Дата испытаний | |||
Фамилия испытателя | |||
Номер протокола | |||
Изготовитель накладки | |||
Сведения о накладке | |||
Номер партии | |||
Тип образца | |||
Наличие специального покрытия, прокладки и т.д. | |||
Размер образца | |||
Толщина изделия в сборе , мм | |||
Толщина накладки, мм | |||
Количество образцов | |||
Размер поршня | |||
Принятая методика (А или В) |
Деформация при сжатии |
Методика А, МПа |
Методика В, бар | ||
|
||||
При комнатной температуре: |
8 (3) |
|
160 |
|
Накладка дискового (барабанного) тормоза, |
1 (1,5) |
|
20 |
|
2 |
|
40 |
| |
1-й и 3-й циклы |
4 |
|
80 |
|
|
8 (3) |
|
160 |
|
В горячем состоянии: |
8 (3) |
|
160 |
|
Накладка дискового (барабанного) тормоза, |
1 (1,5) |
|
20 |
|
2 |
|
40 |
| |
1-й и 3-й циклы |
4 |
|
80 |
|
|
8 (3) |
|
160 |
|
Максимальная температура теплопередачи | ||||
Прилагаются ли кривые характеристик? (Да или нет) |
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2006