ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2007 года Дело N А05-1621/2007
[Суд обязал МО в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять от истца в муниципальную собственность указанные в иске объекты путем оформления соответствующих документов, поскольку Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2006 N 221-р, во исполнение которого учреждением заявлено настоящее требование, принято на основании предложения собрания депутатов МО и согласовано с компетентными федеральными органами власти, не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке, в силу ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" обязательно для исполнения]
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 декабря 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Сергеевой И.В., судей: Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И., при участии от администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" - Климовой Н.А. (доверенность от 24.08.2007), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.2007 (судья Бунькова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 (судьи: Романова А.В., Зайцева А.Я., Носач Е.В.) по делу N А05-1621/2007, установил:
Федеральное государственное учреждение "Архангельская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к муниципальному образованию "Приморский муниципальный район" (далее - МО "Приморский муниципальный район") с иском (с учетом его уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) об обязании ответчика принять в муниципальную собственность жилые дома N 89, 90, 111, 113, 115, 117, 121 и наружные теплосети, находящиеся в оперативном управлении Учреждения и расположенные по адресу: Архангельская обл., Приморский район, пос.Талаги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование (сельское поселение) "Талажское" (далее - МО "Талажское").
Решением от 28.06.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007, суд обязал МО "Приморский муниципальный район" в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять от истца в муниципальную собственность указанные в иске объекты путем оформления соответствующих документов.
В кассационной жалобе администрация МО "Приморский муниципальный район" просит отменить названные судебные акты и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права. Как указывает податель жалобы, муниципальное образование "Приморский район" (далее - МО "Приморский район"), в отношении которого принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 221-р, с 01.01.2006 прекратило свое существование как публично-правовое образование с соответствующими правами и обязательствами; новое публично-правовое образование МО "Приморский муниципальный район" не является правопреемником по отношению к МО "Приморский район"; в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) с 01.01.2006 вопросы содержания жилого фонда относятся к полномочиям муниципальных образований - поселений, а ответчик утратил соответствующие полномочия; судебными инстанциями неправильно применен Закон Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления", из которого не следует, что спорные объекты первоначально должны быть приняты в собственность МО "Приморский муниципальный район", а затем - в собственность сельского поселения; процедура передачи имущества от Учреждения в муниципальную собственность осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235, которое с 01.08.2006 утратило силу; апелляционный суд необоснованно отклонил довод ответчика о невозможности идентифицировать жилые дома, указанные в иске, с объектами, указанными в распоряжении Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 221-р, и невозможности определения технического состояния этих объектов.
В судебном заседании представитель администрации МО "Приморский муниципальный район" поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, жилые дома N 89, 90, 111, 113, 115, 117, 121 и наружные теплосети, расположенные по адресу: Архангельская обл., Приморский район, пос.Талаги, как федеральное имущество переданы истцу в оперативное управление на основании договора от 20.02.2006 N 5-011, заключенного с Федеральной службой исполнения наказаний.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 221-р принято предложение Собрания депутатов МО "Приморский район" и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, согласованное с Министерством юстиции Российской Федерации и администрацией Архангельской области, о передаче в собственность МО "Приморский район" относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Учреждения объектов, расположенных в пос.Талаги, согласно приложению, включающему жилые дома с инвентарными N 411-416, 418, 677-679, 776 и сети теплоснабжения (инвентарный N 711).
Во исполнение указанного распоряжения Учреждение письмом от 08.04.2006 направило главе администрации МО "Приморский муниципальный район" для подписания акты приема-передачи объектов.
Однако администрация МО "Приморский муниципальный район" письмом от 12.09.2006 сообщила истцу, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ жилищный фонд, находящийся на территории МО "Талажское", подлежит передаче названному муниципальному образованию, поскольку согласно упомянутому Закону полномочия по решению вопросов содержания жилищного фонда переданы муниципальным образованиям - сельским поселениям.
В свою очередь, МО "Талажское" отказалось от подписания актов приема-передачи объектов, сославшись на несоблюдение Учреждением порядка передачи жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную, рекомендовав обратиться в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям МО "Приморский муниципальный район".
Учреждение, ссылаясь на указанные обстоятельства, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
В силу пункта 1 приложения 3 к названному постановлению к муниципальной собственности относятся жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры.
Передача объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, и Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, предписано завершить передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 221-р, во исполнение которого Учреждением заявлено настоящее требование, принято на основании предложения Собрания депутатов МО "Приморский район" и согласовано с компетентными федеральными органами власти, соответствует указанным выше нормативным правовым актам, не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке, в силу Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" обязательно для исполнения.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требование Учреждения, предъявленное к МО "Приморский муниципальный район".
Довод подателя жалобы о том, что на МО "Приморский муниципальный район" не может быть возложена обязанность принять объекты жилого фонда, поскольку в связи с проведением реформы местного самоуправления полномочия по решению вопросов, касающихся содержания жилого фонда, переданы вновь образованным муниципальным образованиям - поселениям, обоснованно отклонен судом. В соответствии с переходными положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений определяется законом субъекта Российской Федерации. Из законов Архангельской области, принятых во исполнение названного Федерального закона, не следует, что в данном случае имеются основания для обязания непосредственно МО "Талажское" принять в муниципальную собственность объекты, передаваемые из федеральной собственности по распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 221-р, носящему индивидуально-распорядительный характер. Выводы судебных инстанций в этой части основаны на правильном применении правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения.
Ссылка администрации МО "Приморский муниципальный район" на невозможность идентифицировать объекты, перечисленные в исковом заявлении, с объектами, указанными в приложении к названному распоряжению, не принимается во внимание, поскольку кассационная инстанция не считает выводы суда в этой части не соответствующими имеющимся в деле доказательствам с учетом определенного судом первой инстанции круга обстоятельств, подлежащих установлению, исходя из заявленных в процессе судебного разбирательства доводов и возражений лиц, участвующих в деле.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении выводы правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 по делу N А05-1621/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.Сергеева
Судьи:
А.В.Кадулин
Т.И.Сапоткина