ГОСТ 20772-81*
Группа Г18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УСТРОЙСТВА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ЗАПРАВКИ, ПЕРЕКАЧКИ, СЛИВА-НАЛИВА,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Типы. Основные параметры и размеры.
Общие технические требования
Connecting devices for technical means for fueling, pumping, loading-unloading,
transport and storage of raw oil and petroleum products. Types, basic
parameters and sizes. General technical requirements
ОКСТУ 3602
Дата введения 1982-07-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 мая 1981 г. N 2457
Проверен в 1986 г. Постановлением Госстандарта СССР от 26.09.86 N 2893 срок действия продлен до 01.07.90*
_____________
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации. (ИУС N 4, 1994 г.). Примечание .
ВЗАМЕН ГОСТ 20772-75
ПЕРЕИЗДАНИЕ (март1989 г.) с Изменением N 1, утвержденным в сентябре 1986 г. (ИУС N 12-86)
Настоящий стандарт распространяется на присоединительные устройства технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения при осуществлении сливо-наливных операций с нефтью, нефтепродуктами и балластной водой и на полевые сборно-разборные трубопроводы.
Стандарт не распространяется на присоединительные устройства для заправки кораблей, судов, самолетов и вертолетов, а также трубопроводы и средства перекачки с присоединительными устройствами типа МПТ.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. В зависимости от способа соединения присоединительные устройства должны изготовляться пяти типов, указанных в табл. 1.
Таблица 1
|
Условный |
Условное давление , |
Присоеди- нительные размеры |
|
|
1 - резьбовое |
25 |
|
Обязательное приложение 1 |
Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов |
Для соединения с деталями сливно- |
|
40; 50* |
|
|
Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских нефтеналивных судов |
|
|
65* |
|
|
Напорные и всасывающие патрубки автоцистерн, автотопливомасло- заправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки и резинотканевых резервуаров |
|
2 - фланцевое |
|
|
Обязательное приложение 1 |
Стальные передвижные и резинотканевые резервуары, автоцистерны, автотопливомасло- заправщики, автотопливозаправщики, средства перекачки и слива-налива |
Для соединения с ответными фланцами трубопровод- |
|
150; 200; 250; 300; 400; 500 |
|
ГОСТ 1536-76 |
Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских нефтеналивных cудов |
|
|
100; 150; 200; 250; 300; 400; 500 |
|
|
Патрубки приема и выгрузки груза речных нефтеналивных судов и береговых трубопроводов |
|
|
200; 250; 300; 400; 500; 600; 700*; 800; 1000; 1200 |
6,3 |
ГОСТ 12815-80 Рекомендуемое приложение 2 |
Магистральные трубопроводы |
|
|
100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500; 600; 700*; 800; 1000; 1200 |
0,63 |
Стационарные резервуары |
| |
3 - раструбное |
100; 150; 200 |
6,3 |
Обязательное приложение 1 |
Полевые сборно-разборные трубопроводы и патрубки их средств перекачки |
Для соединения элементов трубопроводов |
4 - механические |
150; 175; 200 |
0,4 |
ГОСТ 18194-79 |
Установки для слива-налива нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн |
Для соединения с универ- |
|
75; 80; |
0,4 |
- |
Установки для нижнего слива-налива автоцистерн и резервуаров |
|
5 - гидропневма- тические захваты |
100; 150; 200; 250; 300; 400; 500 |
1,0; 1,6 |
ГОСТ 19762-81 |
Стендеры |
Для соединения с приемно- отливными патрубками судовой грузовой системы |
Примечания:
1. Отклонение от соосности осей отверстий соединительных частей типа 2 - по ГОСТ 14140-81.
2. Соединения с условными проходами D 65, 75 и 80 мм должны иметь в комплекте переходники на фланцевое соединение D 100 мм.
3. Область применения указанных типов может быть расширена по согласованию с заказчиком.
4.* - запрещается использовать для вновь проектируемых средств.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Присоединительные устройства должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на присоединительные устройства конкретного типа по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Материалы, применяемые для изготовления присоединительных устройств, должны быть стойкими к нефти и нефтепродуктам, песку, пыли и морской балластной воде, воздействию окружающей среды и обеспечивать эксплуатацию в соответствующих климатических условиях по ГОСТ 15150-69 или иметь соответствующее антикоррозионное покрытие.
Материалы и покрытия не должны влиять на качество контактирующего с ними продукта.
Материалы и покрытия присоединительных устройств должны исключать искрообразование при ударе.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3. Присоединительные устройства не должны допускать утечки продукта как при отсутствии давления, так и при условном давлении, указанном в табл. 1.
2.3а. Присоединительные устройства должны выдерживать пробные давления по ГОСТ 356-80.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
2.4. На уплотнительных поверхностях присоединительных устройств риски, царапины, вмятины и забоины не допускаются.
2.5. Резьба присоединительных устройств типа 1 должна иметь полный, чистый и гладкий профиль, на ней не должно быть рисок, следов инструмента и надорванных или смятых витков.
2.6. Конструктивное выполнение присоединительных устройств в зависимости от области применения должно обеспечивать:
а) взаимозаменяемость однотипных по применению конструкций;
б) удобство обслуживания;
в) искробезопасность при шланговке из-за разности потенциалов причала-судна.
2.7. Присоединительные устройства типа 4, предназначенные для нижнего налива-слива автоцистерн, должны обеспечивать:
возможность подсоединения к патрубкам автоцистерны одним оператором без применения дополнительных устройств, деталей и инструментов;
пропускание нефтепродукта в прямом и обратном направлениях для обеспечения налива и слива автоцистерн;
автоматическое закрывание клапанов на патрубке автоцистерны и наконечнике присоединительного устройства при аварийном отсоединении наконечника или блокировку, исключающую отсоединение наконечника при открытых клапанах.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.8. Присоединительные устройства типа 5 должны быть оборудованы предохранительными устройствами, исключающими самопроизвольное отсоединение в процессе слива-налива.
2.9. Основные показатели надежности присоединительных устройств должны соответствовать следующим:
а) для резьбовых и фланцевых соединений установленная безотказная наработка - 3000 циклов;
б) для фланцевых соединений, применяемых на магистральных трубопроводах, срок службы - 15 лет;
в) для механических захватов - по ГОСТ 18194-79;
г) для гидропневматических захватов установленный ресурс до списания - не менее 1500 циклов.
Циклом считают присоединение и отсоединение присоединительных устройств.
2.10. Место установки присоединительного устройства на автомобильных средствах заправки, транспортирования и перекачки определяют в техническом задании заказчика. Основные размеры расположения присоединительных устройств должны соответствовать указанным в табл. 2.
2.9, 2.10. (Измененная редакция, Изм. N 1).
Таблица 2
|
Значения, м, для | |
Наименования размеров |
автомобильных средств заправки и транспортирования |
средств перекачки |
1. Расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли |
|
|
2. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до рамы шасси (по наружному габариту) |
|
|
3. Расстояние от привалочной плоскости присоединительных устройств до задней плоскости прицепа, не более |
|
|
Примечание. Для передвижных насосных установок, смонтированных на шасси автомобильных прицепов грузоподъемностью более 6 т, расстояние от оси присоединительных устройств до поверхности земли допускается от 0,5 до 2,0 м.
2.11. В железнодорожных вагонах-цистернах расстояние от привалочной плоскости сливного прибора до головки рельса должно быть не менее 575 мм.
2.12. Схемы и основные размеры расположения присоединительных устройств на нефтеналивных судах должны соответствовать табл. 3 и рекомендуемому приложению 3.
Таблица 3
|
Значения, м, при грузоподъемности, т | ||||
Наименования размеров |
До 16000 включ. |
Св. 16000 до 25000 включ. |
Св. 25000 до 60000 включ. |
Св. 60000 до 160000 включ. |
Св. 160000 |
1. Расстояние между центрами фланцев, не менее |
|
|
|
|
|
2. Расстояние от центров фланцев |
|
|
|
|
|
до палубы, не более |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
3. Расстояние от привалочной плоскости фланца до борта |
|
|
|
|
|
Примечание. Внешние присоединительные фланцы судовой грузовой системы следует располагать в вертикальной плоскости параллельно диаметральной плоскости судна.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Должно быть исключено попадание посторонних предметов внутрь присоединительных устройств в нерабочем и транспортном положениях.
3.2. При осуществлении сливо-наливных операций с нефтью и нефтепродуктами технические средства заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения должны быть надежно заземлены.
3.3. Усилия на рукоятках (маховиках) присоединительных устройств не должны быть более 160 Н.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4. Допускаемые нагрузки присоединительных устройств типа 5 на фланцы грузовых и бункеровочных линий нефтеналивных судов - по ГОСТ 19762-81.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ РЕЗЬБОВЫХ, ФЛАНЦЕВЫХ И РАСТРУБНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Резьбовые соединения с 25; 40 и 50 мм
мм
Условный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Н12 |
Н14 |
H14 |
h14 |
± |
± |
± |
25 |
М42Х2 |
32 |
23 |
35 |
31 |
3 |
16 |
18 |
40 |
М56ХЗ |
42 |
33 |
45 |
41 |
3 |
16 |
18 |
50 |
М68ХЗ |
56 |
46 |
60 |
55 |
4 |
20 |
20 |
Черт. 1
Резьбовое соединение с 65 мм
___________
* Размер для справок.
Черт. 2
Фланцевое соединение с 80, 100, 150 мм
мм
Условный проход |
|
|
|
|
|
|
|
Пред. откл. по h14 | |
65 |
72 |
82 |
100 |
4,5 |
80 |
78 |
88 |
108 |
5,0 |
100 |
98 |
108 |
132 |
6,5 |
150 |
144 |
154 |
190 |
10,5 |
___________
* Размер для справок.
Черт. 3
Раструбное соединение с 100; 150; 200 мм
____________
* Размер для справок.
мм
Условный проход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h14 |
Н12 |
h14 |
Н14 |
h14 |
h12 |
Н12 |
± |
Н12 |
± | ||||||
100 |
97,3 |
102 |
108,1 |
114 |
110 |
113,7 |
130,8 |
146 |
77 |
56 |
8 |
5 |
29 |
20 |
13 |
7 |
7 |
150 |
145,3 |
152 |
160 |
168 |
162 |
166,8 |
185,8 |
203 |
92 |
67 |
9 |
6 |
38 |
20 |
22 |
8 |
12 |
200 |
212 |
219 |
225 |
239 |
233 |
237 |
255 |
273 |
108 |
81 |
9 |
8 |
50 |
20 |
31 |
9,5 |
21 |
Черт. 4
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ФЛАНЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
Размеры в мм
|
|
|
|
Число отверстий, |
700 |
945 |
875 |
41 |
28 |
800 |
1055 |
985 |
41 |
32 |
1000 |
1300 |
1220 |
48 |
40 |
1200 |
1520 |
1440 |
48 |
48 |
Примечание. Чертеж не определяет конструкцию фланцевых соединений и приведен для указания основных присоединительных размеров.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
СХЕМЫ ВОЗМОЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ УСЛОВНЫХ ПРОХОДОВ, мм
2. Механические захваты
Сливной прибор железнодорожной цистерны |
Присоединительное устройство |
Установка |
2. Гидропневматические захваты
Стендер |
Присоединительные захваты |
Приемо-отливной патрубок судовой грузовой систем |
Примечание. Допускается применение переходников.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Текст документа сверен по:
официальное издание
Госстандарт СССР -
М.: Издательство стандартов, 1989