Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200007915.htm

    
    ГОСТ 3338-68*
(CT СЭВ 4536-84)

Группа Б19

    
    
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ

Метод определения сортности на богатой смеси

Aviation gasolines. Method for determination
of performance number by rich mixture

    
    
ОКСТУ 0209

Дата введения 1969-07-01

    
    
    Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 10 октября 1968 г. N 35 срок введения установлен с 01.07.69
    
    Постановлением от 27.05.85 N 1481 срок действия продлен до 01.01.88**

________________

    ** Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 2, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.
    
    ВЗАМЕН ГОСТ 3338-61
    
    * ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1985 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июле 1972 г., 01.12.81, Пост. N 5164 и 27.05.85. Пост. N 1481 (ИУС 8-72, 2-82, 8-85)
    
    
    Настоящий стандарт устанавливает метод определения сортности авиационных бензинов и их компонентов (далее - топлив), характеризующей их детонационную стойкость на богатой смеси (обязательное приложение 1а).
    
    Сущность метода заключается в сравнении мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, при работе на испытуемом и эталонных топливах в стандартных условиях испытания.
    
    Метод применяют для авиационных бензинов и их компонентов с сортностью от 90 до 160 единиц.
    
    Стандарт полностью соответствует CT СЭВ 4536-84.
    
    

1. АППАРАТУРА

    
    1.1. Установки одноцилиндровые ИТ9-1 с рабочим объемом цилиндра 652 см или установки такого же типа с рабочим объемом цилиндра 612 см, обеспечивающие получение таких же результатов определения сортности.
    
    Масло смазочное для двигателя МС-20 по ГОСТ 21743-76.
    
    Посуда мерная лабораторная стеклянная по ГОСТ 1770-74: колбы 2-200-2, 2-250-2, 2-500-2, 2-1000-2;
    
    цилиндры 1-100, 1-250, 1-1000.
    
    Бюретки 6-2-1, 6-2-2, 6-2-5 по ГОСТ 20292-74*.
______________
    * На территории Российской Федерации действуют ГОСТ 29169-91, ГОСТ 29227-91-ГОСТ 29229-91, ГОСТ 29251-91-ГОСТ 29253-91. - Примечание изготовителя базы данных.     


    Весы технические любого типа, позволяющие определять массу с погрешностью не более 5 г.
    
    

2. ЭТАЛОННЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА

    
    2.1. Для определения сортности на богатой смеси применяют эталонные и контрольные топлива.
    
    2.2. Эталонные топлива
    
    2.2.1. В качестве эталонных топлив применяют:
    
    при определении сортности от 100 и выше - эталонный изооктан по ГОСТ 12433-83 с добавлением тетраэтилсвинца (ТЭС) по ГОСТ 988-65* в виде этиловой жидкости в количествах, приведенных в табл.1а;
________________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 988-89. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
    
    при определении сортности ниже 100 - смеси эталонного изооктана с -гептаном эталонным по ГОСТ 25828-83 в количествах, приведенных в табл.1б.
    
    Средние индикаторные давления и сортность применяемых эталонных топлив приведены в табл.1в.
    
    

Таблица 1а

    

Номер образца эталонного топлива

Количество тетраэтилсвинца, см/кг

I

0

II

0,19

III

0,48

IV

0,76

V

1,15

VI

1,53

VII

2,30

    
    
Таблица 1б

    

Номер образца эталонного топлива

Состав эталонного топлива, % (по объему)


ЭИ

эталонный гептан



90

10



95

5

    
    
Таблица 1в

    

Номер образца эталонного топлива

Среднее индикаторное давление
при 0,112, кПа·10 (кгс/см)

Сортность



8,73 (8,90)

90



9,70 (9,90)

95

I

11,67 (11,90)

100

II

12,94 (13,20)

116

III

14,12 (14,40)

130

IV

15,10 (15,40)

139

V

16,08 (16,40)

147

VI

16,96 (17,30)

153

VII

17,75 (18,10)

161

    
    
    2.2.2. Массовую долю ТЭС в этиловой жидкости пересчитывают в объемную долю по формуле
    

,

    
где - массовая доля ТЭС в этиловой жидкости, %;

    
     - плотность этиловой жидкости, кг/м;
    
     - плотность ТЭС, кг/м.
    
    2.2.1; 2.2.2. (Измененная редакция, Изм. N 3).
    
    2.3. Контрольные топлива
    
    2.3.1. Для контроля пригодности установки к испытаниям применяют контрольные топлива, указанные в табл.1.
    
    

Таблица 1

    


Состав контрольного топлива, % (по объему)



Номер образца контрольного топлива


Толуол, ч.д.а.
по ГОСТ 5789-78

ЭИ

Эталонный -гептан

Концентрация ТЭС, см/кг


Номинальная сортность


1-А

25

58

17

1,5

130

2-А

25

55

20

1,5

115

3-А

25

50

25

1,5

100

    
    
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    
    2.3.2; 2.3.3. (Исключены, Изм. N 3).
    
    2.3.4. Смеси эталонных и контрольных топлив составляют при комнатной температуре в мерной посуде. Температура смешиваемых топлив должна быть не ниже 15 °С и не должна различаться более чем на 3 °С.
    
    Контрольное топливо перед этилированием взвешивают с погрешностью не более ±5 г.
    
    Этилирование контрольных топлив производят при помощи микробюретки с учетом фактического содержания ТЭС в этиловой жидкости.
    
    2.3.5. Эталонные и контрольные топлива хранят в прохладном месте в герметичной упаковке, обеспечивающей стабильность свойств топлив при хранении.
    
    2.3.4; 2.3.5. (Измененная редакция, Изм. N 3).
    
    2.4. Вспомогательные топлива
    
    Для проверки теплового состояния двигателя применяют бензол ч.д.а. по ГОСТ 5955-75 или нефтяной бензол для синтеза, высшей категории качества по ГОСТ 9572-77* и бензин прямой перегонки или бензин-растворитель по ГОСТ 3134-78.
______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9572-93. - Примечание изготовителя базы данных.
    
    (Введен дополнительно, Изм. N 3).
    
    

3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

    
    3.1. Пригодность установки для испытания оценивают после переборки двигателя (по окончании его обкатки) и в случае сомнения в полученных результатах испытания.
    
    Проверяют установку на соответствие требованиям пп.3.1.1- 3.1.5.
    
    3.1.1. Максимальное среднее индикаторное давление, определенное на недетонирующем топливе (ЭИ+2,30 см/кг ТЭС) при наддуве 1,354·10 кПа (1016 мм рт.ст.) должно быть (11,32·10±0,29·10) кПа (11,55±0,30) кгс/см.
    
    Мощность двигателя на недетонирующем топливе проверяют снятием характеристики по составу смеси и на основании этой характеристики определяют максимальное среднее индикаторное давление по формуле
    

,

    
где - показания динамометра при работе двигателя на топливе, кПа;

    
     - показания динамометра при прокрутке двигателя без топлива, кПа.
    
    3.1.2. Допускаемое отклонение среднего индикаторного давления при снятии детонационной характеристики на эталонном топливе от среднего индикаторного давления того же топлива по табл.1в не должно превышать ±0,68·10 кПа (0,7 кгс/см)
    

при 0,112,

    
где - расход топлива, кг/мин;

    
     - расход воздуха, кг/мин.
    
    3.1.3. Разность средних индикаторных давлений двух смежных эталонных топлив, определенных при одинаковом соотношении топлива к воздуху (п.3.1.2), не должна отличаться более чем на ±0,29·10 кПа (±0,30 кгс/см) от разности индикаторных давлений тех же топлив по табл.1в.
    
    3.1.4. Смесь, состоящая по объему из 55% ЭИ, 35% бензола ч.д.а. или нефтяного бензола, высшей категории качества и 10% бензина прямой перегонки или бензина-растворителя и содержащая 0,79 см/дм (1,055 см/кг) ТЭС, будет эквивалентна ЭИ с (0,84±0,08) см ТЭС на 1 кг топлива. Отсутствие эквивалентности указывает на неудовлетворительное состояние двигателя.
    
    3.1.5. При выключении зажигания во время испытания на исследуемых или эталонных топливах должно быть мгновенное прекращение вспышек.
    
    3.2. Перед определением сортности испытуемого топлива проверяют правильность работы установки на соответствующем контрольном топливе, близком к сортности испытуемого топлива. Отклонение сортности контрольного топлива от номинальной не должно превышать ±2 единицы.
    
    3.2.1. Проверку установки по контрольному топливу производят в начале рабочего дня и при проведении в процессе испытания каких-либо регулировочных работ или изменений в оборудовании.
    
    Разд.3. (Измененная редакция, Изм. N 3).
    
    

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

    
    4.1. Условия проведения испытания
    
    4.1.1. При определении сортности топлива на богатой смеси должны соблюдаться условия, указанные в табл.2.
    
    

Таблица 2

    

Наименование показателя

Норма

Частота вращения коленчатого вала двигателя, с

30,00±0,75

Степень сжатия (постоянная)

7:1

Угол опережения зажигания (постоянный), град.

45±1

Температура охлаждающей жидкости, °С

190±3

Температура всасываемого воздуха, °С:



    в малом уравнительном рессивере

107±3

    после диафрагмы (мерной шайбы)

52±2

Температура топлива в магистрали двигателя, °С, не более

38

Температура масла в картере двигателя до радиатора, °С

74±3

Понижение температуры масла в радиаторе, °С

От 8 до 15

Давление масла в магистрали при работе двигателя, кПа (кгс/см)

4,10·10±0,34·10
(4,2±0,35)

Давление топлива перед плунжером насоса (для впрыска топлива, кПа (кгс/см)

0,98·10±0,14·10
(1,0±0,15)

Давление впрыска топлива, кПа (кгс/см)

82,3·10±6,8·10
(84±7,0)

Абсолютное давление воздуха перед мерной шайбой, кПа (кгс/см)

3,7400·10±0,0343·10
(3,820±0,035)

Угол подачи топлива (поворот коленчатого вала после верхней мертвой точки в такте всасывания), град

50±5

Интенсивность детонации

Начальная

Зазор между штоками и коромыслами клапанов, мм:



    для всасывающего клапана

0,200±0,025

    для выхлопного клапана

0,250±0,025

Зазор между контактами прерывателя магнето, мм

0,30±0,05

Зазор между электродами свечи зажигания, мм

От 0,28 до 0,60

    
    
    4.1.2. Степень сжатия 7:1 соответствует отсчету по микрометру (19,2±0,1) мм. При этих условиях вода в объеме (112,0±0,5) см должна заполнить камеру сгорания до верхнего торца отверстия для датчика детонации при положении поршня в верхней мертвой точке в такте сжатия. Микрометр устанавливают на холодном двигателе при температуре масла в картере от 50 до 60 °С. Вода, наливаемая в камеру сгорания, должна иметь температуру окружающей среды. При проверке микрометра в камеру сгорания три раза наливают по (112,0±0,5) см воды и вычисляют среднее арифметическое значение трех показаний.
    
    4.1.3. За начальную детонацию принимают такую детонацию, которая соответствует слабому, но явно различаемому прерывистому детонационному стуку, который оператор в состоянии многократно и безошибочно определить на слух.
    
    Для нахождения начальной интенсивности детонации сначала устанавливают детонацию несколько сильнее начальной, затем медленно обогащают смесь до исчезновения детонации, после чего незначительным обеднением смеси добиваются появления детонации начальной интенсивности.
    
    4.2. Запуск и установление рабочего режима
    
    Включают электроподогрев масла и при температуре масла в картере от 70 до 75 °С подают воду в систему охлаждения цилиндра двигателя, масла и выхлопного патрубка.
    
    После запуска двигателя с помощью электромотора включают зажигание и подают топливо.
    
    Чтобы работа двигателя была устойчивой, регулируют состав смеси. Запуск и прогрев двигателя производят без наддува на топливе, обеспечивающем отсутствие детонации.
    
    Перед запуском необходимо проверить зазоры клапанов, наличие охлаждающей жидкости в конденсаторе, осмотреть запальную свечу, смазать коромысла клапанов. После прогрева двигателя в течение 20-25 мин включают подачу сжатого воздуха в систему наддува, прогревают до установления температурного режима в соответствии с табл.2 и проводят испытания.
    
    4.3. Снятие детонационных характеристик на эталонном и испытуемом топливах
    
    4.3.1. Методы снятия детонационной характеристики на эталонном и испытуемом топливах аналогичны
    
    Детонационные характеристики строят по ряду значений средних индикаторных давлений, соответствующих работе двигателя на разных составах смеси при начальной интенсивности детонации.
    
    Для снятия детонационных характеристик определяют от шести до семи точек, равномерно расположенных на кривой (черт.1).
    

         


Черт.1

    
    
    Для определения сортности топлива снимают часть детонационной характеристики (от четырех до пяти точек), лежащей в области богатых смесей, при отношении топлива к воздуху от 0,085 до 0,120.
    
    Состав топливно-воздушной смеси вычисляют как отношение времени расхода 50 г воздуха ко времени расхода 50 г топлива.
    
    4.3.2. При снятии точек детонационной характеристики каждый раз после установления начальной интенсивности детонации измеряют следующие величины:
    
    время расхода 50 г воздуха и топлива в секундах;
    
    показание динамометра при работе двигателя на топливе;
    
    показание динамометра при прокрутке двигателя от электромотора;
    
    давление наддува;
    
    температуру воздуха (поступающего в двигатель) перед измерительной шайбой и в малом ресивере;
    
    температуру и давление масла в картере двигателя;
    
    температуру охлаждающей жидкости.
    
    4.3.3. Определение точки 1 детонационной характеристики (черт.1)
    
    Устанавливают произвольный наддув и регулируют состав смеси на максимальное показание динамометра. Если наблюдается детонация, уменьшают наддув и вновь регулируют состав смеси на максимальную мощность до тех пор, пока не будет найдена максимальная мощность при отсутствии детонации. Далее, сохраняя найденный расход топлива, увеличивают давление наддува до появления начальной интенсивности детонации (п.4.1.3).
    
    4.3.4. Определение точек 2-5 детонационной характеристики (см. черт.1)
    
    Точки 2-5 определяют последовательно следующим образом: для снятия точек 2-4, лежащих на восходящей ветви кривой, обогащают смесь до полного исчезновения детонации, затем увеличивают наддув от 6,66 до 13,33 кПа (от 50 до 100 мм рт.ст.) по сравнению с величиной, установленной для предыдущей точки. После этого обедняют смесь до получения начальной детонации, как указано в п.4.1.3.
    
    При снятии точки 5 несколько обогащают смесь по сравнению с предыдущей точкой и изменением давления наддува устанавливают начальную интенсивность детонации.
    
    Разд.4. (Измененная редакция, Изм. N 3).
    
    Разд.5. (Исключен, Изм. N 3).
    
    

6. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

    
    6.1. При определении сортности топлива необходимо снять и построить детонационные характеристики для испытуемого и эталонного топлив (черт.2). Для этого по оси ординат откладывают среднее индикаторное давление ( в кПа или кгс/см), соответствующее начальной детонации, а по оси абсцисс - отношение массы топлива к массе воздуха , расходуемых в единицу времени.
    

    

Детонационные характеристики топлив

         
1 - начальная детонационная характеристика эталонного топлива; 2 - детонационная характеристика
эталонного топлива, снятая в день испытания; 3 - детонационная характеристика испытуемого топлива

Черт.2

    
    Детонационные характеристики испытуемого и эталонных топлив строят на специальном графике, на котором нанесены стандартные детонационные характеристики эталонных топлив (см. черт.2).
    
    6.2. При определении сортности топлива необходимо вычислить приведенное среднее индикаторное давление для испытуемого топлива и в зависимости от его величины найти сортность топлива.
    
    Приведенное среднее индикаторное давление в килопаскалях вычисляют по формуле
    

,

    
где - среднее индикаторное давление испытуемого топлива при 0,112;

    
     - среднее индикаторное давление эталонного топлива по табл.1в;
    
     - среднее индикаторное давление эталонного топлива в день испытания при 0,112.
    
    Пример вычисления сортности топлива приведен в обязательном приложении 2.
    
    6.3. Результаты подсчета сортности авиационных бензинов и их компонентов указывают в целых единицах, при этом дробное значение 0,5 округляют в меньшую сторону.
    
    6.4. Результаты двух определений сортности на богатой смеси одного и того же топлива, на одной и той же установке не должны отличаться от среднего арифметического сравниваемых результатов более чем на ±1 единицу сортности для топлив с сортностью до 145 включительно, на ±2 единицы - для топлив с сортностью более 145.
    
    6.5. Результаты испытаний при определении сортности на богатой смеси одного и того же топлива, полученные на разных установках одного и того же типа, не должны отличаться от среднего арифметического сравниваемых результатов испытаний более чем на ±2 единицы сортности для топлив с сортностью до 145 включительно, на ±3 единицы - для топлив с сортностью более 145.
    
    6.2-6.5. (Измененная редакция, Изм. N 3).
    
    6.6-6.8. (Исключены, Изм. N 1, 3).
    
    

ПРИЛОЖЕНИЕ 1a
Обязательное

    
    1. За сортность топлива на богатой смеси принимают показатель его детонационной стойкости, равный сортности эталонного топлива, имеющего одинаковое с испытуемым топливом среднее индикаторное давление в условиях испытания.
    
    2. Сортность топлива на богатой смеси характеризует мощность двигателя в процентах при работе на испытуемом топливе по сравнению с мощностью двигателя, полученной на эталонном изооктане, сортность которого принимается за 100 единиц.
    
    Сортность обозначается в виде знаменателя дроби, числитель которой представляет октановое число по моторному методу.
    
    (Введено дополнительно, Изм. N 3).
    
    

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

    

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА УСТАНОВКЕ
С ЦИЛИНДРОМ РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 612 мл


(Исключены, Изм. N 1)


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОРТНОСТИ НА БОГАТОЙ СМЕСИ ТОПЛИВ, УГЛЕВОДОРОДОВ
И КОМПОНЕНТОВ МЕТОДОМ СМЕШЕНИЯ


    
    1. Метод смешения применяется при определении сортности на богатой смеси топлив, углеводородов и компонентов, сортность которых выходит за пределы 90-160, а также когда имеется небольшое количество испытуемого топлива.
    
    Сортность по данному методу определяется в смеси испытуемого топлива с эталонным топливом-разбавителем.
    
    2. Для определения сортности топлив методом смешения применяют установки, указанные в разд.1.
    
    3. В качестве эталонного топлива-разбавителя применяют смесь, состоящую (по массе) из 85% технического эталонного изооктана по ГОСТ 12433-83 и 15% эталонного -гептана по ГОСТ 15828-83.
    
    4. Этиловая жидкость, применяемая при этилировании эталонного топлива-разбавителя, должна соответствовать ГОСТ 988-65.
    
    5. Перед определением сортности эталонное топливо-разбавитель и испытуемое топливо этилируют этиловой жидкостью, взятой в равных количествах на 1 кг.
    
    6. Для определения сортности составляют (по массе) следующие смеси этилированного эталонного топлива-разбавителя и этилированного испытуемого топлива:
    
    а) 70% эталонного топлива-разбавителя и 30% испытуемого топлива, если этим топливом являются ароматические углеводороды и ароматические компоненты;
    
    б) 50% эталонного топлива-разбавителя и 50% испытуемого топлива, если этим топливом являются неароматические углеводороды и неароматические компоненты.
    
    7. Сортность этилированного эталонного топлива-разбавителя и приготовленной смеси эталонного топлива-разбавителя с испытуемым топливом определяют в соответствии с разд.3-6.
    
    Сортность испытуемого топлива вычисляют по формуле
    

,

    
где - сортность эталонного топлива-разбавителя;

    
     - сортность смеси эталонного топлива-разбавителя с испытуемым топливом;
    
     - содержание испытуемого топлива в смеси с эталонным топливом-разбавителем, %.
    
    Результаты подсчета сортности дают в целых числах, причем дробную величину 0,5 округляют в меньшую сторону.
    
    8. Расхождения при параллельных определениях сортности по методу смешения одного и того же образца топлива на одной установке не должны превышать ±2 единицы, а на разных установках одного и того же типа не должны превышать ±3 единицы от среднего арифметического результатов этих испытаний.
    
    

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное

    
ПРИМЕР ВЫЧИСЛЕНИЯ СОРТНОСТИ ТОПЛИВА

    
    1. Среднее индикаторное давление испытуемого топлива при начальной детонации составляет 1451 кПа (14,80 кгс/см), см. черт.2 настоящего стандарта.
    
    2. Среднее индикаторное давление эталонного топлива (эталонный изооктан, содержащий 0,48 см/кг ТЭС), при начальной детонации по кривой, снятой для этого топлива в день испытания, составляет 1360 кПа (13,90 кгс/см).
    
    3. Значение среднего индикаторного давления эталонного топлива по табл.1в настоящего стандарта составляет 1412 кПа (14,40 кгс/см).
    
    4. Разность между средними индикаторными давлениями будет составлять 1412-1360=52 кПа (14,40-13,90=0,50 кгс/см).
    
    5. Приведенное среднее индикаторное давление для испытуемого топлива будет составлять 1451+52=1503 кПа (14,80+0,50=15,30 кгс/см).
    
    6. Сортность испытуемого топлива по таблице будет равна 138 единицам.
    
    

Сортность

Приведенное среднее индикаторное давление, кПа·10 (кгс/см)

90

8,73 (8,90)

91

8,84 (9,02)

92

9,02 (9,20)

93

9,22 (9,40)

94

9,46 (9,65)

95

9,70 (9,90)

96

10,00 (10,20)

97

10,45 (10,66)

98

10,74 (10,95)

99

11,18 (11,40)

100

11,67 (11,90)

101

11,77 (12,00)

102

11,82 (12,05)

103

11,87 (12,10)

104

11,96 (12,20)

105

12,06 (12,30)

106

12,16 (12,40)

107

12,21 (12,45)

108

12,26 (12,50)

109

12,36 (12,60)

110

12,45 (12,70)

111

12,55 (12,80)

112

12,65 (12,90)

113

12,70 (12,95)

114

12,75 (13,00)

115

12,85 (13,10)

116

12,94 (13,20)

117

13,04 (13,30)

118

13,14 (13,40)

119

13,19 (13,45)

120

13,24 (13,50)

121

13,34 (13,60)

122

13,44 (13,70)

123

13,53 (13,80)

124

13,58 (13,85)

125

13,63 (13,90)

126

13,73 (14,00)

127

13,83 (14,10)

128

13,93 (14,20)

129

14,02 (14,30)

130

14,12 (14,40)

131

14,22 (14,50)

132

14,32 (14,60)

133

14,42 (14,70)

134

14,51 (14,80)

135

14,61 (14,90)

136

14,80 (15,10)

137

14,91 (15,20)

138

15,00 (15,30)

139

15,10 (15,40)

140

15,20 (15,50)

141

15,40 (15,70)

142

15,49 (15,80)

143

15,59 (15,90)

144

15,69 (16,00)

145

15,89 (16,20)

146

15,98 (16,30)

147

16,08 (16,40)

148

16,28 (16,60)

149

16,38 (16,70)

150

16,57 (16,90)

151

16,67 (17,00)

152

16,87 (17,20)

153

16,96 (17,30)

154

17,06 (17,40)

155

17,16 (17,50)

156

17,36 (17,70)

157

17,46 (17,80)

158

17,55 (17,90)

159

17,60 (17,95)

160

17,70 (18,05)

161

17,75 (18,10)

    
    
    (Введено дополнительно, Изм. N 3).