ГОСТ 7371-89
Группа Д32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВЕЛОСИПЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Общие технические условия
Bicycles for children. Specifications
ОКП 45 2950
Срок действия с 01.01.91
до 01.01.92*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
Постановлением Госстандарта России
от 21.06.91 N 945. (ИУС N 9, 1991 г.). -
Примечание .
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Минавтосельхозмашем СССР
РАЗРАБОТЧИКИ СТАНДАРТА
А.С.Дьяченко, Е.А.Орлова (руководитель темы), Ю.О.Гирш, Б.И.Ровенский, Л.В.Вакула
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.09.89 N 2916
3. ВЗАМЕН ГОСТ 7371-83
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер раздела, пункта, подпункта |
3.5.1 | |
3.5.5 | |
3.5.5 | |
3.5.5 | |
ГОСТ 9840-74 |
3.5.5 |
3.4.3 | |
6.1, 6.3 | |
3.2.2 | |
3.2.1 | |
3.5.5 | |
2 | |
ГОСТ 26964-86 |
4.11 |
Настоящий стандарт распространяется на велосипеды для детей, изготавливаемые для внутреннего рынка и экспорта.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ
Виды велосипедов и соответствующие им коды приведены в таблице.
Наименование вида |
Код ОКП |
Двухколесный |
45 2951 |
Комбинированный |
45 2952 |
Трехколесный с приводом на заднее колесо |
45 2952 |
Трехколесный с приводом на переднее колесо |
45 2952 |
2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
Основные параметры и размеры велосипедов - по ГОСТ 25243.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. Характеристики
3.1.1. Велосипеды должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, нормативно-технической документации на конкретные модели, по образцам-эталонам и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
3.1.2. Установленный срок службы велосипедов - не менее 3 лет.
При расчете установленного срока службы за предельное состояние принимают такое состояние велосипеда, при котором сохранение параметров, приведенных в разд.3, требует замены рамы.
3.1.3. Работа подвижных соединений должна быть без заеданий.
В велосипедах с цепной передачей не допускается набегание на вершины зубьев звездочки и сбрасывание цепи.
3.1.4. Смещение боковой поверхности обода переднего колеса двухколесного велосипеда относительно заднего - не более 7 мм.
3.1.5. Отклонение перпендикулярности оси задних колес трехколесных и комбинированных велосипедов относительно плоскости симметрии велосипеда - не более 2°.
3.1.6. Отклонение от взаимного расположения шатунов, кривошипов, полукривошипов под углом 180° - не более 5°.
3.1.7. Радиальное и торцевое биение ободьев колес велосипедов, оснащенных тормозами на обод, - не более 2 мм, остальных - не более 4 мм.
3.1.8. Зазор между шиной колеса и любой деталью рамы или передней вилки - не менее 2 мм. В велосипедах с цепной передачей зазор между левым шатуном, полукривошипом и рамой - не менее 2 мм.
3.1.9. При опоре велосипеда на колесо зазор между каждым поддерживающим роликом и базовой поверхностью - не более 25 мм.
3.1.10. Расстояние по горизонтали между плоскостью симметрии велосипеда и внутренней торцевой поверхностью ролика должно составлять не менее 175 мм.
3.1.11. Велосипеды с цепной передачей должны быть оборудованы:
тормозной системой (при наличии бестормозной и тормозной втулок);
щитком цепи или защитным диском (для двухколесных велосипедов).
3.1.12. В велосипедах, оснащенных ручным тормозом с тросовым приводом, винты для крепления деталей привода к раме или вилке должны быть снабжены соответствующими стопорными устройствами (пружинными шайбами, стопорными или самоконтрящими гайками). Тормозная система должна работать без заеданий. Стяжной болт троса не должен перерезать ни одну из проволок троса.
3.1.13. При действии на рукоятку ручного тормоза усилием руки колодки должны прилегать к тормозной поверхности обода или шины колеса. После снятия усилия должно обеспечиваться растормаживание и возврат рукоятки в исходное положение.
3.1.14. Механизм ножного тормоза должен действовать независимо от положения шатунов.
3.1.15. В велосипедах с ножным тормозом угол поворота шатунов от начала движения назад до начала торможения должен быть не более 60°. Измерение угла проводится при приложении к шатуну в его крайних положениях момента 14 Н·м.
3.1.16. В велосипедах с ручным тормозом сила торможения должна нарастать постепенно в соответствии с увеличением силы, прикладываемой на рукоятку, от 45 до 90 Н и составлять не менее 50 Н при приложении силы на рукоятку 90 Н.
В велосипедах с ножным тормозом сила торможения, передаваемая на заднее колесо, должна нарастать постепенно с увеличением силы, прикладываемой к педали, от 20 до 100 Н. Отношение силы, прикладываемой к педали, к силе торможения не должно превышать 2:1.
Сила торможения 46,3 Н должна соответствовать теоретическому тормозному пути менее 2,5 м при скорости 10 км/ч и общей мacce водителя и велосипеда 30 кг.
3.1.17. На расстоянии не менее 40 мм от нижнего конца стержня руля, регулируемого по высоте, должна быть нанесена ограничительная метка, обозначающая максимально допустимое выдвижение руля из вилки. Указанная метка не должна влиять на прочность стержня руля.
3.1.18. Передняя вилка должна свободно, без заеданий и заклиниваний поворачиваться на угол не менее 60° и не более чем на 75° (кроме трехколесных велосипедов с приводом на переднее колесо), измерение которого должно проводиться в направлении прямолинейного движения в обе стороны от плоскости симметрии велосипеда.
3.1.19. Концы трубы руля должны быть снабжены ручками, выдерживающими силу стягивания 70 Н.
3.1.20. При приложении к трубе руля, регулируемой по высоте, крутящего момента 30 Н·м в плоскости, параллельной осям стержня и средней части трубы руля, или к стержню руля силы 500 Н, направленной вперед по ходу движения под углом 45° к оси стержня руля и приложенной к точке соединения стержня руля с трубой, не должно быть разрушений и остаточной деформации стержня более 20 мм на 100 мм его длины.
3.1.21. При одновременном приложении с обеих сторон трубы руля двух сил по 130 Н не должно быть перемещения ее относительно стержня. Силы должны прилагаться в точках и направлениях, обеспечивающих наибольшее значение крутящего момента в соединении трубы со стержнем на расстоянии не более 15 мм от концов трубы.
3.1.22. При приложении к стержню руля, регулируемого по высоте, крутящего момента в плоскости, перпендикулярной к оси стержня, 15 Н·м стержень руля не должен перемещаться относительно стержня вилки.
3.1.23. При приложении к седлу, соединенному с седлодержателем замком, в вертикальном направлении силы 300 Н не должно быть перемещения седла в любом направлении относительно седлодержателя.
При приложении к седлу, регулируемому по высоте, силы 100 Н в горизонтальном направлении не должно быть перемещения седлодержателя относительно рамы.
Сила прикладывается на расстоянии 25 мм от переднего или заднего конца седла.
3.1.24. На расстоянии не менее 40 мм от торца нижнего конца седлодержателя, закрепляемого в произвольном положении, должна быть нанесена ограничительная метка, обозначающая максимально допустимое выдвижение его из подседельной трубы (рамы). Указанная метка не должна влиять на прочность седлодержателя.
3.1.25. Виды и толщины защитных и защитно-декоративных покрытий - по нормативно-технической документации.
3.2. Требования к сырью, материалам, комплектующим изделиям
3.2.1. Металлические подвижные соединения велосипедов должны быть смазаны консистентной смазкой.
Допускается применение других смазок, обеспечивающих работоспособность подвижных соединений.
Смазка велосипедов, предназначенных для эксплуатации в районах с тропическим климатом, - по ГОСТ 15156.
3.2.2. Требования к материалам для изготовления велосипедов, предназначенных для эксплуатации в районах с тропическим климатом, - по ГОСТ 15151.
3.3. Комплектность
3.3.1. В комплект велосипеда должны входить:
насос (для велосипедов с пневматическими шинами);
инструмент (для велосипедов с регулируемыми составными частями);
руководство по эксплуатации или паспорт.
3.3.2. Комплектность велосипедов, предназначенных на экспорт, - в соответствии с условиями договора между предприятием и внешнеэкономической организацией.
3.4. Маркировка
3.4.1. На велосипеде должен быть укреплен или нанесен товарный знак предприятия-изготовителя.
3.4.2. На велосипедах, предназначенных на экспорт, должна быть нанесена надпись "Сделано в СССР" на русском или иностранном языке в соответствии с условиями договора между предприятием и внешнеэкономической организацией.
3.4.3. Маркировка транспортной тары велосипедов, отдельно упакованных комплектующих изделий - по ГОСТ 14192.
Маркировка должна включать:
товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
модель велосипеда;
обозначение нормативно-технической документации на конкретную модель велосипеда;
количество велосипедов и (или) перечень и количество комплектующих изделий;
дату упаковывания;
цену изделия при индивидуальной упаковке.
3.5. Упаковка
3.5.1. Неокрашенные поверхности металлических деталей велосипедов и комплектующих изделий должны быть законсервированы по ГОСТ 9.014. По согласованию с потребителем допускается консервацию не проводить.
3.5.2. При упаковывании велосипедов в дощатые обрешетки окрашенные поверхности деталей, седло и комплектующие изделия должны быть обернуты бумагой, обеспечивающей их сохранность.
3.5.3. При упаковывании велосипедов в тару допускается руль и педали устанавливать в нерабочее положение, а комплектующие изделия прикреплять к велосипеду в картонной коробке или целлофановом мешке при условии обеспечения их сохранности при транспортировании.
3.5.4. Допускается упаковывать велосипеды в полуразобранном виде по согласованию с потребителем.
3.5.5. Комплектующие изделия допускается упаковывать отдельно от велосипедов. При этом они должны быть обернуты бумагой по ГОСТ 1760, ГОСТ 9569, ГОСТ 16711, ГОСТ 9840 и упакованы в деревянные ящики, выложенные внутри водонепроницаемой бумагой, ящики из гофрированного картона, картонные коробки или полиэтиленовые мешки.
По согласованию с потребителем допускается применять бумагу по ГОСТ 8273 или другую бумагу, обеспечивающую сохранность составных частей изделия от механических повреждений.
3.5.6. Эксплуатационная документация должна быть прикреплена к велосипеду в водонепроницаемом пакете или вложена в тару с комплектующими изделиями.
При индивидуальной упаковке по согласованию с потребителем допускается эксплуатационную документацию не вкладывать в водонепроницаемый пакет или в тару с комплектующими изделиями.
3.5.7. Вид транспортной тары устанавливают в нормативно-технической документации на велосипед конкретной модели.
3.5.8. Упаковка велосипедов, предназначенных на экспорт, - в соответствии с условиями договора между предприятием и внешнеэкономической организацией.
4. ПРИЕМКА
4.1. Для проверки соответствия велосипедов требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.
4.2. Приемочный контроль велосипедов осуществляют способом "Поток" или от каждой партии.
4.2.1. Контролю на соответствие требованиям пп.3.1.1. (в части образцов-эталонов); 3.1.3, 3.1.11-3.1.14, 3.1.19 (наличие ручек или заглушек); 3.1.25 (внешний вид); 3.3.1, 3,3.2, 3.4.1, 3.4.2 следует подвергать каждый велосипед.
4.2.2. Контролю способом "Поток" на соответствие требованиям пп.3.1.4-3.1.10 следует подвергать один велосипед из первых 10 в начале смены и один велосипед - из последующих в потоке 100-200 велосипедов.
4.2.3. План контроля от каждой партии устанавливается в нормативно-технической документации на конкретную модель велосипеда.
4.3. Если будет установлено несоответствие велосипеда хотя бы одному из требований, подлежащих сплошному контролю, велосипед не принимают.
4.4. Если будет установлено несоответствие велосипеда хотя бы одному из требований, подлежащих выборочному контролю, то подвергают контролю удвоенное количество велосипедов по этому требованию из последующих велосипедов в потоке или из той же партии.
4.5. Результаты контроля удвоенного количества велосипедов считаются положительными, если ни на одном велосипеде не будет обнаружено несоответствие стандарту по проверяемому требованию.
4.6. Если при контроле удвоенного количества велосипедов будет установлено несоответствие стандарту по проверяемому требованию хотя бы на одном велосипеде, то вводят сплошной контроль по этому требованию до устранения дефекта. Дефектные велосипеды не принимают, не распространяя это на другие велосипеды.
4.7. Периодические испытания велосипедов проводят не реже одного раза в год на соответствие требованиям пп.3.1.15-3.1.25 (толщина покрытия).
4.8. Периодическим испытаниям подвергают не менее двух велосипедов каждой модели из числа прошедших приемочный контроль.
4.9. Если при проведении периодических испытаний будет установлено несоответствие требованиям п.4.7 хотя бы на одном велосипеде, испытания прекращают.
4.10. Отступления от установленных требований, устраняемые регулировкой, не являются браковочным признаком.
4.11. При наличии на предприятии-изготовителе Государственной приемки должны проводиться предъявительские, приемосдаточные, периодические и типовые испытания в соответствии с ГОСТ 26964.
Предъявительские испытания проводят в объеме приемочного контроля.
4.12. Приемка велосипедов потребителем
4.12.1. Потребитель при необходимости проводит выборочный или сплошной контроль на соответствие велосипедов требованиям пп.4.2.1-4.2.3.
4.12.2. Выборочный контроль велосипедов осуществляют методом случайной выборки от партии велосипедов, полученных по одному сопроводительному документу, в объеме 5%, но не более чем на пяти велосипедах.
4.12.3. Партию велосипедов считают принятой, если в первой выборке отсутствуют дефектные велосипеды. При выявлении дефектных велосипедов в первой выборке осуществляют отбор второй выборки.
4.12.4. Число проверяемых велосипедов во второй выборке должно быть равно удвоенному числу проверяемых велосипедов при первой выборке.
4.12.5. Если при проверке второй выборки число выявленных дефектных велосипедов более одного, то партию считают не выдержавшей испытания.
4.13. Проверку велосипедов на соответствие требованию п.3.1.2 проводят на стадии приемочных испытаний опытного образца и при модернизации.
5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ
Методы контроля и испытаний устанавливают в отраслевой нормативно-технической документации.
6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Транспортирование велосипедов допускается транспортом любого вида при условии обеспечения их сохранности и в соответствии с правилами перевозок грузов, действующих на транспорте данного вида.
Условия транспортирования велосипедов климатического исполнения У-5 (ОЖ4), исполнения Т-6 (ОЖ2), при морских перевозках - 3 (ЖЗ) - по ГОСТ 15150.
6.2. Допускается транспортирование велосипедов в железнодорожных вагонах, в контейнерах, специально оборудованных автофургонах, без упаковывания в транспортную тару при условии обеспечения их сохранности.
6.3. Условия хранения велосипедов исполнений У-2 (С), Т-6 (ОЖ2) - по ГОСТ 15150.
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие велосипедов требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации, транспортирования и хранения.
7.2. Гарантийный срок - 18 месяцев со дня продажи через розничную торговую сеть.
7.3. Гарантийный срок эксплуатации велосипедов, предназначенных для экспорта, со дня проследования через Государственную границу СССР - в соответствии с условием договора между предприятием и внешнеэкономической организацией.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1989