РД 31.06.06-86
МЕТОДИКА РАСЧЕТА
ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ
Дата введения 1986-10-01
РАЗРАБОТАНА Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроектом)
Ленинградским филиалом (Ленморниипроектом)
Главный инженер В.А.Фирсов
Главный инженер проекта Б.Е.Керштейн
Руководитель разработки с.н.с., к.т.н. М.К.Мацкевич
Ответственный исполнитель - главный специалист К.И.Бунин
Исполнитель - инженер Н.М.Порватова
СОГЛАСОВАНА: письмом от 17.03.86 г. N 50-54-86 начальника управления нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета СССР В.П.Антоновым;
Главной геофизической обсерваторией им. А.И.Воейкова,
Заместитель директора С.И.Зачек
УТВЕРЖДЕНА заместителем начальника Главфлота В.Г.Куриленко 23 апреля 1986 г.
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ письмом Министерства морского флота от 24.04.86 N ГФ-16/6-799
ВЗАМЕН РТМ 31.3014-77
Настоящий руководящий документ устанавливает методы расчета валовых годовых и секундных выбросов вредных веществ в атмосферу объектами порта и транспортными судами и подготовки исходных данных для расчета рассеивания выбросов в атмосферу.
Руководящий документ распространяется на расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу при разработке норм временно согласованных выбросов (ВСВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), инвентаризации источников выбросов, составлении статистической отчетности по охране атмосферного воздуха, а также при разработке проектно-сметной документации.
Руководящий документ не распространяется на расчеты выбросов при хранении и перегрузке жидких и газообразных химических грузов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу должны на основе анализа технологических процессов выполняться:
методом материального баланса;
по результатам измерения параметров выбросов;
по техническим характеристикам вентиляционных систем, приводимых в их паспортах.
1.2. Метод материального баланса для расчета выбросов следует применять при отсутствии паспортов вентиляционных систем и возможности провести измерения параметров выбросов.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
2.1. Источники выбросов классифицированы применительно к задачам нормирования выбросов и расчета рассеивания веществ в атмосферу на ЭВМ по программе "Эфир".
2.2. По характеру выбросов источники подразделяются на организованные и неорганизованные.
К первым относятся источники, в которых выброс поступает в атмосферу через специальные газоходы, трубы и воздуховоды, что позволяет применить газоочистные и пылеулавливающие установки. Через неорганизованные источники выбросы поступают в атмосферу в виде ненаправленных потоков газо- или пылевоздушной смеси.
2.3. По степени подвижности источники делятся на стационарные и передвижные (транспортные); по геометрическим характеристикам на точечные, линейные, плоскостные.
2.4. По составу выбросы делятся на основные (пыль, сернистый газ, окись углерода, окислы азота) и прочие.
2.5. Перечень источников выбросов, характерных для морских торговых портов, приведен в табл.2.1.
Таблица 2.1
Источники выбросов веществ в атмосферу
Наименование источников |
Признаки источников | |||
организованный |
неорганизованный |
стационарный |
передвижной (транспортный) | |
Технологические перегрузочные комплексы |
+ |
+ |
||
Суда транспортного флота |
+ |
+ |
+ |
|
Суда портового флота |
+ |
+ | ||
Внутрипортовая (малая) механизация (подъемно-транспортные машины с ДВС) |
+ |
+ | ||
Автомобильный транспорт |
+ |
+ | ||
Резервуары для хранения нефтепродуктов |
+ |
+ |
||
Грузовые танки танкеров и плавбункеровщиков, топливные танки сухогрузных судов |
+ |
+ |
||
Автозаправочные |
+ |
+ |
||
Гаражи для автомобилей и средств малой механизации |
+ |
+ |
||
Мастерские (сварочные посты, холодная обработка металлов, покраска и т.д.) |
+ |
+ |
||
Пождепо |
+ |
+ |
||
Сварка и газорезка металлов вне зданий |
+ |
+ |
||
Деревообрабатывающие цеха (участки) |
+ |
+ |
||
Асфальтосмесители |
+ |
+ |
||
Котельные |
+ |
+ |
2.6. Все неорганизованные и передвижные источники для расчета рассеивания их выбросов на ЭВМ должны быть представлены как организованные стационарные (точечные, линейные, плоскостные) в соответствии с указаниями, приведенными в разделе 3.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
3.1. Исходными данными для расчета выбросов вредных веществ и их рассеивания в атмосферу являются:
годовые и секундные количества топлива и материалов, потребляемые источниками выбросов;
объем газовоздушной смеси и ее температура;
геометрические характеристики источников выбросов (диаметр устья и высота для точечного источника, длина и ширина для плоскостного, длина для линейного);
координаты, определяемые по генплану предприятия или по карте-схеме (точечного источника, центра плоскостного, конца линейного).
3.2. Исходные данные устанавливаются для всех источников, как организованных, так и неорганизованных, независимо от того, оснащены они очистными установками или нет.
3.3. Транспортный флот.
3.3.1. Годовой расход топлива судами транспортного флота вычисляется по формуле
, т/год (3.1)
где - нормативный расход топлива на стоянке судами данного типа, т/сутки, определяемый по "Унифицированным техническим нормативам по расходу топлива и масел для транспортных судов MMФ", РД 31.27.21-82;
- валовое время стоянки судов данного типа, судо-сутки/год;
- коэффициент, учитывающий электроснабжение судов данного типа от береговой электросети.
где - количество транспортных судов данного типа, не подключенных к береговой электросети;
- общее количество транспортных судов данного типа, находящихся в порту.
Типы судов, число судозаходов и валовое время стоянки по типам судов принимаются по материалам диспетчерской службы портов; определение типа конкретного судна осуществляется по "Классификации сухогрузных судов" (приложение к приказу ММФ N 180 от 09.08.83 г.) или "Списку наливных судоходных судов ММФ" (приложение к приказу ММФ N 151 от 14.08.79 г.).
3.3.2. Валовые секундные расходы топлива отдельным транспортным судном, стоящим у причала или на внутреннем рейде, определяются по суточным (часовым) нормативам из расчета равномерного использования топлива в течение суток (часа).
3.3.3. Выброс в атмосферу газовоздушной смеси (влажных продуктов сгорания, содержащих сухие газы и водные пары, образующиеся в результате сгорания водорода и испарения влаги топлива) определяется по формуле ("Расчет котельных агрегатов. Нормативный метод" М., 1973).
, м/с (3.2)
где - нормативный расход топлива, кг/с;
- суммарный объем влажных продуктов сгорания; для жидкого топлива, используемого на транспортных судах, принимается равным 11 м/кг топлива;
- коэффициент избытка воздуха, равный 1,4-1,7 в зависимости от марки двигателя;
- температура газовоздушной смеси на выходе из трубы, при отсутствии данных принимается равной 180 °С.
3.3.4. Геометрические характеристики судна, как стационарного точечного источника выбросов, устанавливаются по справочникам морских транспортных судов Минморфлота и дополнениям к ним или по материалам механико-судовой службы пароходства.
Транспортные суда, стоящие на внутреннем рейде, в зависимости от их количества и расстановки принимаются как отдельные точечные источники или совместно, как один плоскостной.
3.3.5. Координаты транспортных судов определяются по расчетной расстановке судов.
3.3.6. Исходные данные, перечисленные в п.3.1, для иностранных судов принимаются по советским судам, имеющим одинаковый дедвейт с иностранными.
3.4. Портовый флот.
3.4.1. Годовое количество топлива, потребленное судами портового флота, устанавливается по документам материальной отчетности.
3.4.2. Расчетный максимальный секундный расход отдельных видов топлива судами портового флота определяется по формуле
, г/с (3.3)
где - коэффициент неравномерности работы порта;
- расход топлива судами портового флота, т/год;
- фактическое время работы портового флота, сутки.
Коэффициент неравномерности "" равен отношению максимального месячного судооборота (по прибытию) к среднемесячному судообороту за год.
3.4.3. Суда портофлота работают на всей акватории порта, поэтому, при разработке задания на расчет рассеивания вредных веществ в атмосфере на ЭВМ, их следует представлять в виде одного или нескольких плоскостных источников. В этом случае отпадает необходимость в определении объема и температуры газовоздушной смеси и скорости выхода ее из труб.
Ширина и длина расчетного прямоугольника зависят от площади акватории (в границах порта), на которой перемещаются суда портофлота. Координаты центра источника (прямоугольника) определяются по карте-схеме порта, высота принимается равной средней отметке верха труб судов при их осадке по ватерлинию.
3.5. Внутрипортовая механизация (подъемно-транспортные машины с двигателями внутреннего сгорания).
3.5.1. Годовой расход топлива подъемно-транспортными машинами определяется по документам материальной отчетности.
3.5.2. Внутрипортовая механизация принимается в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как плоскостной источник. Площадь источника в зависимости от категорийности порта и взаимного расположения грузовых районов (участков) может охватывать территорию всего порта, района (участка) или отдельного технологического перегрузочного комплекса.
Количество машин, одновременно работающих в границах площади источника, определяется по рабочим технологическим картам, составленным на период наиболее напряженной работы порта. Секундный расход топлива источником определяется по формуле
, г/с (3.4)
где - норма расхода топлива машиной -го типа, г/с;
- принимается по утвержденным в порту "Нормам расхода топлива для подъемно-транспортных и дорожно-строительных машин";
- количество машин -го типа, одновременно работающих в границах площадки источника.
3.5.3. Валовый секундный выброс внутрипортовой механизации, представленной в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как один плоскостной источник, занимающий территорию порта или грузового района, допускается определять по формуле
, г/с (3.5)
где - расход топлива машинами, т/год;
, - то же, что и в формуле (3.3).
3.5.4. При наличии на балансе порта тепловозов валовой годовой расход дизельного топлива принимается по документам материальной отчетности, а валовой секундный - по формуле
, г/с (3.6)
где - коэффициент неравномерности работы порта;
- годовой расход топлива тепловозами, т/год;
- общее время маневровой работы тепловозов, час/год;
Тепловозы при составлении задания на расчет рассеивания на ЭВМ рассматривать как плоскостной источник, занимающий территорию порта, на которой расположены железнодорожные пути.
3.6. Автомобильный транспорт.
3.6.1. Параметры автотранспорта как источника выбросов, а также количество топлива, расходуемого автомобилями, работающими в составе ПТМ технологических перегрузочных комплексов и на территории порта, определяется в соответствии с п.3.5.
3.6.2. Количество топлива, израсходованного автомобилями, занятыми на перевозках вне территории порта, рассчитывается по методическим указаниям "Расчеты выбросов вредных веществ автомобильным транспортом", разработанным Институтом комплексных транспортных проблем (ИКТ) и Управлением нормирования Госкомгидромета.
3.7. Перегрузка и хранение нефтепродуктов
3.7.1. Источниками выбросов веществ (углеводородов) в атмосферу при перегрузке и хранении нефтепродуктов в морских портах могут быть:
резервуары для хранения нефтепродуктов;
грузовые танки танкеров, плавбункеровщиков и топливные танки сухогрузных судов;
заправочные станции.
3.7.2. Количество выбросов углеводородов зависит от сорта нефтепродуктов, срока и способов их хранения, температуры, оборудования, производительности перекачивающих насосов и сливных трубопроводов. Эти данные, наряду со сведениями об объемах перекачиваемых и хранимых нефтепродуктов, являются исходными данными для расчета годовых и секундных выбросов в атмосферу и должны быть получены при инвентаризации источников выбросов.
3.7.3. Годовое количество нефтепродуктов, поступающих в резервуары нефтебаз, находящихся на балансе морских портов, и перегружаемых на танкера, плавбункеровщики, транспортные суда и т.д., определяются по квартальным отчетам по форме N 4-СМ. Годовое количество топлива, получаемое и выдаваемое заправочными станциями в грузовых районах портов, определяется по документам материально-технической отчетности.
3.7.4. Резервуары с нефтепродуктами рассматриваются как высотные плоскостные источники. В качество локального источника выброса принимается дыхательный патрубок резервуара. В один источник объединяются близкорасположенные резервуары, обычно из общего обвалования, имеющие одинаковую высоту.
При наливе нефтепродуктов в танкеры и плавбункеровщики все грузовые танки судна объединяются в один плоскостной источник, площадь которого равна проекции суммарной площади танков на горизонтальную плоскость.
При бункеровке сухогрузных судов дыхательный клапан топливного танка принимается за точечный источник.
Сливные эстакады и заправочные станции рекомендуется рассматривать как плоскостные источники; размеры площади, занимаемой источником, определяются по генплану.
3.8. Вентиляционные выбросы.
3.8.1. Рассматриваются как организованные точечные источники. Геометрические характеристики источников, объем выделяемой газовоздушной смеси и ее температура определяются по паспортам вентиляционных систем и газоочистных установок.
Годовые и секундные расходы материалов определяются в соответствии с указаниями пункта 3.11.2.
3.9. Дымовые трубы котельных.
3.9.1. Принимаются как точечные источники.
Исходные данные для расчета выбросов и их рассеивания в атмосфере устанавливаются по паспортам котельных агрегатов.
Годовые расходы топлива определяются по отчетным документам, секундные - по часовой потребности котлоагрегатов в топливе при их максимальной нагрузке.
Для котельных, работающих по отопительному графику, расчетный секундный расход топлива определяется для двух вариантов работы:
при средней максимальной температуре наиболее жаркого месяца;
при средней температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 92%.
3.10. Определение исходных данных при проектировании.
3.10.1. Для проектируемых объектов все исходные данные, необходимые при расчетах выбросов веществ и их рассеивания в атмосфере, определяются в процессе разработки соответствующих частей проекта (архитектурно-строительной, технологической, санитарно-технической и др.).
3.11. Мелкие неорганизованные источники.
3.11.1. К этим источникам относятся сварочные посты, расположенные вне зданий, площадки для резки металла, участки распиловки древесины и т.д.
3.11.2. Годовое количество использованных источниками выбросов материалов выбирается из документов материальной отчетности.
Секундные расходы материалов определяются по технологическим операциям, в которых используются эти материалы.
3.11.3. Для расчета загрязнения атмосферы мелкие неорганизованные источники представляются как площадные низкие источники, геометрические характеристики которых принимаются на основе анализа работы источника по карте-схеме или генеральному плану пор-*
_________________
* Текст соответствует оригиналу. Вероятно следует читать: порта. - Примечание .
4. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ
ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОПЛИВА И МАТЕРИАЛОВ
4.1. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу источниками в порту, рассчитывается по материальному балансу технологических процессов или количеству используемого топлива и, в общем случае, равно произведению массы израсходованного в технологическом процессе материала или использованного топлива на удельный выброс.
4.2. Удельные выбросы при сжигании топлива в судовых энергетических установках и двигателях внутреннего сгорания машин (автопогрузчиков, контейнеровозов, ролл-трейлеров и т.п.) принимаются по табл.4.1.
Таблица 4.1
Удельные выбросы судами и машинами, кг на тонну топлива
Вредные вещества |
Топливо | ||
дизельное |
бензин |
мазут | |
Сернистый ангидрид |
3,9 |
0,83 |
40,8 |
Окись углерода |
25,6 |
375 |
5,3 |
Окислы азота |
68,06 |
83,33 |
10,7 |
Углеводороды |
18,05 |
229,2 |
- |
Сажа |
6,11 |
1,25 |
- |
Зола |
- |
- |
0,5 |
Примечание: Для судов портового флота, оборудованных паросиловыми установками, работающими на угле, удельные выбросы определяются в соответствии с указаниями п.4.6.1.
4.3. Количество вредных веществ, выделяемых в атмосферу при работе автотранспорта, определяется в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выброса вредных веществ автомобильным транспортом", утвержденными Госкомгидрометом СССР 6 октября 1983 года (М., Гидрометеоиздат., 1985).
4.4. Выбросы углеводородов при перегрузке и хранении нефтепродуктов.
4.4.1. Рассчитываются в соответствии с "Временной методикой по определению выбросов в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР", утвержденной Госкомнефтепродуктов СССР 19.10.82 г.
4.4.2. При эксплуатации резервуаров количество углеводородов, выбрасываемых в атмосферу за год из одиночного резервуара или группы резервуаров при хранении бензинов, определяется суммированием квартальных потерь нефтепродуктов, рассчитываемых, исходя из "Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и хранении", по формуле
, т (4.1)
где - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении до 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т;
- норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении свыше 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т·мес;
- продолжительность хранения за вычетом 1 месяца, мес;
если продолжительность хранения менее 1 месяца, то норма не учитывается ();
- количество нефтепродуктов, поступивших в резервуар или группу резервуаров в течение квартала, т.
Валовой секундный выброс углеводородов при наливе в резервуары ("большом дыхании") следует определять по формуле
, г/с (4.2)
где - производительность налива, м/час;
=560 г/м - удельный выброс бензина при наливе в резервуар.
При сливе бензинов из резервуаров (малые дыхания) удельный выброс для летнего периода следует принимать равным - 100 г/м.
Годовые выбросы углеводородов при хранении темных нефтепродуктов принимаются равными потерям нефтепродуктов при хранении и определяются по формуле
, т (4.3)
где - объем нефтепродукта, поступившего в резервуар за год, м;
- удельные выбросы при наливе 1 м продукта при его среднегодовой температуре, т/м (таблица 4.2)
Таблица 4.2
Удельные выбросы углеводородов при наливе нефтепродуктов в резервуары
Нефтепродукты |
Удельные выбросы 10 т/м при температуре | ||
25 °С |
50 °С |
75 °С | |
Керосин |
30 |
70 |
110 |
Дизтопливо |
20 |
47 |
74 |
Мазут |
16 |
38 |
60 |
Масла |
4 |
8 |
14 |
Валовой секундный выброс при наливе нефтепродуктов в резервуар принимается равным
, г/с (4.4)
где - производительность налива, м/час;
- удельный выброс при наливе в резервуар, г/м.
4.4.3. Количество выбросов углеводородов при наливе в грузовые танки танкеров светлых нефтепродуктов определяется в соответствии с "Нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов при отпуске в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда из резервуаров наливных станций магистральных трубопроводов" по формуле
, т/год (4.5)
где и , и - соответственно нормы естественной убыли и количество отгруженного продукта в осенне-зимний и весенне-летний периоды, кг на тонну нефтепродуктов.
Валовой секундный выброс углеводородов при наливе светлых нефтепродуктов в танкеры определяется по формуле 4.2.
Расчет выбросов в атмосферу при наливе темных нефтепродуктов производится по формуле 4.3 и 4.4.
4.4.4. Для заправочных станций в грузовых районах порта годовое количество выбросов углеводородов при операциях с бензином определяется при значении удельного выброса равного 1 кг/м выдаваемого бензина.
Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и значению удельного выброса 0,5 кг/м выдаваемого бензина.
Валовое годовое количество выбросов углеводородов при операциях с дизельным топливом принимается равным произведению объема выдаваемого дизтоплива на удвоенную величину удельного выброса, принимаемого по табл.4.2.
Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и удельному выбросу, принимаемому по табл.4.2.
4.5. Выбросы от мелких неорганизованных источников и вентиляционные выбросы.
4.5.1. Рассчитываются по материальному балансу технологических процессов. Их количество равно произведению использованных материалов на удельные выбросы вредных веществ в атмосферу.
4.5.2. Значения выбросов вредных веществ при сварке и резке металлов приведены в табл.4.3 и 4.4.
Таблица 4.3
Удельные выбросы вредных веществ при электросварочных работах
Процесс сварки |
Сварочный материал |
Количество вредных веществ, г на кг расходуемых сварочных материалов | ||||
Пыль |
Аэрозоли в составе пыли |
газ HF | ||||
Mn |
CFO |
CrO |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ручная с применением электродов с покрытием руднокислого типа |
УОНИ 13/45 |
14 |
0,5 |
- |
- |
1,0 |
УОНИ 13/55 |
18 |
1,1 |
- |
- |
2,3 | |
АНО-3 |
6 |
0,9 |
- |
- |
- | |
АНО-6 |
16 |
2,0 |
- |
- |
- | |
АНО-7 |
12 |
1,5 |
- |
- |
- | |
АЭС-3 |
15 |
0,4 |
- |
- |
- | |
АЭС-4 |
9 |
1,1 |
- |
- |
- | |
МР-3 |
10 |
1,3 |
- |
- |
0,4 | |
ЦЛ-17 |
10 |
0,6 |
0,17 |
- |
- | |
ЭА-606/11 |
12 |
0,7 |
0,39 |
0,3 |
- | |
ЭA-400/10У |
6 |
0,4 |
0,25 |
- |
0,5 | |
ОЗЛ-14 |
8 |
1,4 |
0,46 |
- |
0,9 | |
ЭА-395/9 |
27 |
1,1 |
0,13 |
- |
- | |
ЭА-981/15 |
10 |
0,7 |
0,72 |
- |
- | |
ЭА-48М/22 |
10 |
1,0 |
0,73 |
0,7 |
- | |
Сварка порошковой проволокой |
ЭПС-15/2 |
8 |
0,9 |
- |
- |
0,8 |
ПП-ДСК-1 |
12 |
0,8 |
- |
- |
- | |
ПП-АН-З |
14 |
1,4 |
- |
- |
2,7 | |
Полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в среде углекислого газа |
СВ08Г2С |
8 |
0,4 |
- |
- |
- |
СВ08Г6Х16Н |
15 |
1,8 |
0,5 |
- |
- | |
CВ10X20H7CT |
8 |
0,7 |
0,02 |
0,4 |
- | |
СВ08ХГН2МТ |
7 |
0,2 |
- |
0,1 |
6,0 | |
07ХНЗМД |
4 |
0,2 |
- |
0,1 |
1,2 | |
Сварка под слоем флюса |
АН-348-А |
- |
- |
- |
- |
0,1 |
ОСЦ-45 |
- |
- |
- |
- |
...,2* | |
48-ОФ-6 |
- |
- |
- |
- |
0,1 | |
ФЦ-7 |
- |
- |
- |
- |
0,1 |
________________
* Брак оригинала. - Примечание .
Таблица 4.4
Удельные выбросы вредных веществ при ручной кислородной резке
Толщина разрезаемой стали |
Расход aцeтилена, м/ч |
Расход ацетилена, кг/ч |
Удельный выброс, г на кг ацетилена | ||
|
|
|
пыль |
CО |
NО |
3-8 |
0,4 |
0,47 |
223 |
83 |
57 |
8-15 |
0,5 |
0,59 |
356 |
97 |
59 |
15-30 |
0,65 |
0,76 |
552 |
99 |
61 |
Примечание: плотность ацетилена при температуре 0 °С и давлении 0,101 МПа равна 1,173 кг/м.
4.5.3. В деревообрабатывающих цехах и участках валовые годовые и секундные выбросы древесной пыли определяются по годовому времени работы вентиляционной системы (станков) и паспортным данным пылеулавливающей установки (циклона). При отсутствии паспортных данных удельный выброс древесной пыли на один станок принимать равным 0,05 кг/час.
4.5.4. Валовые годовые и секундные выбросы при работе заточных и точильно-шлифовальных станков определяются по паспортным данным. При отсутствии этих данных удельный выброс пыли на один станок следует принимать равным 0,09 кг/час.
4.5.5. При окрасочных работах, удельные выбросы вредных веществ в кг на тонну краски принимаются по данным, приведенным в таблице 4.5.
Таблица 4.5
Удельные выбросы в процессе покраски
Метод распыления краски |
Удельные выбросы, кг на тонну краски | |
|
красочный аэрозоль |
пары растворителя |
Пневматический |
300 |
400 |
Безвоздушный |
25 |
225 |
Гидроэлектростатистический |
10 |
250 |
Пневмоэлектростатический |
33 |
200 |
Электростатический |
1 |
500 |
Горячее распыление |
240 |
220 |
Электроосаждение |
- |
10 |
Окунание |
- |
350 |
Струйный облив |
- |
250 |
При ручной окраске валовой годовой выброс вредных веществ (паров растворителя) определяется по формуле
, т/год (4.6)
где - расход краски, т/год;
- содержание растворителя в краске, т/т.
Валовый секундный выброс составляет
, г/с (4.7)
где - среднечасовая норма покраски; при отсутствии данных принимаем равной 15 м/час;
- удельный расход краски - 0,1 кг/м.
4.5.6. Количество выбросов при приготовлении асфальта зависит от типа асфальтосмесителей и приведено в табл.4.6.
Таблица 4.6
Расчетные параметры выбросов асфальтосмесителями
Тип асфаль- |
Произ- |
Газоочистное оборудование |
Сред- |
Характе- |
Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов |
Концен- | ||||
ступень |
тип |
высота, м |
диа- |
ско- |
объем, м/сек |
темпе- |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Г-1 |
20 |
Отсутствует |
- |
14 |
0,6 |
0,9 |
2,8 |
150 |
20 | |
Д-597 |
25 |
I |
Циклоны |
75 |
18 |
0,5 |
14,2 |
2,8 |
120 |
27 |
II |
Отсутствует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
Д-597 |
25 |
I |
Циклоны |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
32 |
II |
Барботажный пылеуловитель "Светлана" |
82 |
18 |
0,5 |
16,8 |
3,3 |
80 |
- | ||
Д-597А |
30 |
|||||||||
Д-508-2А |
25 |
I |
Циклоны |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
Циклон- |
75 |
18 |
0,5 |
22,4 |
4 |
75 |
- | |||
Д-225 |
12,5 |
I |
Циклоны |
75 |
18 |
0,5 |
7,1 |
1,4 |
120 |
30 |
Количество пыли, поступающей в атмосферу при приготовлении асфальта, определяется по формуле
, т/год (4.8)
где - время работы технологического оборудования, ч/год;
- выброс пыли, г/с (принимается по табл.4.7, графе 3)
Таблица 4.7
Концентрация и выбросы пыли
Тип асфальтосмесителя |
Концентрация пыли в газах, прошедших очистку, С, г/м |
Выброс пыли, г/с |
1 |
2 |
3 |
Г-1 |
20,0 |
56,0 |
Д-597 |
6,7 |
18,7 |
Д-597 |
5,8 |
19,1 |
Д-597А |
7,5 |
33,0 |
Д-508-2А |
7,5 |
33,0 |
Примечание. Числа в строчках графы 3 показывают концентрацию пыли в газах, прошедших очистку в пылеулавливающих установках, указанных в соответствующих строках табл.4.6.
Количество выбросов, вредных веществ от сжигания мазута при приготовлении асфальта определяется так же, как и для котлов малой производительности (см. пункт 4.6.1).
4.6. Котельные и нагревательные печи (горны).
4.6.1. Выбросы от котлоагрегатов производительностью более 30 т/час рассчитываются по указаниям "Методики определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от котлов тепловых электростанций". МТ 34-70-010-83. М., СПО Союзтехэнерго, 1984.
Для котлоагрегатов производительностью до 30 т/ч и горнов расчеты выбросов в атмосферу выполнять в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч", утвержденными Госкомгидрометом СССР 5 августа 1984 года (М., Гидрометеоиздат, 1985).
4.7. Количество водорода , л, выделяющегося из щелочных или кислотных аккумуляторов во время заряда, определяется по формуле
, л (4.9)
где - наибольший зарядный ток, А;
- время заряда.
Выделение водорода, определенное по этой формуле, приведено в табл.4.8.
Таблица 4.8
Выделение водорода при зарядке аккумуляторов
Тип аккумулятора |
Выделение водорода, л | |
|
за время полного заряда |
среднее в час |
ТЖН-250 |
87,5 |
12,5 |
ТЖН-300 |
105,0 |
15,0 |
ТЖН-350 |
126,0 |
18,0 |
ТЖН-400 |
147,0 |
21,0 |
ТЖН-450 |
175,0 |
25,0 |
ТЖН-500 |
175,0 |
25,0 |
ТЖН-550 |
196,0 |
28,0 |
ТЖН-950 |
304,0 |
38,0 |
TКН-250 |
75,0 |
12,5 |
ТКН-300 |
90,0 |
15,0 |
TКН-350 |
108,0 |
18,0 |
ТКН-400 |
126,0 |
21,0 |
ТКН-450 |
150,0 |
25,0 |
TКН-500 |
150,0 |
25,0 |
TКН-550 |
168,0 |
28,0 |
ТКН-900 |
304,0 |
38,0 |
Примечание: 1. Вес одного л водорода равен 0,08987 г.
2. Количество выделяемого водорода взято из "Указаний по проектированию зарядных станций тяговых и стартерных аккумуляторных батарей" института Тяжпромэлектропроект, 1974 г.
4.8. Валовые выбросы при работе тепловозов рассчитываются по показателям, приведенным в табл.4.9 ("Методические указания по определению вредных выбросов от тепловозов железнодорожного транспорта" М., МПС СССР, 1984)
Таблица 4.9
Усредненные величины выбросов вредных веществ и показатели объемов сухих отработанных газов
Серия тепловоза |
Тип дизеля |
* |
Удельные выбросы вредных веществ |
Расход топлива на холостом ходу , в кг/ч |
Объем сухих отработанных газов, м/ч | ||||||
на режиме х.х. |
при * |
при работе дизеля на холос- |
при номи- | ||||||||
|
|
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
2ТЭ116 |
1А-5Д49 |
2250 |
50 |
120 |
3 |
10 |
25 |
0,2 |
18 |
2800 |
14800 |
2ТЭ1ОЛ (Ж) |
10Л100 |
2200 |
50 |
120 |
1 |
10 |
25 |
0,2 |
33 |
3900 |
19600 |
ТЭ8 |
2Л100 |
1470 |
50 |
120 |
1 |
10 |
21 |
0,2 |
27 |
3200 |
12700 |
ТЭП 60 |
11Л45 |
2200 |
50 |
120 |
3 |
10 |
21 |
0,2 |
24 |
3500 |
19900 |
ТЭП 70 |
2А-5Д49 |
2740 |
50 |
120 |
3 |
10 |
25 |
0,2 |
18 |
2800 |
18500 |
ТЭМ 1 |
25Д50 (М) |
735 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,15 |
13 |
2500 |
6500 |
ТЭМ 2 |
ПД1 (М) |
880 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,15 |
14 |
2500 |
6500 |
ТГМ 4 |
211Д-1 |
550 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,15 |
10 |
1500 |
2500 |
ТГМБ (А) |
3А-6Д49 |
880 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,15 |
12 |
2500 |
6000 |
ЧМ33 |
КБ 310 D.....* |
995 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,2 |
14 |
3000 |
6500 |
М 62 |
14Д40 |
1470 |
50 |
120 |
1 |
10 |
25 |
0,2 |
22 |
2600 |
13000 |
________________
* Брак оригинала. - Примечание .
Примечание: (), (), () - удельные выбросы окиси углерода, окислов азота, сажи.
5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПЫЛИ В АТМОСФЕРУ
ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
5.1. Методика определения выбросов пыли в атмосферу установлена РД 31.06.06-85, согласованной с Государственной инспекцией по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете СССР 4 октября 1985 года.
6. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ЗАДАНИЯ
НА РАСЧЕТ РАССЕИВАНИЯ ВЫБРОСОВ ВЕЩЕСТВ НА ЭВМ
6.1. Показатели, характеризующие все имеющиеся источники выбросов и определенные в соответствии с требованиями разделов 3 и 4, вносятся в таблицу "Параметры выбросов веществ в атмосферу для расчетов ПДВ", составленную по форме приложения 3 ГОСТ 17.2.3.02-78.
При наличии на источниках выбросов пылеулавливающих и газоочистных установок количество улавливаемых загрязняющих веществ устанавливается по паспортам установок. При отсутствии этих данных эффективность очистных установок рекомендуется принимать по табл.6.1, составленной на основании табл.4, приведенной в "Руководстве по расчету количества и удельных показателей выбросов вредных веществ в атмосферу", НПТИтрансстрой, M., 1982.
Таблица 6.1
Ориентировочная эффективность аппаратов газоочистки и пылеулавливания
Аппарат, установка |
Эффективность, % | |
Твердые или жидкие части |
Газообразные примеси | |
1 |
2 |
3 |
Отходящие газы котельных |
||
Золоуловители осадительного типа |
30 |
- |
Золоуловители жалюзийного типа |
50 |
- |
Групповые циклоны ЦН-15 |
70-85 |
- |
Мокропутковые золоуловители ВГИ |
90-92 |
- |
Центробежные скрубберы ЦС-ВТИ |
90 |
- |
Электрофильтры |
85-95 |
- |
Аспирационный воздух |
||
Рукавные фильтры |
98-99 |
- |
Циклоны ЦН-15 |
80-85 |
- |
Циклоны СДКЦН-33 и 34 |
90-91 |
- |
Батарейные циклоны БЦ |
90-93 |
- |
Циклоны СИОТ |
60-70 |
- |
Циклоны с обратным конусом |
70-60 |
- |
Циклоны .....ИОТ* |
70-80 |
- |
Пылевые камеры |
45-50 |
- |
Инерционный пылеуловитель |
65-85 |
- |
Пенные аппараты |
75-95 |
- |
Циклоны с водяной пленкой |
85-90 |
- |
Мокрые аппараты ударноинерционного действия |
90-95 |
- |
Циклон Гипродрева |
70-90 |
- |
Гидрофильтры |
||
форсуночные |
87-94 |
- |
каскадные |
86-92 |
40-30 |
барботажно-вихревые |
90-92 |
40-50 |
__________________
* Брак оригинала. - Примечание .
В таблице параметров указываются максимальные секундные выбросы веществ.
6.2. Задание на расчет составляется по данным таблицы (форма приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78). В расчет должны приниматься источники выбросов, исходя из реальных условий эксплуатации объектов порта в период его наиболее напряженной работы (по грузообороту).
6.3. При подготовке исходных данных для расчета следует рассматривать целесообразность объединения источников и сокращения их числа. Эти операции выполняются в соответствии с "Временными рекомендациями по объединению источников при подготовке числового материала для расчетов загрязнения атмосферы на ЭВМ" разработанными в Главной геофизической обсерватории им. А.А.Воейкова (Л., 1983 г.).
Текст документа сверен по:
/ Минморфлот СССР. - М., 1986