почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
23
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2005 года Дело N А19-7089/05-6-Ф02-5823/05-С2


[Поскольку субъект РФ не исполнил надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате жилья и коммунальных услуг  в соответствии с ФЗ "О ветеранах", суд удовлетворил требования истца о взыскании убытков, возникших в результате предоставления указанных льгот, за счет казны субъекта РФ]
(Извлечение)


     Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Администрации Иркутской области о взыскании убытков в размере 4 958 516 рублей 42 копеек, возникших в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" за период с 01.01.04 по 31.12.04.

     Определением от 28 марта 2005 года в качестве третьего лица привлечен Департамент социальной защиты населения комитета по делам горожан администрации г.Иркутска.

     Решением от 11 июля 2005 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу ФГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук" 4 958 516 рублей 42 копеек - затраты по исполнению Федерального закона "О ветеранах".

     Постановлением апелляционной инстанции от 27 сентября 2005 года решение от 11 июля 2005 года оставлено без изменения.

     Не согласившись с выводами арбитражного суда, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 11 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 27 сентября 2005 года и принять новое решение об отказе в иске.

     По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального права (статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 84, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона "О ветеранах", Федеральный закона "О федеральном бюджете на 2004 год", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.01 N 1-п, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.01 N 7-п), а также пункт 2.2 Положения о главном финансовом управлении Иркутской области, утвержденного постановлением губернатора области от 27.03.02 N 233-п, пункт 2.2 Положения о главном финансовом управлении Иркутской области, утвержденного постановлением администрации области от 15.06.04 N 18-па, статья 26 Устава Иркутской области, Закон Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год", постановления губернатора Иркутской области от 21.05.02 N 348-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 2003 году", от 13.04.04 N 219-п "О порядке возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", отчет об исполнении Федерального закона "О ветеранах" в 2004 год.

     Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области ссылается на недоказанность состава гражданского правонарушения, необходимого для возмещения убытков, на отсутствие правовых оснований для обращения взыскания на средства областного бюджета, выполнение обязательств по перечислению средств, предусмотренных законами Иркутской области об областном бюджете на 2004 год на реализацию указанного закона, в полном объеме бюджету муниципального образования "г.Иркутск".

     Компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

     Проверив материалы дела в пределах, определяемых главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о правомерности заявленных требований.

     Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 4 958 516 рублей 42 копеек, возникших в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" за период с 01.01.04 по 31.12.04.

     Основанием иска указано ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по возмещению расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" за 2004 год.

     В обоснование своих требований истец представил: договор N 221-66-105/4 от 24.03.04 на возмещение расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, отчеты на возмещение расходов от предоставления льгот на жилищные и коммунальные услуги, акты сверки сумм, подлежащих к возмещению, справку о задолженности Департамента социальной защиты населения перед ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН по Федеральному закону "О ветеранах" за 2004 год по состоянию 01.03.05, платежные поручения, счета-фактуры.

     Главное финансовое управление Иркутской области указало на исполнение обязательств по перечислению средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на 2004 год на реализацию Федерального закона "О ветеранах", в полном объеме; на отсутствие состава правонарушения, необходимого для применения ответственности в виде взыскания убытков. Компенсация расходов истца при доказанности факта предоставления льгот и суммы заявленных требований должна производиться за счет средств федерального бюджета.

     Удовлетворяя исковые требования о взыскании денежных средств с Иркутской области в лице Главного финансового управления за счет казны Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.

     Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по аналогичным основаниям.

     Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

     Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).

     Материальные потери, понесенные ФГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук"в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.

     Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах".

     Арбитражный суд, установив обстоятельства предоставления истцом льгот ветеранам в 2004 году, невозмещения истцу расходов за 2, 3, 4 квартал 2004 года в сумме 4 958 576 рублей 42 копеек, пришел к обоснованному выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.

     Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

     Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.

     Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.

     Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

     Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по заниженной цене в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.

     По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер расходов.

     Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 11 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 27 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7089/05-6 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

     Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

     Решение от 11 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 27 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7089/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

   Председательствующий
...

     Судьи
...



Текст документа сверен по:
файл-рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование