- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2004 года Дело N А26-630/04-22
[Указывая, что обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, суд указал, что довод таможни о том, что обязанность по уплате таможенных платежей возникла у заявителя с момента ввоза товара на таможенную территорию РФ, противоречит правовым нормам, связывающим такую обязанность только с нецелевым использованием гуманитарной помощи]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Бухарцева С.Н., Блиновой Л.В., при участии от Петрозаводской таможни Ершова Е.П.(доверенность от 25.08.2003 N 14-11/6375), рассмотрев 06.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петрозаводской таможни на решение от 15.03.2004 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 11.06.2004 (судьи: Зинькуева И.А., Переплеснин О.Б., Тойвонен И.Ю.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-630/04-22, установил:
Муниципальное образовательное учреждение "Детский дом N 4" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Петрозаводской таможни (далее - таможня): решения от 20.06.2003 N 3 о начислении учреждению 389407 руб. 55 коп. таможенных платежей, требования от 25.06.2003 N 38 об уплате указанной суммы задолженности, а также 30957 руб. 90 коп. пеней и решения от 04.08.2003 N 38 о принудительном взыскании 428513 руб. 01 коп. задолженности и пеней.
Решением суда от 15.03.2004 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.06.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, штамп в грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) "выпуск разрешен" свидетельствует о том, что гуманитарная помощь была передана в полное распоряжение учреждения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей учреждения, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в адрес учреждения поступил товар (гуманитарная помощь в виде бывших в употреблении одежды, обуви, постельного белья и постельных принадлежностей), оформленный по ГТД N 10201000/130203/0000731 и N 10201000/130203/0000732 в таможенном режиме выпуска для свободного обращения с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей.
В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя таможней установлено, что часть товара весом 4992,4 кг в адрес учреждения не поступила. Результаты проверки отражены в акте от 06.06.2003 N 10201000/060603/00020.
Решением от 20.06.2003 N 3 таможенный орган начислил заявителю 389407 руб. 55 коп. таможенных платежей, на основании которого таможня направила учреждению требование от 25.06.2003 N 38 об уплате 389407 руб. 55 коп. таможенных платежей и 30957 руб. 90 коп. пеней.
Заявитель не погасил задолженность в добровольном порядке, в связи с чем таможенный орган принял решение от 04.08.2003 N 38 о принудительном взыскании с учреждения 428513 руб. 01 коп. таможенных платежей и пеней за счет средств на счетах в банке.
В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 (далее - ТК РФ) условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 18 ТК РФ под условным выпуском понимается выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий.
Как указано в пункте 10 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 (далее - Порядок), таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия), осуществляется в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. При ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает их первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает указанные товары в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление.
В соответствии с пунктом 15 Порядка получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что обязанность по уплате таможенных платежей может быть возложена на учреждение только в том случае, если гуманитарная помощь им получена и использована на цели, отличные от указанных в статье 1 Закона.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2003 по делу N А26-5878/03-29 установлено, что товар выдан со склада временного хранения гражданину Цымлякову А.В., по доверенности с истекшим сроком действия, не подтверждающей полномочия представителя на получение товарно-материальных ценностей.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Штамп в ГТД "выпуск разрешен" свидетельствует о возможности заинтересованного лица пользоваться товарами в соответствии с избранным таможенным режимом, однако не подтверждает фактическое получение учреждением гуманитарной помощи.
Довод таможни о том, что обязанность по уплате таможенных платежей возникла у заявителя с момента ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, противоречит приведенным выше правовым нормам, связывающим такую обязанность только с нецелевым использованием гуманитарной помощи.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение от 15.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 11.06.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-630/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Петрозаводской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.В.Хохлов
Судьи:
С.Н.Бухарцев
Л.В.Блинова
Текст документа сверен по:
рассылка