почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
24
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2004 года Дело N А56-19776/04


[Из содержания актов списания гуманитарного груза невозможно установить однозначную связь списанных и уничтоженных товаров с товарами, прошедшими таможенное оформление по спорным ГТД, поэтому дело направлено на новое рассмотрение]

    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Блиновой Л.В. и Хохлова Д.В., при участии: от государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 138" Овсянникова М.М. (доверенность от 17.05.2004), от Санкт-Петербургской таможни Дьяковой Е.В. (доверенность от 12.02.2004), рассмотрев 15.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2004 по делу N А56-19776/04 (судья Протас Н.И.), установил:
    
    Государственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 138" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании требования Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 07.10.2003 N 0117/03/072 об уплате 210877 руб. 44 коп. недоимки и 59888 руб. 83 коп. пеней по таможенным платежам, а также решения таможни от 04.11.2003 N 0117 о взыскании 273915 руб. 38 коп. таможенных платежей и пеней за их несвоевременную уплату.
    
    Решением от 20.08.2004 заявление удовлетворено полностью. Суд признал оспариваемые требование и решение таможни недействительными.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда. Податель жалобы указывает на несоответствие выводов суда нормам материального права - положениям статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (далее - ТК РФ), а также Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 (далее - Порядок, постановление Правительства РФ N 1335). Таможня считает доказанным факт нецелевого использования учреждением части условно выпущенного товара (гуманитарной помощи) путем его утилизации (уничтожения) и списания. По мнению подателя жалобы, учреждение должно было обратиться в таможенный орган за разрешением на уничтожение части гуманитарной помощи. Поскольку учреждение не обратилось в таможню, оно обязано уплатить таможенные платежи и пени. В связи с этим таможня указывает на законность и обоснованность оспариваемых требования и решения.
    
    В отзыве на жалобу учреждение выражает согласие с выводами суда и просит оставить обжалуемое решение без изменения.
    
    В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель учреждения их отклонил, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
    
    Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
    
    Как видно из материалов дела, учреждение является некоммерческой организацией со статусом юридического лица (лист дела 11). В 2001-2002 годах учреждение оформило в таможне две грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) N 03914/231001/0005140 и 10210120/190802/0006872 на импортированные в адрес учреждения товары как гуманитарную помощь в режиме "выпуск для свободного обращения" под условием их целевого использования (листы дела 37-38, 61-63).
    
    В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1335 товары прошли таможенное оформление в льготном порядке - без уплаты причитающихся таможенных платежей.
    
    После выпуска товаров таможня провела проверку целевого использования полученной учреждением гуманитарной помощи применительно к статье 193 ТК РФ. По факту проверки таможней составлен акт от 14.08.2003 N 10200000/14082003/00099 (листы дела 12-14).
    
    В акте отражены обстоятельства, свидетельствующие о нецелевом использовании учреждением части гуманитарной помощи, а также позволяющие усомниться в принадлежности части прошедшего таможенное оформление груза к гуманитарной помощи.
    
    Таможня установила, что часть гуманитарной помощи, поступившей по ГТД N 03914/231001/0005140, весом 880 кг признана учреждением негодной к ношению (ветошью), не подлежащей распределению, о чем заявителем составлен акт списания гуманитарной помощи. Кроме того, таможня оценила все товары весом 1414 кг, оформленные по ГТД N 10210120/190802/0006872, как не являющиеся гуманитарной помощью и подлежащие обложению таможенными платежами на общих основаниях. При этом в акте таможня ссылается на выписку из протокола Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.
    
    В связи с этим таможней поставлен вопрос об уплате заявителем таможенных платежей.
    
    По результатам проверки в адрес учреждения направлено требование таможни от 07.10.2003 N 0117/03/072 об уплате 210877 руб. 44 коп. недоимки и 59888 руб. 83 коп. пеней по таможенным платежам не позднее 17.10.2003. Требование обусловлено наличием у учреждения "задолженности по уплате таможенных платежей в соответствии с ГТД N 10210120/190802/0006872 и 03914/231001/0005140" и обосновано по праву статьями 23 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также статьей 119 и разделом III TК РФ (лист дела 17).
    
    В связи с неисполнением требования в установленный срок таможня приняла решение от 04.11.2003 N 0117 о взыскании 273915 руб. 38 коп. таможенных платежей и пеней за их несвоевременную уплату. В качестве правового обоснования в решении указаны статья 46 НК РФ и статья 124 ТК РФ.
    
    В материалах дела имеются представленные учреждением и подготовленные таможней расчеты таможенных платежей и пеней (листы дела 18-22).
    
    Не согласившись с требованием и решением таможни, заявитель обратился в арбитражный суд. В заявлении учреждения недействительность оспариваемых актов таможни обоснована нормой права, закрепленной в пункте 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" и предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих учреждений (лист дела 6).
    
    Удовлетворяя заявление учреждения, суд первой инстанции не оценил в полном объеме доводы заявителя по праву. Суд указал на то, что таможня не представила доказательства нецелевого использования гуманитарного груза заявителем, а списание и уничтожение непригодных к употреблению вещей не является нецелевым использованием.
    
    Суд кассационной инстанции считает такую правовую позицию суда первой инстанции ошибочной по следующим основаниям.
    
    В силу статьи 29 ТК РФ условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
    
    Распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью первой настоящей статьи.
    
    Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
    
    В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
    
    Соответствующий Порядок утвержден постановлением Правительства РФ N 1335. Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 N 429 утверждена Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия), далее - Инструкция.
    
    Налоговые и таможенные льготы предоставляются получателям гуманитарной помощи при наличии удостоверения, выдаваемого в установленном порядке Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия). Такое удостоверение выдается на основании решения Комиссии, оформляемого в виде протокола, и подтверждает принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (пункты 6 и 7 Порядка).
    
    При ввозе гуманитарной помощи на таможенную территорию Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает ее первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает гуманитарную помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление. Все органы и организации, получающие гуманитарную помощь, обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи. Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 10, 11, 14 Порядка).
    
    При таможенном оформлении гуманитарной помощи ее получатель представляет соответствующие документы, в том числе письменное обращение с обязательством о целевом использовании товаров для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, а также план распределения гуманитарной помощи с указанием конечных получателей товаров (пункт 11 Инструкции).
    
    Получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Порядка).
    
    Из приведенных нормативных положений следует, что любые операции с товаром, кроме распределения среди нуждающихся граждан, должны согласовываться с таможенным органом. Льготы по уплате таможенных платежей, предоставляемые получателям гуманитарной помощи, носят целевой характер. Целью гуманитарной помощи является оказание социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара, кроме распределения среди конечных получателей, свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты. Следовательно, уничтожение получателем гуманитарной помощи без согласования с таможенным органом влечет возникновение у получателя гуманитарной помощи обязанности уплатить таможенные платежи.
    
    Принимая обжалуемое решение, суд не установил должным образом все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу с учетом доводов таможни.
    
    В материалах дела имеется не заверенная надлежащим образом копия одностороннего акта списания гуманитарного груза весом 880 кг, подписанного тремя физическими лицами и скрепленного печатью учреждения. Акт не датирован (лист дела 42). Кроме того, в деле имеется копия другого акта списания части полученных учреждением вещей весом 282,8 кг, подписанного теми же лицами и скрепленного печатью учреждения. Второй акт также не датирован (лист дела 70). Из содержания актов невозможно установить однозначную связь списанных и уничтоженных товаров с товарами, прошедшими таможенное оформление по спорным ГТД.
    
    При этом судом не установлен факт принятия Комиссией того или иного решения относительно товаров, оформленных по спорным ГТД. В материалах дела отсутствует копия либо подлинник выписки из протокола Комиссии, на которую таможня ссылается в акте проверки от 14.08.2003.
    
    Таким образом, довод таможни о том, что полученный учреждением товар, оформленный по ГТД N 10210120/190802/0006872, не является гуманитарной помощью, не нашел судебной оценки применительно к положениям статьи 1 Закона и пункта 4 Порядка (в редакциях, относящихся к спорному периоду), устанавливающих перечень товаров, которые не могут относиться к гуманитарной помощи.
    
    Имеющиеся в материалах дела расчеты обязательных платежей (листы дела 18-22) не проверены судом ни по праву, ни по размеру.
    
    Таким образом, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным. Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью полного, всестороннего и объективного исследования и оценки обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, с учетом правовых доводов участников спора.
    
    В соответствии с частью 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе по толкованию закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
    
    При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит оценить доводы участников спора как по праву, так и по фактической стороне дела, отразив результат такой оценки в судебном акте (статья 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд должен принять во внимание положения статей 65 (часть 1), 200 (части 5 и 6) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    
    Если суд сделает вывод о необходимости оценки оспариваемых требования и решения таможни по размеру, ему следует руководствоваться сведениями о таможенной стоимости товаров, заявленной в ГТД. При толковании положений статей 119 и 124 ТК РФ суду надлежит исходить из того, что сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.
    
    Оценив доводы участников спора с учетом приведенных норм процессуального права и толкования материального закона, суду следует принять законное и обоснованное решение, распределив судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    
    Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2004 по делу N А56-19776/04 отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
    

    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи:
Л.В.Блинова
Д.В.Хохлов

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование