почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
6
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2007 года Дело N А08-9910/06-17


[Решение суда отменено, ОАО отказано в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания антимонопольной службы, так как самостоятельно устанавливая порядок определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, общество нарушило существующий порядок ценообразования]
(Извлечение)

      

      Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: .., при участии в заседании: от ОАО "Белгородская сбытовая компания" - Король А.С., представитель (доверенность от 09.01.2007 N 15/5, постоянная); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области на решение арбитражного суда Белгородской области от 06.02.2007 (судья ...) по делу N А08-9910/06-17, установил:

      Открытое акционерное общество "Белгородская сбытовая компания" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Управление, УФАС) от 24.10.2006 и предписания от 24.10.2006 N 24.

      Решением суда от 06.02.2007 требования заявителя удовлетворены.

      В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

      В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области просит вынесенный по делу судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

      Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителя Общества, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение суда подлежит отмене.

      Как видно из материалов арбитражного дела, 01.02.2005 между ОАО "Белгородская сбытовая компания" и ОАО "Дмитриевская Нива" заключен договор энергоснабжения N 2030009. В пункт 8.9 данного договора включены условия, согласно которым при отклонении в расчетном периоде по инициативе Потребителя фактического потребления электрической энергии от договорного объема сверх нормативного уровня, последний оплачивает энергоснабжающей организации стоимость отклонений, определяемую как произведение полной величины отклонений, на тариф, утвержденный РЭК, и на соответствующий коэффициент согласно "Методике расчета отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления)" (утв. приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 24.08.2004 N 44-э/3) и постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Нормативный уровень отклонений фактического потребления от договорной величины получения электрической энергии установлен в объеме 2%. Расчет стоимости отклонений приведен в приложении N 5 к договору энергоснабжения от 01.02.2005 N 2030009.

      Посчитав, что вышеперечисленные условия при заключении названного договора были навязаны потребителю энергоснабжающей организацией, ОАО "Дмитриевская Нива" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области, которая провела проверку по изложенным в заявлении Общества фактам.

      Решением Управления от 24.10.2006 действия ОАО "Белгородская сбытовая компания" по включению в договор энергоснабжения условий, содержащихся в п.8.9, признаны нарушающими ст.5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части навязывания условий договора, невыгодных для контрагента.

      Предписанием от 24.10.2006 N 27 антимонопольный орган обязал ОАО "Белгородская сбытовая компания" прекратить нарушения названного Закона путем исключения п.8.9 из договора энергоснабжения от 01.02.2005 N 2030009.

      Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительными решение и предписание антимонопольного органа, суд исходил из того, что включение в договор условий повышенной оплаты за перебор и недобор объема электроэнергии является мерой ответственности за нарушение договорных обязательств, а не нарушением ОАО "Белгородская сбытовая компания" порядка ценообразования, и не является навязыванием невыгодных условий договора ОАО "Дмитриевская Нива".

      Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

      В соответствии с п.1 ст.5 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие) как навязывание контрагенту не выгодных для него условий договора.

      Согласно ст.544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

      Как следует из материалов арбитражного дела, ОАО "Белгородская сбытовая компания" занимает доминирующее положение по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 65% в географических границах Белгородской области и внесено в соответствующий Реестр.

      В силу п.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

      По смыслу ст.ст.2 и 3 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. В силу ст.5 этого Закона полномочиями по государственному регулированию тарифов наделено Правительство Российской Федерации, которое приняло постановление от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

      Согласно п.62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора и дополнительного соглашения), на розничном рынке для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, а также для определения стоимости отклонений участников сектора свободной торговли, не являющихся участниками регулируемого сектора, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

      В силу указанных правовых норм, электроэнергия должна оплачиваться потребителем по цене, определенной в установленном законом порядке.

      Федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, не утверждены.

      Фактически спорным пунктом договора на абонента возлагается ответственность за потребление электроэнергии в необусловленном договором количестве в виде оплаты недобора (перебора) электрической энергии с коэффициентом к установленному тарифу, что противоречит ст.ст.544, 547 ГК РФ и п.62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, так как фактически изменяет регулируемую государством цену товара.

      Из договора энергоснабжения усматривается, что повышающие (понижающие) коэффициенты приняты ОАО "Белгородская сбытовая компания" в соответствии с Методикой расчета стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка, а из материалов дела не следует, что ОАО "Дмитриевская Нива" является участником оптового рынка электроэнергии.

      Таким образом, самостоятельно устанавливая порядок определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, Общество нарушило существующий порядок ценообразования.

      Согласно ст.12 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту предусмотренные Законом предписания.

      При указанных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а заявление Общества оставлению без удовлетворения.

      Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ, суд постановил:

      Решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.02.2007 по делу N А08-9910/06-17 отменить.

      Отказать ОАО "Белгородская сбытовая компания" в удовлетворении требований о признании недействительными решения от 24.10.2006 и предписания от 24.10.2006 N 24 Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области.

      Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

       

Председательствующий
...

Судьи
...

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование