- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ |
Начальникам управлений, |
В соответствии с действующим Законодательством СССР авиапредприятиям гражданской авиации предоставлено право самостоятельно определять структуру управления.
Учитывая специфичность и важность функций летных подразделений в обеспечении безопасности полетов при организации и выполнении летной работы, Новосибирским центром "Авиаоргпроект" разработаны "Типовые организационные структуры и нормативы численности работников летных отрядов предприятий гражданской авиации". Указанные структуры явились следствием изучения анализа качества использования организационных структур и нормативов численности работников летных отрядов, определенных приказом МГА от 15.01.87 г. № 15.
Анализ выполнен по результатам обследования 161 летного отряда, а также на основе изучения замечаний и предложений командно-летного и летного состава гражданской авиации.
В целях оказания помощи предприятиям при разработке и выборе структур управления летными отрядами
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Использовать "Типовые организационные структуры и нормативы численности работников летных отрядов предприятий гражданской авиации", разработанные Новосибирским центром "Авиаоргпроект" как рекомендательные.
2. Приказ МГА от 15.01.87 г. № 15 считать утратившим силу.
Министр |
Б.Е. Панюков |
Приложение к указанию МГА
от 07 августа 1990 г. № 366/у
ТИПОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ЛЕТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ
Схема 1
Типовая организационная структура авиационного (летного) отряда
Схема 1.1.1.
Типовая организационная структура летно-методической группы
авиационного (летного) отряда
Вариант 1
(рекомендуется при применении эскадрильной структуры авиационного отряда)
Схема 1.1.2.
Типовая организационная летно-методической группы
авиационного (летного) отряда
Вариант 2
(рекомендуется при применении звеньевой структуры авиационного отряда)
Схема 1.2.
Типовая организационная структура летно-производственной группы
авиационного (летного) отряда
Схема 1.2.1.
Типовая организационная структура авиационной эскадрильи
Схема 1.2.2.
Типовая организационная структура
авиационной эскадрильи
Схема 1.3.
Типовая организационная структура планово-учетной группы
авиационного (летного) отряда
Схема 1.4.
Типовая организационная структура отдельной авиационной эскадрильи
Схема 1.5.
Типовая организационная структура
отдельной авиационной эскадрильи
Таблица 1
Типовые нормативы численности работников
авиационных отрядов при применении
эскадрильной структуры
№ |
Наименование должности |
Числен- |
Условия введения должности |
|
Авиационный отряд |
|
|
1. |
Командир авиационного отряда |
1 |
|
2. |
Заместитель командира авиационного отряда по организации летной работы |
1 |
|
3. |
Начальник штаба авиационного отряда |
1 |
|
4. |
Старший пилот-инструктор |
1 |
вводится при количестве пилотов-инструкторов авиационного отряда 2 и более в пределах их общей нормативной численности |
5. |
Старший штурман авиационного отряда |
1 |
|
6. |
Старший бортовой инженер (бортовой механик) авиационного отряда |
1 |
вводится при наличии в составе экипажей бортовых инженеров (бортовых механиков) |
7. |
Старший бортовой радист авиационного отряда |
1 |
вводится при выполнении полетов по международным воздушным линиям, а также при наличии в составе экипажей бортовых радистов |
8. |
Инженер авиационного отряда по эксплуатации АТ |
1 |
|
9. |
Инженер авиационного отряда по АиРЭО |
1 |
вводится в авиационных отрядах, эксплуатирующих воздушные суда I, II классов |
10. |
Командир (пилот) воздушного судна - инструктор авиационного отряда |
1 |
на каждые 40 экипажей при введении в штаты авиаэскадрилий пилотов-инструкторов, являющихся одновременно командирами ВС в закрепленных экипажах |
11. |
Инженер по летно-методической работе |
1 |
|
12. |
Инженер (по анализу полетной информации) |
1 |
вводится в авиационных отрядах при количестве экипажей более 50, эксплуатирующих воздушные суда I, II классов |
1. |
Бортовой радист-инструктор |
1 |
на 30-40 бортовых радистов |
2. |
Бортовой оператор-инструктор |
1 |
на 30-40 бортовых операторов грузовых самолетов |
3. |
Диспетчер |
1 |
|
4. |
Техник (по обработке летно-технической документации) |
|
согласно табл. 6 |
5. |
Секретарь-машинистка |
1 |
|
|
Авиационная эскадрилья |
|
|
|
Командир авиационной эскадрильи |
1 |
|
|
Заместитель командира авиационной эскадрильи: |
|
|
|
- без авиазвеньев в транспортной авиации |
1 |
|
|
- с авиазвеньями |
1 |
|
|
Помощник командира авиационной эскадрильи |
1 |
|
|
Командир авиационного звена |
1 |
на авиазвено авиационных работ (количество авиазвеньев определяется по табл. 5) |
|
Командир (пилот) воздушного судна - инструктор авиационной эскадрильи: |
|
|
|
- с закрепленным экипажем |
1 |
на 4-6 экипажей авиаэскадрильи без авиазвеньев |
|
- без закрепления за ним экипажа |
1 |
на 8-10 экипажей авиаэскадрильи без авиазвеньев |
|
Штурман (штурман-инструктор) авиационной эскадрильи |
1 |
на авиаэскадрилью |
|
Бортовой инженер-инструктор (бортовой механик-инструктор) |
1 |
вводится при наличии в составе экипажей бортовых инженеров (бортовых механиков) |
Примечания: |
1. В аиваэскадрилье транспортных работ вместо должности командира (пилота) ВС-инструктора может вводится должность командира авиазвена (в соответствии с табл. 5). |
|
2. В авиаэскадрилье вместо должности помощника командира авиаэскадрильи может вводиться должность инспектора по штабной работе. |
|
3. Командир (пилот) ВС-инструктор с закрепленным экипажем является одновременно командиром воздушного судна в этом экипаже. |
Таблица 2
Типовые нормативы численности работников
авиационных отрядов при применении
звеньевой оргструктуры
№ |
Наименование должности |
Числен- |
Условия введения должности |
1. |
Командир авиационного отряда |
1 |
|
2. |
Заместитель командира авиационного отряда по организации летной работы |
1 |
|
3. |
Начальник штаба авиационного отряда |
1 |
|
4. |
Старший штурман авиационного отряда |
1 |
|
5. |
Старший бортовой инженер (бортовой механик) авиационного отряда |
1 |
вводится при наличии в составе экипажей бортовых инженеров (бортовых механиков) |
6. |
Старший бортовой радист авиационного отряда |
1 |
вводится при выполнении полетов по международным воздушным линиям, а также при наличии в составе экипажей бортовых радистов |
7. |
Инженер авиационного отряда по эксплуатации АТ |
1 |
|
8. |
Инженер авиационного отряда по АиРЭО |
1 |
Вводится в авиационных отрядах, эксплуатирующих воздушные суда I, II классов |
9. |
Инженер по летно-методической работе |
1 |
|
10. |
Инженер (по анализу полетной информации) |
1 |
вводится в авиационных отрядах при количестве экипажей более 50, эксплуатирующие воздушные суда I, II классов |
11. |
Командир авиационного звена |
1 |
на авиазвено (кол-во авиазвеньев определяется по табл. 5) |
12. |
Командир (пилот) воздушного судна - инструктор |
1 |
на каждый тип ВС |
13. |
Штурман авиационного отряда (штурман-инструктор) |
1 |
на 15-20 экипажей ВС |
14. |
Бортовой инженер (бортовой механик) - инструктор |
1 |
на 15-20 бортовых инженеров (бортовых механиков) |
15. |
Бортовой радист-инструктор |
1 |
на 30-40 бортовых радистов |
16. |
Бортовой оператор-инструктор |
1 |
на 30-40 бортовых операторов |
17. |
Инспектор по штабной работе |
1 |
на 3-4 авиазвена |
18. |
Диспетчер |
1 |
|
19. |
Техник (по обработке летно-технической документации) |
1 |
согласно табл. 6 |
20. |
Секретарь-машинистка |
1 |
|
Таблица 3
Типовые нормативы численности работников
Отдельной авиационной эскадрильи
№ |
Наименование должности |
Числен- |
Условия введения должности |
1. |
Командир авиационной эскадрильи |
1 |
|
2. |
Заместитель командира авиационной эскадрильи |
1 |
|
3. |
Помощник командира авиационной эскадрильи |
1 |
|
4. |
Командир (пилот) воздушного судна - инструктор: |
|
|
|
- с закрепленным экипажем |
1 |
на 4-6 экипажей (вводится при структуре без авиазвеньев) |
|
- без закрепления за ним экипажа |
1 |
на 8-10 экипажей (вводится при структуре без авиазвеньев) |
5. |
Командир авиационного звена |
1 |
на авиазвено (количество звеньев определяется по табл. 5) |
6. |
Штурман авиационной эскадрильи |
1 |
|
7. |
Бортовой инженер (бортовой механик) - инструктор |
1 |
вводится при наличии в составе экипажей бортовых инженеров (бортмехаников) |
8. |
Бортовой радист-инструктор |
1 |
вводится при наличии бортрадистов в составе экипажей |
9. |
Бортовой оператор-инструктор |
1 |
вводится при наличии в составе экипажей бортовых операторов, грузовых самолетов |
10. |
Инженер по летно-методической работе |
1 |
|
11. |
Техник (по обработке летно-технической документации) |
1 |
согласно табл. 6 |
12. |
Секретарь-машинистка |
1 |
|
Таблица 4
Нормативное количество экипажей
в авиационной эскадрилье
Тип авиационной эскадрильи |
Количество членов экипажей ВС, чел. | |||
|
до 2 |
3 |
4 |
5 и более |
|
Количество экипажей в авиационной эскадрилье | |||
Авиационная эскадрилья с авиазвеньями |
22 |
20 |
18 |
16 |
Авиационная эскадрилья без авиазвеньев |
20 |
18 |
16 |
14 |
Таблица 5
Нормативное количество экипажей
в авиационном звене
Тип авиационного звена |
Количество членов экипажей ВС, чел. | |||||
|
до 2 |
3 |
4 |
5 и более | ||
|
Количество экипажей в авиационной эскадрилье | |||||
Авиазвено транспортных работ |
11 |
10 |
9 |
8 | ||
Авиазвено |
кроме АХР |
7 |
6 |
5 |
3-4 | |
авиационных работ |
АХР |
6 |
- |
- |
- |
Таблица 6
Нормативы численности техников
(по обработке летно-технической документации)
Количество экипажей |
Количество членов экипажей ВС, чел. | ||||||
|
до 2 |
3 |
4 |
5 и более | |||
|
Списочная численность техников, чел. | ||||||
до 5 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 | |||
6-10 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,5 | |||
11-20 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,1 | |||
21-30 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,8 | |||
31-40 |
1,7 |
1,9 |
2,2 |
2,5 | |||
41-50 |
2,2 |
2,5 |
2,8 |
3,2 | |||
51-60 |
2,7 |
3,1 |
3,4 |
3,9 | |||
61-70 |
3,2 |
3,6 |
4,1 |
4,6 | |||
71-80 |
3,7 |
4,2 |
4,7 |
5,4 | |||
87-90 |
4,3 |
4,7 |
5,3 |
6,1 | |||
91-100 |
5,0 |
5,6 |
6,3 |
7,1 | |||
более 100 |
5,8 |
6,5 |
7,3 |
8,1 |
ПОРЯДОК
применения типовых организационных структур
и нормативов численности работников летных подразделений
эксплуатационных предприятий гражданской авиации
1. Формирование летных подразделений эксплуатационных предприятий гражданской авиации (авиационные отряды, отдельные авиационные эскадрильи) производится на основании рекомендуемых нормативных условий и показателей, типовых организационных структур и нормативов численности.
2. Типовые варианты организационных структур предусматривают формирование в каждом авиационном отряде (отдельной авиационной эскадрилье) следующих групп: летно-производственной, летно-методической и планово-учетной (схема 1).
3. Выбор вида организационной структуры авиационного отряда зависит от факторов и конкретных производственных условий летного подразделения:
- характер выполняемых работ (транспортные, авиационные);
- типы эксплуатируемых ВС;
- опыт работы на эксплуатируемых типах ВС;
- организация производства (кооперированный метод эксплуатации ВС, места выполнения работ и др.);
- квалификация, опыт работы КЛС и экипажей, личные качества летного состава и другие факторы;
- количество экипажей ВС в авиационном отряде, авиаэскадрилье, авиазвене.
4. Для учета многообразия конкретных условий работы летных подразделений применен принцип многовариантности и блочный подход. Конкретные условия того или иного летного подразделения учитываются путем "сборки" наиболее приемлемых к рассматриваемым условиям вариантов блоков.
Например, летно-производственный блок представлен в трех вариантах: летно-методический и планово-учетный - в двух; структура авиаэскадрилий - в четырех.
5. Летно-производственная группа может состоять из:
- авиаэскадрилий (эскадрильная структура);
- авиаэскадрилий и отдельных авиационных звеньев (смешанная структура);
- отдельных авиационных звеньев (звеньевая структура), (см.схему 1.2)
5.1. Наиболее распространенной является эскадрильная структура авиационного отряда. При этом авиаэскадрильи могут формироваться в четырех вариантах (см. схемы 1.2.1, 1.2.2):
5.1.1. Организационную структуру авиаэскадрильи по первому варианту (беззвеньевую) рекомендуется применять в подразделениях транспортной авиации, укомплектованных опытным летным составом и эксплуатирующих один тип ВС.
Эту же организационную структуру можно применять в авиационных отрядах, выполняющих авиационные работы, когда они выполняются с аэродрома базирования опытными экипажами.
5.1.2. Организационную структуру авиаэскадрильи по второму варианту (с отдельным авиазвеном) рекомендуется применять в авиаэскадрильях, эксплуатирующих два типа ВС, когда по одному из них количество экипажей не позволяет формировать авиаэскадрилью.
Эту же организационную структуру можно применять при наличии в авиаэскадрилье отдельно базирующейся группы экипажей, из которых формируется авиазвено.
5.1.3. Организационную структуру авиаэскадрильи по третьему варианту (звеньевую) рекомендуется применять в подразделениях, выполняющих АХР и другие авиационные работы.
В летных подразделениях ПАНХ, где АХР носят ярко выраженный сезонный характер, рекомендуется формировать авиаэскадрильи без авиазвеньев (по первому варианту). Авиазвенья в этом случае создаются на период проведения АХР.
5.1.4. Организационную структуру авиаэскадрильи по четвертому варианту рекомендуется формировать в авиаэскадрильях транспортных работ, когда в них вместо пилотов-инструкторов вводятся командиры авиазвеньев (см. п.11).
5.1.5. В одном и том же авиационном отряде возможно формирование авиаэскадрилий по различным вариантам.
5.2. Смешанная организационная структура авиационного отряда (схема 1.2, вариант 2) применима в тех случаях, когда по какому-либо типу ВС по нормативным условиям авиаэскадрилья не формируется или при наличии в составе авиационного отряда отдельно базирующегося авиационного звена.
5.3. Звеньевая организационная структура применима в авиационных отрядах с малым количеством экипажей при соблюдении нормы управляемости: командиру авиационного отряда должно быть подчинено не более 8 структурных подразделений.
6. Летно-методическая группа в зависимости от организационной структуры летно-производственной группы может формироваться в двух вариантах (см. схемы 1.1.1, 1.1.2):
6.1. При эскадрильной структуре в состав летно-методической группы не включаются бортинженеры (бортмеханики) - инструкторы, а также штурманы (штурманы-инструкторы) отряда (см. табл. 1).
6.2. При применении звеньевой структуры авиационного отряда в состав летно-методической группы входит весь летно-инструкторский состав, включаю пилотов-инструкторов, бортинженеров (бортмехаников) - инструкторов, а также штурманов (штурманов-инструкторов) отряда (см. табл. 2).
Примечания: |
1. При применении смешанной структуры авиационного отряда количество пилотов-инструкторов, бортинженеров (бортмехаников) - инструкторов, а также штурманов (штурманов-инструкторов) отряда в летно-методической группе определяется, исходя из нормативных условий таблицы 1 и таблицы 2 (с соблюдением пропорциональных отношений). |
|
2. Бортрадисты-инструкторы и бортоператоры-инструкторы включаются в состав летно-методической группы по нормативным условиям независимо от структуры летно-производственной группы. |
7. Планово-учетная группа в зависимости от организационной структуры летно-производственной группы может формироваться в двух вариантах (см. схему 1.3):
7.1. При применении эскадрильной структуры в планово-учетную группу включаются: диспетчер, техники (по обработке летно-технической документации) и секретарь-машинистка.
7.2. При применении смешанной и звеньевой структуры авиационного отряда в состав планово-учетной группы дополнительно включаются инспекторы по штабной работе в зависимости от количества авиазвеньев в авиационном отряде (см. табл. 2).
8. Цели, задачи, функции структурных подразделений авиационного отряда (отдельной авиационной эскадрильи) и их руководителей определяются соответствующими положениями, утвержденными командиром эксплуатационного предприятия гражданской авиации на основе типовых с учетом специфики работы авиапредприятия.
9. На должность заместителя командира авиаэскадрильи допускается назначение лиц, списанных с летной работы и имеющих опыт командно-летной работы.
10. Должность командира (пилота) воздушного судна - инструктора, являющегося одновременно командиром ВС в закрепленном экипаже, рекомендуется вводить в авиаэскадрильях без авиазвеньев, укомплектованных наиболее опытными кадрами командиров ВС.
11. Должность командира (пилота) воздушного судна - инструктора, освобожденного от обязанностей командира ВС в закрепленном экипаже, рекомендуется вводить в авиаэскадрильях транспортных работ без авиазвеньев, укомплектованных командирами ВС с малым опытом работы, при большой текучести кадров (например, постоянном оттоке для переучивания на новую технику) или при наличии иных трудностей в организации летной работы.
В таких авиаэскадрильях возможно также введение должности командира авиазвена вместо должности командира (пилота) воздушного судна - инструктора по нормативным условиям (табл. 5). В последнем случае должность заместителя командира авиаэскадрильи может не вводиться:
12. Учет совокупности перечисленных факторов и рекомендаций при выборе организационной структуры авиационного отряда должен проводиться на местах и право и окончательного решения принадлежит руководству авиапредприятия.
13. Типовая организационная структура (схема 1.4, 1.5) и нормативы численности отдельной авиационной эскадрильи распространяются на все отдельные авиаэскадрильи независимо от места базирования и подчиненности.
Исходя из производственных условий, отдельные авиационные эскадрильи формируются:
- отдельная авиационная эскадрилья, не входящая в состав авиационного отряда, и являющаяся подразделением предприятия;
- отдельно базирующаяся авиационная эскадрилья, входящая в состав авиационного отряда, но базирующаяся вне места его расположения;
- авиационная эскадрилья, объединенная с приписным аэропортом.
14. Среднегодовое плановое количество экипажей в летном подразделении определяется исходя из планового налета часов, утвержденного УГА (ПО), на один экипаж:
(1)
где: - плановое количество экипажей в летном подразделении;
- плановый налет часов по каждому -ому типу воздушного судна в год, час;
- утвержденный руководством авиапредприятия (УГА) годовой норматив налета часов на экипаж по каждому типу воздушного судна, час.
15. Количество экипажей в авиационном отряде рекомендуется устанавливать:
- минимально допустимое - 25;
- максимально допустимое - 100;
Количество экипажей в отдельной авиационной эскадрилье рекомендуется устанавливать в соответствии с табл.4.
16. Нормативное количество авиаэскадрилий (авиазвеньев) авиационного отряда рассчитывается по каждому типу воздушного судна по формуле:
(2)
где: - нормативное количество авиаэскадрилий (авиазвеньев) воздушных судов -го типа в авиационном отряде;
- плановое количество экипажей воздушных судов -го типа в авиационном отряде;
- нормативное количество экипажей воздушных судов -го типа в одной авиаэскадрилье (авиазвене) табл.4, 5.
16.1. Общее нормативное количество авиаэскадрилий (авиазвеньев) в авиационном отряде рассчитывается по формуле:
(3)
16.2. Дробное значение нормативного количества авиаэскадрилий (авиационных звеньев) в авиационном отряде округляется до целых значений по общим правилам.
16.3. При формировании в авиационном отряде авиаэскадрилий с авиазвеньями количество авиазвеньев в авиаэскадрилье рассчитывается аналогичным образом.
17. Наименование должностей работников летных подразделений приведено в соответствии с приказом МГА от 03.12.86 №281.
18. При вводе в строй трех и более командиров ВС численность командиров (пилотов) ВС - инструкторов устанавливается из расчета не менее одного командира (пилота) ВС - инструктора (командира авиазвена) на каждые два вводимых в строй командира ВС.
При вводе в строй трех и более бортовых инженеров (бортовых механиков) численность бортовых инженеров-инструкторов (бортовых механиков-инструкторов) устанавливается из расчета не менее одного на каждые два вводимых в строй бортовых инженеров (бортовых механиков).
Ввод в строй штурманов, бортовых радистов и бортовых операторов грузовых самолетов осуществляется с привлечением внештатных инструкторов.
19. Списочная численность техников (по обработке полетной информации) расположенных в районах Крайнего Севера, увеличивается на коэффициент 1,06; в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - на коэффициент 1,04.
20. Летную работу командиров (пилотов) ВС - инструкторов (без закрепления за ними состава экипажа) рекомендуется планировать в пределах месячной нормы рабочего времени с учетом проведения с экипажами работы на земле (наземная подготовка, занятия, тренировка на тренажере и др.), но не выше среднемесячного плана часов на экипаж (учитывая при этом сезонность), предусмотрев меры материального стимулирования за повышение (поддержание) уровня профессиональной подготовки закрепленного за ним летного состава.
В случае привлечения к летно-инструкторской работе командиров воздушных судов, имеющих допуск к инструкторской работе (с закрепленным за ним составом экипажа), рекомендуется устанавливать за время выполнения этих функций доплаты за совмещение должности.