- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям Управлений |
О проведенном семинаре ИКАО |
|
Проведенный 12-15 сентября 2005 года в Москве семинар ИКАО "Управление безопасностью полетов на ВПП и в системе организации воздушного движения" явился важным событием международной гражданской авиации. Отчетный документ по проведению семинара будет выпущен Секретариатом ИКАО в начале октября 2005 года.
Направляю Вам копию положений ИКАО, касающиеся управления безопасностью полетов, представленных на семинаре техническим сотрудником ИКАО Густаво де Леоном.
Начальник Управления надзора |
|
Семинар для региона EUR по вопросам управления безопасностью операций
на ВПП и безопасностью полетов при ОВД Москва, Российская Федерация
12-15 сентября 2005 года
Положения ИКАО, касающиеся управления безопасностью полетов,
и руководство по управлению безопасностью полетов
Густаво де Леон
Технический сотрудник (ОрВД)
ИКАО
Цели
- Основные принципы, относящиеся к системам управления безопасностью полетов.
- Гармонизация положений ИКАО по безопасности полетов посредством консолидации требований Приложений 11 и 14 к системам управления безопасностью полетов и введения этой концепции в Приложение 6.
- Новое руководство ИКАО по управлению безопасностью полетов (SMM).
Что такое безопасность?
- Безопасность можно определить как состояние, при котором риск причинения вреда или нанесения ущерба не превышает приемлемого уровня.
- Риск неизбежен при любой деятельности человека.
- Оптимальное решение - научиться управлять им.
Риск
- Риск
- Вероятная частота возникновения опасности причинения вреда и степень серьезности вреда.
- Риск = серьезность * вероятность.
- Минимальный практически возможный предел (ALARP).
ALARP
- Минимальный практически возможный предел
Схема классификации риска
(пример)
Система управления безопасностью полетов
- Система управления безопасностью полетов позволяет организациям:
- прогнозировать возникновение проблем в области безопасности полетов и устранять их до того, как они приведут к инциденту или происшествию;
- эффективно использовать полезные уроки, полученные в результате происшествий и инцидентов, для повышения уровня безопасности и эффективности полетов;
- сокращать расходы за счет использования проактивных методов управления рисками.
Системы управления безопасностью полетов
- Управленческий подход к рискам для людей и организаций.
- Необходимо применять в рамках всей организации, включая нерегулируемые области.
- Устранять латентные недостатки во избежание их накапливания (эффект "дыр в швейцарском сыре").
Предупреждение
- Система управления безопасностью полетов сама не способна устранить все риски...
- Она является управленческим механизмом, обеспечивающим системный и проактивный подход к вопросам безопасности полетов в рамках всей организации поставщика обслуживания ОВД.
Концепция SMS
Философия управления безопасностью полетов:
|
|
Политика в области безопасности полетов
|
- Общая цель организации в области безопасности полетов. |
Культура безопасности полетов
|
- Руководители высшего эшелона создают климат, характеризующийся позитивным отношением к критике, замечаниям и предложениям с нижних уровней организационной структуры. |
Мониторинг в сфере безопасности полетов:
|
|
Мониторинг в сфере безопасности полетов
Система представления данных и расследования инцидентов:
|
- воспитание культуры отчетности; |
Оценка безопасности полетов
|
Подход из семи этапов: - разработать полное описание системы и условий, в которых система будет функционировать; |
Проверки в сфере безопасности полетов:
|
- убедиться в том, что риски определены и признана их потенциальная роль как фактора, вызывающего инцидент или способствующего ему; |
Содействие обеспечению безопасности полетов:
|
- создание базы регулирования управления безопасностью полетов; |
Поддержка организационных требований:
|
|
|
| |
|
Поддержка организационных требований |
|
- ответственность и подотчетность; | |
|
|
|
- обучение и квалификация персонала; - документация по безопасности полетов. |
Организация службы безопасности полетов
Характеристики безопасности полетов
|
|
|
|
SMS: резюме
- Безопасность - это состояние, при котором риск причинения вреда или нанесения ущерба не превышает приемлемого уровня.
- Система управления безопасностью полетов - это инструмент.
Помните:
управление безопасностью полетов - это не кабинетная работа. Она требует приверженности со стороны высшего руководства, руководящей роли старших руководителей и готовности организации к воспитанию культуры безопасности полетов.
Одиннадцатая
Аэронавигационная конференция
Рекомендация 2/1. Основа обеспечения безопасности полетов
ИКАО рекомендуется изучить соответствующие механизмы с целью разработки и внедрения основы использования единообразного системного подхода к обеспечению безопасности полетов, а также применение этой основы для:
a) согласования положений, касающихся оценки и обеспечения безопасности полетов, в соответствующих Приложениях и Правилах аэронавигационного обслуживания (PANS) и
b) согласования подходов к оценке безопасности полетов при разработке Стандартов и Рекомендуемой практики (SARPS), касающихся безопасности полетов.
Деятельность ИКАО в поддержку системного
подхода к безопасности полетов
- Эксплуатационная концепция ОрВД рассматривает безопасность полетов с начального момента и на всем протяжении эксплуатационного цикла.
- Системный подход к надзору за безопасностью полетов.
- Единообразная стратегия.
- Гармонизация положений ИКАО об управлении безопасностью полетов.
Подготовка к глобальной системе ОрВД
- Создаваемая система ОрВД позволит в максимальной степени использовать расширенные возможности и новые технологии.
- Интегрированная система.
- Реализация требует принятия системного подхода к безопасности полетов.
- На Одиннадцатой Аэронавигационной конференции была принята глобальная эксплуатационная концепция ОрВД.
Интегрированная система ОрВД требует интегрированного
подхода к безопасности полетов
История разработки положений по управлению
безопасностью полетов при ОВД
- Концепция SM официально выдвинута NATS в 1991 году.
- ЕКГА приняла единую программу безопасности полетов для введения SM.
- ЕВРОКОНТРОЛЬ:
- инструктивный материал опубликован в 1999 году;
- правила ESARR 3 опубликованы в 2000 году.
Источники требований к управлению
безопасностью полетов при ОВД:
- Стандарты и Рекомендуемая практика (SARPS) по управлению безопасностью полетов в поправке 40 к Приложению 11;
- дополнительные процедуры в поправке 1 к четырнадцатому изданию PANS-ATM (Doc 4444).
AN-Conf/11: гармонизация положений по безопасности полетов
- Приложение 6 "Эксплуатация воздушных судов", части I и III;
- Приложение 11 "Обслуживание воздушного движения";
- Приложение 14 "Аэродромы";
- две базовые концепции:
- программа обеспечения безопасности полетов: комплексный свод правил и мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов;
- система управления безопасностью полетов: упорядоченный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимые организационные структуры, вопросы подотчетности, политику и процедуры; два уровня ответственности за реализацию:
- государство;
- эксплуатант (авиакомпания, поставщик ОВД, эксплуатант аэродрома).
Новые согласованные положения
(регламентирующий орган)
- Приложения 6, 11 и 14
- Государства учреждают программу обеспечения безопасности полетов с целью достижения приемлемого уровня безопасности полетов при (в зависимости от конкретного Приложения):
- эксплуатации воздушных судов;
- техническом обслуживании воздушных судов;
- предоставлении ОВД; эксплуатации аэродромов.
- Приемлемый уровень безопасности полетов, который требуется достичь, устанавливается соответствующим государством (государствами).
Новые согласованные положения
(поставщик)
- Государства требуют, чтобы (эксплуатант/организация по техническому обслуживанию/ поставщик обслуживания воздушного движения/ сертифицированный эксплуатант аэродрома) создали систему управления безопасностью полетов, утвержденную (государством/государством эксплуатанта), которая, в частности:
- определяет фактические потенциальные угрозы безопасности полетов;
- предусматривает непрерывный мониторинг и регулярную оценку достигнутого уровня безопасности полетов;
- обеспечивает предпринятие необходимых корректирующих действий для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов.
Новые согласованные положения
(поставщик)
- Утвержденная система управления безопасностью полетов четко определяет порядок подотчетности в сфере безопасности полетов в системе (эксплуатанта/ организации по техническому обслуживанию/ поставщика обслуживания воздушного движения/ сертифицированного эксплуатанта аэродрома), включая прямую ответственность старшего руководства за безопасность полетов.
Государство в роли поставщика обслуживания
- В том случае, если государство также выступает в роли поставщика обслуживания ОрВД:
- необходимо четко разграничить функции регулирования и функции предоставления обслуживания;
- регламентирующий орган должен осуществлять эффективный надзор за деятельностью подразделений по обеспечению безопасности полетов.
Руководство ИКАО по управлению
безопасностью полетов (SMM)
- 1984 год: Руководство ИКАО по предотвращению авиационных происшествий (АРМ).
- 2004 год:
проект руководства SMS для ОрВД;
проект руководства SMS для аэродромов;
пересмотр АРМ (второе издание).
- 2005 год: новое руководство ИКАО по управлению безопасностью полетов.
Почему было решено подготовить руководство ИКАО
по управлению безопасностью полетов?
- Необходимость издания соответствующего инструктивного материала ИКАО:
- (Приложения 6, 11, 13, 14).
- Проекты трех больших руководств были подготовлены примерно в одно и то же время.
- ИКАО было бы трудно обеспечить своевременный выпуск трех руководств.
- Во всех трех документах рассматривались вопросы БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ, хотя под разным углом.
- Свести эти материалы в одно руководство (SMM).
Руководство по управлению безопасностью полетов
- Концепция:
- нет какого-либо единственного пути решения проблемы безопасности полетов;
- нет универсального решения (государство, эксплуатант, частное лицо);
- в руководстве будет использован более общий подход;
- включить оба подхода к безопасности полетов (SMS и традиционный);
- пользователи могут взять ровно столько, сколько им требуется с учетом конкретных обстоятельств;
- разместить на web-сайте;
Содержание SMM
Часть 1. Введение
- Глава 1. Обзор
- Глава 2. Ответственность за управление безопасностью полетов
- Глава 3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов
Содержание SMM
Часть 2. Управление безопасностью полетов
- Глава 4. Понимание вопросов безопасности полетов
- Глава 5. Основные принципы управления безопасностью полетов
- Глава 6. Управление рисками
- Глава 7. Представление данных об опасностях и инцидентах
- Глава 8. Расследования в сфере безопасности полетов
Содержание SMM
Часть 2. Управление безопасностью полетов
- Глава 9. Анализ безопасности полетов и исследования
- Глава 10. Мониторинг характеристик безопасности полетов
- Глава 11. Планирование действий на случай чрезвычайных ситуаций
Содержание SMM
Часть 3. Системы управления безопасностью полетов (SMS)
- Глава 12. Создание системы управления безопасностью полетов
- Глава 13. Оценки безопасности полетов
- Глава 14. Проверки безопасности полетов
- Глава 15. Практические аспекты функционирования системы управления безопасностью полетов
Содержание SMM
Часть 4. Сфера применения принципов управления
безопасностью полетов
- Глава 16. Эксплуатация воздушных судов
- Глава 17. Обслуживание воздушного движения
- Глава 18. Эксплуатация аэродромов
- Глава 19. Техническое обслуживание воздушных судов
Выводы
- Безопасность полетов, риск и системы управления безопасностью полетов.
- Гармонизация положений ИКАО по безопасности полетов в Приложениях 11, 14 и 6.
- Новое руководство ИКАО по управлению безопасностью полетов.
Ваш вклад в обеспечение безопасности полетов:
- вводить системы управления безопасностью полетов;
- содействовать развитию культуры безопасности полетов;
- обеспечивать соблюдение нормативных положений;
- сообщать о связанных с безопасностью полетов инцидентах.