почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
1
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
(РОСТРАНСНАДЗОР)
РУКОВОДИТЕЛЬ

26.10.05 № ВС.25/6-2488

Информационное письмо

Руководителям управлений
государственного авиационного
надзора Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта,
руководителям медицинских
учреждений организаций
гражданской авиации

    
    
ДИАГНОСТИКА И ВРАЧЕБНО-ЛЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ
У АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    
    
    Информационное письмо для врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации по установлению предварительного диагноза хронической нейросенсорной тугоухости (ХНСТ) шумовой этиологии у членов летных экипажей подготовлено в соответствии с поручением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № АН.21/6-2169 от 09.09.2005 г.
    Основная деятельность членов экипажей воздушных судов осуществляется в условиях воздействия виброшумового фактора полета, который может приводить к развитию у них хронической нейросенсорной тугоухости шумовой этиологии как основного профессионального заболевания.
    Порядок установления профессионального заболевания регламентируется действующим законодательством: Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 967 от 15.12.2000; приказом МЗ РФ № 176 от 28.05.01; приказом Минздравсоцразвития России № 83 от 16.08.2004; ФАП МО ГА-2002 с дополнениями и изменениями (приказ Минтранса России № 125 от 28.04.2004г.); письмом МГА СССР № 33.1.6.-5 от 11.02.87 "О совершенствовании порядка направления летного состава ГА в профпатологические учреждения".
    В соответствии с ФАП МО ГА-2002 (ст. 63 с пояснениями) при выявлении у лиц летного состава нейросенсорной тугоухости необходимо установить этиологию данного заболевания (токсическую, травматическую, медикаментозную, воспалительную и др.). Для этого используются современные методы обследования авиационного персонала и проводится дифференциальная диагностика с другими заболеваниями органа слуха, в том числе и обусловленными влиянием шума.
    Современные методы оценки состояния органа слуха и методика установления предварительного диагноза ХНСТ у членов экипажей воздушных судов гражданской авиации подробно изложены в Методическом пособии для врачебно-летных экспертных комиссий "Методы медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации" (М., Воздушный транспорт, 2002) и Методических рекомендациях для врачей гражданской авиации "Тугоухость у пилотов гражданской авиации (диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии)" (М., РМАПО МЗ РФ, 2004).
    ХНСТ шумовой этиологии у пилота можно заподозрить при наличии следующих признаков и критериев:
    - длительный хронический процесс, который развивается годами и десятилетиями;
    - наиболее часто заболевание выявляется при стаже летной работы от 15 до 25 лет, а при повышенной чувствительности слухового анализатора к шумовому фактору - и в более ранние сроки;
    - начальные признаки болезни регистрируются при тональной аудиометрии и могут сохраняться длительное время без жалоб пилота на шум в ушах и ухудшение слуха;
    - начальные проявления воздействия шума (диагноз ХНСТ не выставляется) выявляются на аудиограмме в виде повышения порогов слуха на высоких частотах (4000 Гц и 8000 Гц); двусторонности процесса (возможна асимметрия между правым и левым ухом); одинакового нарушения костной и воздушной проводимости;
    - плавного прогрессирования процесса на аудиограммах (повышаются пороги на более низких частотах, затрагивая речевой диапазон 500-2000 Гц).
    Аудиограммы, характерные для ХНСТ шумового генеза, имеют следующий рельеф:
    - изолированное снижение слуховой чувствительности на одну из частот - 4000 Гц (в виде зубца);
    - обрывистый тип кривой с повышением порогов в диапазоне высоких частот с начальным снижением слуха с 2000-3000 Гц; возможно повышение порогов слышимости на низкие частоты 250-500 Гц;
    - полого - или ступенчато-нисходящий вид кривой с началом повышения порогов восприятия с 3000-4000 Гц;
    - полого-нисходящий вид кривой с началом повышения порогов слышимости с 500-1000-1500 Гц; возможна асимметрия слуха.
    При установлении диагноза ХНСТ степень тугоухости определяется в соответствии с международной классификацией.
    Шумовая этиология ХНСТ у членов экипажей должна быть обоснована данными проведенного углубленного обследования, характером течения заболевания и санитарно-гигиенической характеристикой условий труда (превышение допустимых уровней шума на рабочем месте).
    При первичном установлении предварительного диагноза ХНСТ шумовой этиологии (ст. 63.2 ФАП МО ГА-2002) член летного экипажа должен быть направлен в Центр профессиональной патологии для подтверждения связи заболевания с профессией. Оформление медицинской документации для направления в Центры профессиональной патологии осуществляется установленным порядком. Рекомендации Центра профессиональной патологии учитывают при решении вопроса о профессиональной пригодности пилотов.
    При выявлении на аудиограмме признаков воздействия шума на орган слуха (повышение порогов до 40 дБ на частоте 4000 Гц) без клинических проявлений заболевания пилот подлежит наблюдению у врача-отоларинголога (II группа динамического наблюдения). В этом случае проводятся мероприятия, направленные на предупреждение прогрессирования процесса, в том числе не рекомендуется продление норм летного времени.
    Лица летного состава с установленным диагнозом ХНСТ, допущенные к полетам, наблюдаются врачом отоларингологом в соответствии с требованиями "Методических рекомендаций по медицинскому динамическому наблюдению летного, диспетчерского состава, бортпроводников и курсантов учебных заведений гражданской авиации", утвержденных ГС ГА Минтранса РФ в 2001 году.
    С целью улучшения качества работы ВЛЭК ГА при установлении предварительного диагноза хронической нейросенсорной тугоухости шумовой этиологии у членов летного экипажа предлагаю:
    Оснастить медико-санитарные части организаций гражданской авиации оборудованием, позволяющим объективно оценивать слуховую функцию у пилотов.
    Для эффективного решения вопросов врачебно-летной экспертизы при ХНСТ у пилотов использовать в гражданской авиации методические рекомендации "Тугоухость у пилотов гражданской авиации..." (М., 2004.).
    Провести аттестацию рабочих мест членов летных экипажей авиа компаний гражданской авиации России.
    Руководителям организаций гражданской авиации обеспечить обучение специалистов ВЛЭК по вопросам профессиональной патологии у лиц летного состава.
    

    

В.Н. Салеев

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование