- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО |
Начальникам управлений МГА |
В целях установления единых принципов и основополагающих понятий и положений системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники в условиях перехода ее на эксплуатацию по состоянию, обеспечения внедрения эффективных методов эксплуатации и улучшения качества и полноты содержания эксплуатационно-ремонтной документации
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Ввести в действие с 01.07.86г. отраслевой стандарт ОСТ 54 30044-85 «Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Основные положения»
2. ГосНИИ ГА до 01.06.86 обеспечить издание и рассылку организациям гражданской авиации указанного стандарта.
3. Закрепить ОСТ 30044-85 за ГосНИИ ГА.
4. Контроль за выполнением указания возложить на ГлавНТУ МГА.
И.Е. Машкиевский
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЯ
система технического обслуживания
и ремонта авиационной техники.
Основные положения
ОСТ 54 30044-85
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ.
Основные положения
ОСТ 54 30044-65
Издание официальное
Министерство гражданской авиации
г. Москва
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ |
ОСТ 54 30044-85 |
Основные положения |
Введен впервые |
Указанием Министерства гражданской авиации | |
|
с 01.07.1986г. |
Настоящий стандарт распространяется на самолеты и вертолеты гражданской авиации, авиационные двигатели, а также системы и комплектующие изделия (агрегаты, приборы и устройства) планера, силовой установки и оборудование самолетов и вертолетов гражданской авиации - далее изделия авиационной техники (AT), и устанавливает основные положения в области систем технического обслуживания и ремонта (ТОиР) AT, раскрывающие сущность комплексного подхода к разработке и оценке систем ТО и Р и обеспечению их эффективности при эксплуатации AT.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Система ТОиР AT представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: объекта и средств ТОиР, исполнителей и изложенного в документации плана ТОиР, - необходимых для поддержания надежности изделий АТ и готовности их к полетам.
1.2. Основной задачей TОиР является поддержание и восстановление летной годности AT и ее подготовка к использованию по назначению при обеспечении требуемых уровней надежности и готовности изделий AT к полетам (регулярности полетов).
1.3. Система ТО и Р должна обеспечивать:
- подготовку изделий AT к полету в соответствии о полетным заданием;
- поддержание уровня безотказности изделий AT, обусловленного требованиями к безопасности и регулярности полетов;
- минимальное число задержек вылета из-за простоев на ТОиР, не превышающее заданного значения;
- поддержание заданного уровня долговечности изделий AT;
- минимальные трудовые и материальные затраты на ТОиР.
1.4. Эффективность системы ТОиР AT определяет ее способность поддерживать заданные уровни надежности и готовности изделий AT в заданных (ожидаемых) условиях эксплуатации с определенными затратами труда, времени и материальных средств и представляет собой совокупность свойств ее элементов, таких как: эксплуатационная и ремонтная технологичность изделий AT; совершенство средств ТОиР; совершенство плана ТОиР; количественный состав, квалификация и специализация инженерно-технического персонала (исполнителей ТОиР).
2. ОБЪЕКТ ТОиР
2.1. Объект ТОиР - по ГОСТ 24212-80.
2.2. Основными характеристиками объектов ТО и Р в системе ТО и Р являются уровни их эксплуатационной и ремонтной технологичности.
2.3. Эксплуатационная и ремонтная технологичность - по ГОСТ 14.205-83.
2.4. Требования к уровню эксплуатационной и ремонтной технологичности объектов ТОиР обусловлены требованиями к эффективности системы ТОиР и определяют приспособленность изделий AT к ТОиР.
2.5. Потребность конкретного объекта в ТО и Р должна быть обусловлена изменением его технического состояния или достижением фиксированной наработки (календарного срока).
2.6. Техническое состояние - по ГОСТ 19919-74.
3. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СТРАТЕГИИ ТО и Р
3.1. Метод технической эксплуатации представляет собой совокупность правил принятия решений по ТО и Р, обусловливающих вид предельного состояния, по достижении которого эксплуатация объекта прекращается или приостанавливается.
В зависимости от вида предельного состояния объекта ТО и Р установлены следующие методы:
- метод технической эксплуатации с восстановлением (списанием) после отказа (ТЭО);
- метод технической эксплуатации с восстановлением (списанием) по достижении предотказного состояния (ТЭП);
- метод технической эксплуатации с восстановлением (списанием) после выработки ресурса (ТЭР).
3.2. Методы ТЭО и ТЭП являются методами технической эксплуатации по состоянию, то есть предусматривает эксплуатацию объектов без установления для них ресурсов и сроков службы: до первого ремонта, межремонтных и назначенных.
3.3. Для каждого объекта ТО и Р применение определенного метода технической эксплуатации определяется:
- влиянием отказов объекта на безопасность и регулярность полетов;
- характером зависимости показателей безотказности объекта от наработки или от календарных сроков эксплуатации;
- возможностью контроля и прогнозирования технического состояния объекта;
- стоимостью объекта и затратами на его эксплуатацию и ремонт,
Применение методов ТЭО и ТЭР предусматривает наличие в эксплуатационной документации признаков видов отказов объекта к алгоритмов их выявления.
Применение метода ТЭП, кроме того, предусматривает наличие в эксплуатационной документации видов и признаков предотказного состояния и упреждающих допусков на значения определяющих параметров.
3.4. Стратегия ТОиР - по ГОСТ 24212-80.
3.5. Стратегия ТОиР объекта определяется методом его технической эксплуатации, принципами формирования перечня плановых работ по ТОиР и периодичностью их выполнения.
В системе ТОиР AT могут быть реализованы две стратегии ТОиР:
- стратегия ТОиР по наработке;
- стратегия ТОиР по состоянию.
Необходимо различать стратегии ТО и Р в отношении восстановительных и контрольно-профилактических работ по ТОиР.
3.6. В части восстановительных работ стратегия ТО и Р объекта определяется методом его технической эксплуатации. Стратегия ТОиР по состоянию реализуется в случаях применения методов ТЭП и (или) ТЭО, в противном случае реализуется стратегия ТОиР по наработке.
3.7. В части контрольно-профилактических работ стратегия ТОиР определяется возможностью контроля и прогнозирования технического состояния объекта, а также характером изменения состояния объекта в зависимости от наработки.
При реализации стратегии ТОиР по состоянию перечень и периодичность выполнения работ по ТОиР устанавливают в зависимости от фактического технического состояния объекта и (или) результатов прогноза его состояния. При этом периодичность контроля и прогнозирования технического состояния должна быть установлена в эксплуатационной документации и может быть постоянной для каждого типа объектов или зависеть от результатов предыдущего контроля и прогнозирования технического состояния конкретного объекта. Реализация стратегии ТОиР по состоянию предусматривает наличие в эксплуатационной документации необходимого объема работ по ТО и Р, обусловленного фактическим техническим состоянием объекта.
При реализации стратегии ТО и Р по наработке перечень и периодичность выполнения работ устанавливают в эксплуатационной документации в зависимости от наработки объекта единым для всей совокупности объектов данного типа.
4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ТО И Р
4.1. Требования к документации по ТОиР - по ГОСТ 18675-79.
4.2. Дополнительно к комплекту документации, установленному в ГОСТ 18675-79 должна быть разработана программа ТОиР.
Программу ТОиР составляет Разработчик изделия AT. Программа должна содержать данные о структуре ТОиР, принятых методах технической эксплуатации, составе и периодичности работ по ТОиР, особенностях эксплуатационной технологичности объекта ТОиР, составе средств ТОиР и показателях эффективности системы ТОиР с начала эксплуатации и до списания изделия.
Реализация программы ТОиР должна обеспечивать поддержание заданных уровней безопасности, регулярности и интенсивности полетов при минимальных затратах труда, времени и средств на техническую эксплуатацию.
4.3. Программа ТОиР разрабатывается на этапах проектирования и испытаний AT и является исходным документом для разработки эксплуатационной и ремонтной документации, а также для оценки и совершенствования систем ТОиР.
5. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ТО И Р
5.1. Работы по обеспечению заданного уровня эффективности системы ТОиР следует проводить на всех стадиях разработки изделий AT, установленных ГОСТ 2.103-68.
Система ТОиР должна быть оценена на этапах эскизного проекта и макета, заводских, государственных и эксплуатационных испытаниях, а также в процессе эксплуатации.
5.2. Обеспечение эффективности системы ТОиР должно базироваться на комплексном подходе к ее разработке и оценке на этапах проектирования, испытаний и эксплуатации AT, так как уровень эффективности системы ТОиР обусловлен характеристиками ее элементов в их совокупности (с учетом условий эксплуатации).
Комплексный подход должен включать:
- учет влияния каждого элемента системы ТОиР на безопасность и регулярность полетов, а также экономическую эффективность;
- учет совместного влияния всех элементов системы ТОиР на её показатели;
- проведение работ по обеспечению эффективности системы ТОиР на основе единой методологии и на всех этапах проектирования, испытаний и эксплуатации AT.
5.3. При разработке и оценке систем ТОиР следует обеспечить:
- разработку научно-методической и нормативной документации;
- анализ возможных вариантов системы ТОиР разрабатываемого изделия AT для обоснования и подтверждения заданных требований к показателям система ТОиР;
- опытно-конструкторские работы для обеспечения эксплуатационной и ремонтной технологичности изделий AT, формирования комплекса средств ТОиР;
- разработку макетов, стендов, тренажеров, моделей и проведение специальных исследований для обеспечения заданных показателей системы ТОиР;
- разработку программ ТОиР, эксплуатационной и ремонтной документация;
- поэтапную оценку эффективности разрабатываемы систем ТОиР с подтверждением соответствующей документацией.
5.4. Работы по созданию систем ТОиР должны быть организованы так, чтобы обеспечить:
- к началу государственник испытаний - разработку программы ТОиР, формирование комплекса средств ТОиР и разработку временной эксплуатационной документации;
- к моменту окончания государственных испытаний - подтверждение соответствия изделия AT и комплекса средств ТОиР техническим требованиям, подготовку эксплуатационной и ремонтной документации для регулярной эксплуатации и ремонта;
- в процессе эксплуатации - проведение периодической оценки эффективности системы ТОиР и, при необходимости, корректировку эксплуатационной и ремонтной документации.