- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПРИКАЗ
29 декабря 1989 г. |
Москва |
№ 214 |
ОБ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ С ВЕРТОЛЕТАМИ
ПРИВОЛЖСКОГО И КОМИ УПРАВЛЕНИЙ ГА
11.05.89 днем в простых метеоусловиях потерпел катастрофу вертолет Ми-8 № 22920 Приволжского управления ГА.
Экипаж Уфимского ОАО в составе командира вертолета Светлакова В.П., второго пилота Узикова Е.Н. и бортмеханика Федосеева С.П. выполнял транспортно-связной полет с тремя пассажирами на борту.
При посадке в районе н.п. Чегодаево вертолет столкнулся с насыпью дороги, разрушился и сгорел. Командир вертолета и пассажиры погибли. Второй пилот и бортмеханик получили телесные повреждения.
Причиной катастрофы вертолета Ми-8 № 22920 явились ошибочные, поспешные действия командира вертолета Светлакова В.П., слабая осмотрительность и неудовлетворительное взаимодействие в экипаже при выполнении захода на посадку, которые привели к снижению вертолета над местностью, не обеспечивающей безопасную посадку.
Факторами, оказавшими влияние на исход полета, явились:
- установка заказчиком на посадочную площадку н.п. Чегодаево битумной печи и неуборка ее до прилета вертолета, в результате чего командир должен был выполнять посадку с подбором места в условиях сложного рельефа;
- нарушение командиром "Технологии работы экипажа" в части неинформирования экипажа о выбранном для посадки месте;
- изменение курса захода на посадку с 90° на курс, соответствующий примерно 150°, после доклада диспетчеру МДП;
- отвлечение внимания экипажа на автобус и людей, находящихся на шоссе, при снижении вертолета перед посадкой;
- невыключение двигателей и необесточивание вертолета экипажем после столкновения с землей, вследствие скоротечности развития и сложности ситуации;
- скоротечность возникновения и высокая интенсивность пожара на месте происшествия, не позволившие провести эвакуацию из вертолета командира и пассажиров, получивших травмы, а также обеспечить сохранность авиационной техники.
05.10.89 днем в простых метеоусловиях потерпел авиационное происшествие без человеческих жертв вертолет Ми-6 № 21027 Коми управления гражданской авиации.
Экипаж Печорского ОАО в составе командира вертолета - инструктора Выгузова В.В., второго пилота Хатеева А.Я., штурмана Козару А.И., бортмеханика Ли-Чи и бортрадиста Ильина П.В. выполнял полеты о грузом на внешней подвеске.
Пилотирование вертолета до момента укладки груза и его отцепки осуществлял второй пилот, в последующих перемещениях и в полете - командир вертолета.
После укладки груза на площадку экипаж допустил столкновение лопастей рулевого винта с препятствием на земле. Экипаж удара не заметил и произвел взлет с поврежденными лопастями. В полете возникла повышенная вибрация, которая усилилась на снижении. При заходе на посадку на вертодром Вазей-51 произошло отделение рулевого винта и хвостового редуктора. Неуправляемый вертолет столкнулся с землей и разрушился. Члены экипажа получили серьезные телесные повреждения.
Причиной авиационного происшествия явилась потеря путевой управляемости, устойчивости и разбалансирования вертолета из-за обрыва хвостового редуктора с рулевым винтом, поврежденным ранее в результате столкновения с препятствиями.
На исход, полёта оказала влияние совокупность факторов:
- недостаточная осмотрительность экипажа при перемещении в район предполагаемой подцепки груза на внешнюю подвеску вертолета в сочетании с нарушением инструкции для наземной бригады работниками буровой, неправомерно подававшими сигналы экипажу на погрузочной (разгрузочной)площадке;
- ошибка экипажа в оценке высоты полета при перемещении вертолета над рельефом местности с уклоном подстилающей поверхности;
- необнаружение экипажем повреждения рулевого винта из-за присущей вертолету Ми-6 повышенной вибрации при взлете на этапе разгона;
- выявление экипажем повышенной вибрации в горизонтальном полете над пересеченной местностью, заросшей лесом, исключающей немедленный подбор площадки с воздуха для посадки;
- прогрессирующее увеличение вибрации вертолета на зависании перед посадкой, вызвавшей обрыв хвостового редуктора с рулевым винтом.
Авиационным происшествиям способствовал ряд недостатков, выявленных комиссиями по расследованию.
Экипажем вертолета Ми-8 № 22920 были нарушены правила, установленные МГА, по перевозке пассажиров на воздушных судах: на борт взят пассажир без оформления перевозочных документов. В заявке на полет не полностью указан маршрут полета.
Второй пилот вертолета Ми-6 № 21027 Хатеев А.Я. выполнял полеты с левого пилотского сидения при работе с грузом на внешней подвеске, что запрещено п. 44 Программы подготовки летного состава. При выполнении полетов экипажем допущены отклонения технологических требований.
В целях предотвращения авиационных происшествий по аналогичным причинам
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальникам управлений, производственных объединений и командиру Отдельного авиационного отряда № 235 ГА обстоятельства и причины авиационных происшествий изучить с летным составом вертолетных подразделений.
2. Начальникам ГлавУЛС и Главной инспекции МГА в месячный срок рассмотреть рекомендации комиссий по расследованию авиационных происшествий и внести соответствующие изменения в РЛЭ №-8 и Ми-6 и НПП ГА-85.
3. Начальникам Приволжского в Коми, управлений ГА указать на непрекращающиеся авиационные происшествия с вертолетами по вине летного состава.
4. Ограничиться мерами, принятыми начальниками управлений ГА к виновным в авиационных происшествиях, с вертолетами Ми-8 и Ми-6.
5. Вертолеты Ми-8 № 22920 Приволжского и Ми-6 № 21027 Коми управлений ГА списать.
6. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
Первый заместитель Министра |
Б.Е. Панюков |