почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
17
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ
ОКРУЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.07.03 № 5/11-133
На № ___________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об авиационном инциденте с самолетом Ту-154М RА-85770

Руководителям
авиапредприятий, авиакомпаний,
аэропортов и предприятий по ИВП и ОВД.



    14.06.03 г. на самолете Ту-154М 85770, принадлежащем ФГУАП "Пулково", экипаж в составе: КВС Сучкова Н.К., 2 пилота Лендера В. Я., штурмана Юдина В. А., бортинженера Благодерова А. А., выполнял рейс Сплит (Хорватия) - Санкт-Петербург.
    На борту находилось 60 пассажиров.
    При запуске двигателя № 3 в условиях высокой температуры наружного воздуха бортинженер допустил превышение предельно-допустимой ТВГ (550°) на 31°С.
    Высота расположения аэродрома над уровнем моря 20 м, день, температура наружного воздуха на 11 часов 30 минут +37°С, Р = 759 мм.рт.ст., ветер - 250° - 6 м/сек.
    Превышение ограничения по ТВГ было обнаружено при расшифровке СОК 15.06.03 г. в а/п "Пулково"
    В результате расследования авиационного инцидента установлено:
    в 11 час. 56 мин. 50 сек начат запуск двигателя № 2 от ВСУ, но прекращен стоп-краном из-за вялого роста оборотов и ТВГ. В процессе запуска СУ № 2 произошло самовыключение ВСУ по предельной ТВГ.
    в 11 час. 59 мин. 51 сек. выполнен повторный запуск ВСУ.
    2-я попытка запуска двигателя № 2 от ВСУ, начатая в 12 час. 04 мин. 01 сек. была прекращена из-за зависания на оборотах ротора компрессора низкого давления (Nнд) - 20.8% с ростом ТВГ до 504°С.
    12 час. 05 мин. 01 сек. бортинженер запускает двигатель № 1, выход которого на малый газ длится 1 мин. 33 сек (согласно РЛЭ - время запуска не более 80 сек.)
    12 час. 06 мин. 16 сек. производится первая попытка запуска 3 СУ, которая прекращается стоп-краном из-за отсутствия роста ТВГ.
    12 час. 10 мин. 13 сек. производится вторая попытка запуска 3 СУ, которая прекращена стоп-краном из-за медленного роста ТВГ.
    12 час. 15 мин. 46 сек. производится запуск двигателя № 2, двигатель выходит на малый газ с максимальной ТВГ на запуске 504°С.
    12 час. 17 мин. 49 сек. производится холодная прокрутка двигателя № 3 и появляется расход топлива, что может свидетельствовать об открытом стоп-кране при холодной прокрутке или попытке запуска двигателя и прекращении его до начала роста ТВГ из-за отключения ВСУ.
    12 час. 20 мин. 37 сек. увеличивается режим двигателя № 1 для запуска двигателя № 3.
    12 час. 20 мин. 55 сек. начинается запуск 3 силовой установки от двигателя № 1.
    Двигатель выходит на малый газ за время 1 мин. 32 сек. При этом на оборотах ротора компрессора низкого давления около 23% ТВГ СУ № 3 достигает 550°С и продолжает расти и через 1 мин. 32 сек. от начала запуска достигает 581°С, удерживается в течение 4 сек. с последующим снижением в течение 6 сек. до максимально-допустимой 550°С. Обороты ротора компрессора низкого давления СУ № 3 к этому времени достигают 28 %. Превышение максимально допустимой ТВГ СУ длится в течение 24 сек.
    По результатам расшифровки определено, что РУД двигателя № 3 перед последним запуском в 12.19.40 сдвинут на угол 9,9° и через одну секунду возвращен на угол 6,8°. При таком положении РУД выполнялась последняя попытка запуска двигателя. Предыдущие попытки запуска 3 СУ выполнялись при положении РУД 3,8°. В результате изучения паспорта НР-30КУ-4 двигателя № 3 установлено, что заводская регулировка автомата запуска не менялась, а характеристики запуска соответствуют стандартной приведенной на рис.203 РТЭ двигателя Д-30КУ-154 2 серии. Затрудненный запуск двигателей № 1, 2 и 3 попытки запуска СУ № 3 происходили из-за использования ВСУ ТА-6А для запуска двигателей за пределами эксплуатационных ограничений по температуре наружного воздуха, указанных в формуляре ВСУ (для ВС ТУ-154М Тнв +35°С).
    Заброс ТВГ при 4-й попытке запуска от СУ № 1 произошел из-за невыполнения холодной прокрутки двигателя после неправильно проведенной холодной прокрутки с открытым стоп-краном или неудавшегося запуска двигателя, прекращенного до начала роста ТВГ. (Примечание: Точно установить причину появления расхода топлива по 3-й СУ невозможно из-за малой информативности системы МСРП-64). По объяснительной записке бортинженера при достижении оборотов около 55% по ротору ВД, при последнем запуске двигателя № 3, он посчитал, что двигатель вышел на малый газ, при этом заметил, что ТВГ достигла предельной 550°С. Воздушный стартер уже отключился, он перенес взгляд на контроль двигателя № 1 и выполнил манипуляции по выключению отбора воздуха и уменьшению режима 1 СУ до малого газа, хотя обороты ротора компрессора высокого давления Nвд 3 СУ на режиме малого газа должны были составлять 61,5%, что свидетельствует о неправильном распределении внимания бортинженера при запуске двигателей. В нарушение технологии работы экипажа бортинженер не доложил КВС максимальную ТВГ при запуске 3-й СУ. КВС Сучков Н.К., не получив доклада от бортинженера о ТВГ продолжил выполнение полета.
    После посадки в а/п Пулково запись в бортжурнале о сложностях, возникших при запуске двигателей в а/п Сплит, не была сделана. В связи с этим превышение ТВГ при запуске было выявлено только при плановом проведении расшифровки ССПИ, в это время ВС продолжало выполнение полетов без проведения соответствующих работ.
    Авиационный инцидент произошел в результате сочетания следующих факторов:
    - превышение ТВГ на запуске двигателя в а/п Сплит, причиной инцидента является нарушение бортинженером РЛЭ самолета ТУ-154М, раздел 8.1.2 п.4(г), выразившееся в непрекращении запуска двигателя стоп-краном при достижении предельной температуры на запуске. Возможной причиной превышения предельной ТВГ на запуске явилось невыполнение холодной прокрутки после неудавшегося запуска (без роста ТВГ) или холодная прокрутка с открытым стоп-краном.
    - полеты воздушного судна без дополнительного технического обслуживания после прибытия в базовый аэропорт. Причиной инцидента явилось нарушение п. 2.4.14 НПП ГА-85, выразившееся в незаписи в бортжурнале замечания о сложностях при запуске двигателей в а/п Сплит.
    При проведении расследования комиссия отмечает следующие недостатки:
    - в РЛЭ ТУ-154М отсутствуют сведения об эксплуатационных ограничениях ВСУ ТА-6А по Тнв и высоте аэродрома над уровнем моря.
    ПРЕДЛАГАЮ Руководителям авиапредприятий и авиакомпаний:
    1. Обстоятельства и причины инцидента изучить со всем летным составом и инженерно-техническим персоналом, эксплуатирующим самолет Ту-154М. Повторно изучить с летным составом случаи забросов температуры выходящих газов при запуске (ВС 85779 - 17.07.98, ВС 85770 - 22.05.99).
    2. Рекомендовать экипажам ТУ-154М в аэропортах с повышенной температурой наружного воздуха более +35 градусов запуск двигателей выполнять от УВЗ.
    

    

Заместитель руководителя управления

Г.В. Полюдов


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование