- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Минтранс России |
|
УТВЕРЖДАЮ П.В. Ненюков |
АНАЛИЗ
состояния безопасности полетов в Северо-Западном ОМТУ ВТ
Минтранса России за I полугодие 2003 г.
I. Общие данные о состоянии и безопасности полетов
В I полугодии 2003 года показатели безопасности полетов с ВС Северо-Западного региона, в сравнении с аналогичным периодом 2002 года, характеризуются увеличением общего числа авиационных событий.
В течение первого полугодия 2003 г. в авиапредприятиях (авиакомпаниях) подконтрольных Северо-Западному ОМТУ ВТ Минтранса России с ВС произошло:
- 21 авиационный инцидент;
- 1 повреждение ВС на земле.
Из них:
- 14 авиационных инцидентов по причинам конструктивно-производственных недостатков;
- 7 авиационных инцидента, связанных с недостатками в работе летного состава (из них один серьезный инцидент);
- 1 повреждение ВС на земле связанное с недостатками в работе инженерно-технического персонала АТБ.
Перечень авиационных событий, классифицируемых как авиационные инциденты и повреждения ВС на земле, произошедших за период с января по июнь 2003 г. в авиапредприятиях (авиакомпаниях) Северо-Западного региона, представлен в таблице I.
АВИАЦИОННЫЕ ИНЦИДЕНТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА ЗЕМЛЕ
Таблица 1
№ |
Дата, тип ВС, |
|
Причины | |
|
19.01.03 г. |
А/п Пулково. В наборе высоты на H=3000 м. |
Ложный отказ | |
|
21.01.03 г. |
А/п Пулково. В наборе высоты на H=2500 м. |
Ложный отказ сигнализации. | |
|
29.01.03 г. |
А/п Пулково. При оперативном обслуживании перед вылетом стремянкой повреждена обшивка ВС, вследствие проседания ВС на оставленную под самолетом стремянку. |
Нарушение технологии работы. | |
|
31.01.03 г. |
А/п Пулково. При заходе на посадку произошло ложное срабатывание невыпущенного положения шасси. Посадка в Санкт-Петербурге благополучно. |
Неисправность сигнализации. | |
|
04.02.03 г. |
А/п Архангельск. На пробеге ВС Ту-134"А" выкатился на БПБ. В условиях низкого Ксц. при пробеге ВС, экипаж неоднократно включал (выключал) реверс. |
Потеря управляемости ВС из-за низкого К сц. | |
|
05.02.03 г. |
А/п Пулково. При разбеге на скорости 230 км/час экипаж прекратил взлет ВС по причине самопроизвольного открытия левой форточки кабины экипажа. |
Выход штыря рычага из гнезда рамы. КПН. | |
|
20.03.03 г. |
А/п Шереметьево. Заход на посадку с отступлением от установленных по H ДПРМ, V и H вып. & закр. до 15° и довыпуска с 15° до 28° и 36°. |
Нарушение инструкции по взаимодействию. | |
|
22.03.03 г. |
А/п Красноярск (Емельяново). При заходе на посадку был произведен выпуск механизации &закр.=28° с превышением от установленной РЛЭ Vпр. скорости полета. |
Нарушение экипажем РЛЭ ВС | |
|
31.03.03 г. |
А/п Пулково. При заходе на посадку в Петрозаводске погода аэродрома посадки Бесовец была ниже минимума.Посадка на запасном в сильных ливневых осадках приV=900 |
Неоправдавшийся прогноз | |
|
31.03.03 г. |
А/п Пулково. Возврат в а/п вылета из-за отказа левого вариометра VSI/TRA системы TKAS. Экипаж определил причину отказа и произвел посадку в аэропорту вылета. |
Нарушение ИТС ТУ по ВС | |
|
03.04.2003 г. |
А/п Шереметьево. После взлета в а\п Пулково на самолете не убралась правая стойка шасси. КВС принял решение следовать в а\п Шереметьево. Посадка благополучно. |
Отказ одного из электрокранов |
|
04.04.2003 г. |
Зона Петрозаводского РЦ. Потеря радиосвязи в полете на 27 минут. После пролета п.о.д. "Кемь" экипаж не отвечал на вызовы диспетчера. Посадка в Санкт-Петербурге. |
Неправильное использование средств связи. | |
|
08.04.2003 г. |
А/п Звартноц. В наборе на H=2700 м. последовательно загорались табло "ВИБРАЦИЯ ВЕЛИКА" и "ОПАСНАЯ ВИБРАЦИЯ" СУ №1. Посадка на аэродроме вылета. |
Ложное срабатывание сигнализации. (КПН). | |
|
12.04.2003 г. |
А/п Шереметьево. При посадке перегрузка-2.45 (перегрузка на конструкцию-2.15) (перегрузка по технике пилотирования - 1.98). Записи в БЖ о перегрузке не было. |
Позднее начало выравнивания | |
|
14.04.2003 г. |
Г.т. "555 км." При посадке с "подбором" столкновение с ЛЭП, из-за грубой ошибки в технике пилотирования КВС при попадании ВС в "вихревое кольцо". |
Неправильная ценка внешних условий КВС. | |
|
16.04.2003 г. |
А/п Н-Новгород. В наборе высоты на H=3000 м. поочередно сработала сигнализация "Опасная вибрация" (правого и левого двигателей). Посадка на аэродроме вылета. |
Ложное срабатывание сигнализации. (КПН). Инцидент | |
|
21.04.2003 г. |
А/п Петрозаводск (аэропорт "Пески"). После взлета загорелось табло "Стружка в масле правого двигателя". Экипаж произвел возврат на аэродром вылета. |
Ложное срабтывание сигнализатора (КПН). | |
|
23.04.2003 г. |
А/п Пулково. После взлета не убралась передняя стойки шасси, из-за ослабления крепления подводящей электрошины к выводу автомата защиты "Питание". |
Нарушение целостности цепи питания. (КПН). | |
|
01.05.2003 г. |
А/п Норильск. После уборки шасси, не погасло табло выпущенного положения правой стойки шасси. После визуального осмотра посадка в С-Петербурге. |
Отказ сигнализации шасси. (КПН). | |
|
14.06.2003 г. |
А/п Сплит. При запуске двигателя №3, бортинженером допущено превышение фактической Твых. газов до+581° (ТВГ) при допустимой +550° (на 31°) течение 24 сек. |
Нарушение РЛЭ | |
|
23.06.2003 г. |
А/п Пулково. После взлета на Н=600 м. "сработала" сигнализация пожара в мотогондоле двигателя № 4. Двигатель был аварийно выключен. Посадка в С-Петербурге. |
Ложное срабатывание сигнализации (КПН). | |
|
26.06.2003 г. |
А/п Гамбург. В наборе Н=6600 м. произошло последовательное загорание табло "Вибрация велика" "Опасная вибрация" "Падение nоб" СУ № 3. Посадка в а/п Пулково. |
Ложное срабатывание сигнализации. (КПН). |
Основными причинами инцидентов и повреждений ВС на земле явились:
- конструктивно-производственные недостатки авиатехники;
- нарушение инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа;
- недисциплинированность личного состава;
Динамика изменения показателей безопасности полетов за аналогичные периоды прошедшего года, по различным типам ВС, оценивается следующим образом:
- 14 авиационных инцидентов в I полугодии 2002 г. и 21 авиационный инцидент в этом году (из них один серьезный инцидент с ВС Ми-2);
- 2 повреждения ВС на земле в I полугодии 2002 г. и 1 повреждение ВС на земле в этом году;
Распределение авиационных инцидентов и повреждений ВС на земле у эксплуатантов за первое полугодие 2002-2003 г., можно оценить по таблице 2.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ИНЦИДЕНТОВ И
ПОВРЕЖДЕНИЙ ВС ПО ЭКСПЛУАТАНТАМ
Таблица 2
|
Всего |
в том числе |
в том числе |
в том числе | |||||||
|
событий |
АП с ЧЖ |
АП БЧЖ |
инцидентов |
ПВС | ||||||
|
02г |
03г |
02г |
03г |
02г |
03г |
02г |
03г |
02г |
03г | |
ФГУАП |
14 |
15 |
_ |
- |
_ |
- |
12 |
14 |
2 |
1 | |
ОАО |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
- |
- | |
ООО АП"Северсталь |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- | |
ОАО |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- | |
ФГУП |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- | |
"Северо-Западная |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- | |
ООО "С-З АТК |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- | |
Всего: |
16 |
22 |
_ |
- |
- |
- |
14 |
21 |
2 |
1 |
Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - по вине личного состава.
Число авиационных инцидентов в I полугодии 2003 г., обусловленных неправильными действиями личного состава "Эксплуатантов", подконтрольных С-З ОМТУ ВТ Минтранса России, увеличилось на 3 авиационных события от общего числа событий в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а число повреждений ВС на земле уменьшилось на одно событие.
Распределение авиационных событий по типам ВС в первом полугодии 2003 г. в сравнении с аналогичным периодом 2002 г, обусловленных неправильными действиями личного состава, представлено в таблице 3.
ИНЦИДЕНТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА ЗЕМЛЕ ПО ТИПАМ ВС
Таблица 3
|
|
| ||
|
I полугодие |
I полугодие | ||
|
2002 г. |
2003 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Ил-86 |
- |
2/0 |
- |
- |
Ту-154 |
6/0 |
8/3 |
- |
1/1 |
Ту-134 |
7/3 |
6/2 |
2/2 |
- |
Ил-114 |
- |
1/0 |
- |
- |
Як-40 |
1/1 |
2/1 |
- |
- |
Ми-8 |
- |
1/0 |
- |
- |
Ми-2 |
- |
1/1 |
- |
- |
Итого: |
14/4 |
21/7 |
2/2 |
1/1 |
Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - по вине личного состава.
В I полугодии 2003 года из зафиксированных 7 авиационных инцидентов по вине личного состава (и 1 повреждение ВС на земле) - все расследовано.
Причины ошибок, а также нарушения экипажами ВС правил полетов и нормативных документов в значительной степени явились следствием:
- отсутствия должного контроля и ослабления требовательности со стороны командно-летного и инструкторского состава за соблюдением выполнения нормативных документов регламентирующих летную работу;
- недисциплинированности части летного состава или формальным подходом при выполнении своих функциональных обязанностей некоторых членов экипажей эксплуатантов.