- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ |
Руководителям |
22 мая 2003 года в 15 часов 40 минут московского времени при выполнении контрольного висения на площадке "аэродром Касимово" произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-2 № 01130 ФЛА РФ, принадлежащего общественной организации "Ленинградский областной центр авиационного технического творчества "Аэрокомпьютер".
Командир вертолета: пилот - инструктор ГЛМЦ ЛИМИ АГА Подоляков В.И., 52 года, линейный пилот 1 класса. Образование высшее: Академия ГА в 1993 г. Допущен к полетам по ПВП 150х2000х18, ОПВП/ППП 100х1000х18, ОПВП ночь 300х4000х12. Общий налет 10520 часов, налет на Ми-2 5786 часов, в качестве КВС 5770 часов.
Предполетный медицинский осмотр Подоляков В.И. в соответствии с п. 4.12.5 НПП ГА-85 не проходил.
Предполетная подготовка проводилась КВС Подоляковым В.И. согласно п.3.6.8. НПП ГА-85. В 15-00 Подоляков В.И. позвонил в АДП аэропорта "Ржевка" и получил прогнозы погоды по площадям и фактическую погоду. Прогноз погоды и фактическая погода не препятствовали выполнению полетного задания.
Полетная масса и центровка не выходили за эксплуатационные ограничения.
Вертолет перед вылетом был обслужен по формам "Е" и "Д". Соответствующая запись сделана в бортовом журнале, карта-наряд оформлена не была. Обслуживание производил авиатехник Волков Г.Н., имеющий просроченное свидетельство авиатехника ФЛА СССР № 210 и не имеющий допуска к обслуживанию вертолета Ми-2.
В процессе предполетного осмотра, согласно объяснительной пилота-инструктора Подолякова В.И., были выявлены следующие недостатки:
- отсутствие средств объективного контроля;
- отсутствие УКВ и КB радиостанции;
- отсутствие документации на ВС.
В нарушение п/п 2.2.9, 5.5.1. НПП ГА 85, п. 3.2.1. РЛЭ ВС Ми-2, п. 2.2.2. НТЭРАТ ГА-93 Подоляков В.И. принимает решение на выполнение опробования работы двигателей и систем вертолета с выполнением контрольного висения и в 15-30 произвел запуск двигателей.
После набора высоты 10-15 метров, по заявлению КВС, при уменьшении шага на 1- 2 началось снижение вертолета с быстрым увеличением скорости снижения до 3 - 4 м/с появился шум в работе винто-моторной группы.
В процессе снижения вертикальная скорость возросла до 6 м/с с одновременным смещением вертолета назад в сторону контейнера, расположенного на краю перрона.
При дальнейшем снижении вертолет столкнулся хвостовым упором и рулевым винтом с контейнером. Произошло разрушение хвостовой балки. Вертолет с правым креном и пикированием упал на асфальт. Во время вращения произошло разрушение лопастей несущего винта. Пилот сумел кранами останова перекрыть подачу топлива к двигателям.
Изучив обстоятельства авиационного происшествия, объяснительные пилота и других лиц, связанных с эксплуатацией вертолета, предоставленную техническую документацию на вертолет, свидетельские показания и на основании проведенных работ комиссия установила:
1. Формуляр ВС (оригинальный экземпляр) - отсутствует. В представленном дубликате формуляра ВС отсутствуют данные о заводе-изготовителе, где ремонтировалось, количество ремонтов, количество посадок, выполненные бюллетени промышленности, регламентные работа, индивидуальные особенности ВС.
2. Формуляры двигателей отсутствуют. В представленных дубликатах отсутствуют данные о заводе изготовителе, где ремонтировались, количество ремонтов, дата установления на ВС, контрольные значения параметров работы двигателей, регламентные работы, выполненные бюллетени промышленности.
3. Главный редуктор ВР-2 - представлен дубликат паспорта в котором отсутствуют необходимые сведения о техническом состоянии.
4. Автомат перекоса - представлен дубликат, сведения отсутствуют.
5. Лопасть несущего винта ВЛ50-343068 - представлен дубликат паспорта, сведения отсутствуют.
6. Лопасть несущего винта ВЛ50-343088 - представлен дубликат паспорта, сведения отсутствуют.
7. Лопасть несущего винта ВЛ50-343086 - представлен дубликат паспорта, сведения отсутствуют.
8. Имеются заключения освидетельствования технического состояния вертолета комиссией ФГУП СибНИИ им. Чаплыгина от 30 ноября 2002 года. На запрос председателя комиссии о достоверности данных документов руководство данного НИИ не ответило.
9. Лопасти хвостового винта - представлен дубликат паспорта, сведения отсутствуют.
10. Удостоверение о годности к полетам ВС № 130/2001 выдано Федерацией любителей авиации. На запрос председателя комиссии о предоставлении документов, на основании которых было выдано удостоверение ответ не получен.
В связи с тем, что основная техническая документация не представлена, а подлинность дубликатов и указанные в них данные вызывают сомнение комиссия пришла к выводу, что вертолет Ми-2 № 01130 ФЛА РФ на протяжении эксплуатации владельцем Костюченко Я.Н. находился в технически неисправном состоянии.
Наиболее вероятной причиной авиационного происшествия без человеческих жертв с вертолетом Ми-2 № 01130 ФЛА РФ явилось следствием следующих факторов:
- отказ левого двигателя при выполнении контрольного висения;
- невозможности парирования разбалансировочных моментов;
- наличие препятствия (в виде контейнера) на стояночной площадке.
В ходе расследования авиационного происшествия комиссия выявила следующие недостатки:
1. В нарушение Приложения № 1 к Федеральным правилам использования воздушного пространства РФ заявки на использование воздушного пространства вертолетом Ми-2, регистрационный номер № 01130 ФЛА РФ, подавались Северо-Западным региональным центром МЧС через военный сектор Санкт-Петербургского ЗЦ ЕС ОрВД. В заявке указывалась принадлежность ВС к Министерству по чрезвычайным ситуациям.
2. Символика МЧС России на вертолет Ми-2 № 01130 нанесена незаконно.
3. Продление летного свидетельства командиру вертолета Ми-2 Костюченко Я.Н. осуществлялось в ЛИМИ АГА с нарушением требований п.21.19. приказа МГА № 44/И. Пилот прошел медицинскую комиссию в военкомате, а не в ВЛЭК.
Часть допусков в летном свидетельстве сделаны организациями, не имеющими отношения к гражданской авиации.
4. Отсутствует договор обязательного страхования ответственности владельца вертолета Ми-2 № 01130 ФЛА РФ перед третьими лицами (ст. 131 Воздушный кодекс РФ).
5. Отсутствует техническая документация (оригиналы) на ВС, его агрегаты и двигатели.
6. Техническое обслуживание ВС проводилось авиатехником с просроченным действием свидетельства и не имеющим допуска к ТО ВС МИ-2.
7. Техническое состояние ВС, согласно анализа предоставленной документации, не обеспечивало безопасность полетов.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Результаты расследования авиационного происшествия без человеческих жертв с вертолетом Ми-2 № 01130 ФЛА РФ довести до сведения летного состава, и инженерно-технического персонала.
2. Руководителям предприятий и учебных заведений гражданской авиации, предоставляющих организациям других ведомств и частным лицам авиационных специалистов для технического обслуживания и летной эксплуатации воздушных судов:
- требовать при заключении договоров предоставления технической документации на ВС, подтверждающих соответствие этих ВС установленным требованиям;
- обеспечить прохождение предварительной подготовки авиационных специалистов, направляющих в организации других ведомств для обслуживания и эксплуатации ВС, с изучением нормативных документов этих ведомств, регламентирующих техническую, летную эксплуатацию ВС и выполнение полетов.
ВРИО Руководителя управления |
Г.В. Полюдов |