почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
11
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ
СЛУЖБА
(РОСАЭРОНАВИГАЦИЯ)

14.03.2007 № 8.3.16-256

О направлении информации о
производственном травматизме

Руководителям организаций,
подведомственных Федеральной
аэронавигационной службе

Руководителям организаций
гражданской авиации

    
    
    
    
    
    В связи с поступающими запросами сообщаем.

    Из-за прекращения в Ространснадзоре финансирования научно-исследовательской работы по изучению производственного травматизма и условий труда в гражданской авиации, а также перевода специалиста по охране труда в Росаэронавигацию анализ состояния производственного травматизма и условий труда в организациях гражданской авиации за 2006 год не проводился.
    Вместе с тем на основании поступивших от организаций гражданской авиации и организаций, подведомственных Росаэронавигации, актов о несчастных случаях на производстве составлена информация с описанием обстоятельств и причин некоторых несчастных случаев, произошедших с апреля по декабрь 2006 г. (в дополнение к информации о производственном травматизме в организациях гражданской авиации в 1 квартале 2006 г. - письмо руководителя Ространснадзора 17.04.2006 № ВС-25/7-585) (прилагается).
    По нашему мнению, указанная информация может быть использована для принятия профилактических мер по предупреждению производственного травматизма.
    Учитывая изложенное, считаем целесообразным также предложить руководителям территориальных управлений государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта довести информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.
    Одновременно обращаем внимание руководителей организаций, подведомственных Росаэронавигации, в том числе руководителей филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на необходимость строгого соблюдения требований распоряжения Росаэронавигации от 10.10.2006 № 64-р «Об учете несчастных случаев на производстве происшедших в организациях, подведомственных Федеральной аэронавигационной службе» в части своевременного сообщения о происшедших несчастных случаях на производстве и представления материалов их расследования и копий актов по форме Н-1 непосредственно в Федеральную аэронавигационную службу (Управление по вопросам государственной службы и кадров).

    
    
    
    

Начальник Управления по вопросам
государственной службы и кадров


В.Е.Егоров



    
    
    

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ПРИЧИН НЕКОТОРЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ПРОИЗОШЕДШИХ С АПРЕЛЯ ПО ДЕКАБРЬ 2006 г.

    
    
    
    08.12.2006, Приобское УГАН, ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», летная служба: второй пилот вертолета Ми-8 Алянчиков В.А. находился в составе экипажа авиакомпании в служебной командировке в Демократической Республике Конго. Для проживания летного состава миссией ООН было выделено отдельное жильё на территории лагеря, где находилась штаб-квартира миссии ООН, охраняемая службой безопасности. В жилых комнатах проживало по два человека, кровати были оборудованы пологами для защиты от насекомых. Влажная уборка помещения проводилась ежедневно обслуживающим персоналом ООН.
    4 декабря после ужина Алянчиков В.А. пожаловался на плохое самочувствие и высокую (38 град.) температуру. Вечером 5 декабря он сходил к доктору и сделал тест на малярию, результат был отрицательный. 6 декабря Алянчиков В.А. весь день находился в комнате и отдыхал, а на следующий день вновь обратился к врачу. В этот день дежурил уже другой врач, который уточнил, производился ли тест на малярию, измерил температуру и назначил таблетки, которые Алянчиков В.А. принимал в течение дня и уснул спокойно.
    В 3 часа ночи 8 декабря его состояние резко ухудшилось, дыхание стало прерывистым, кожа начала желтеть. Вызванный членами экипажа врач прибыл в 4 часа 05 минут, когда дыхание Алянчикова В.А. остановилось, и в течение 15 минут пытался его реанимировать, но это не помогло, и Алянчиков В.А. скончался. Причиной его смерти стало кровоизлияние в мозг вследствие повреждения церебральных сосудов из-за осложнения злокачественной формы тропической малярии.
    
    Наибольшее количество несчастных случаев на производстве произошло в результате нарушений работниками дисциплины труда, в том числе технологии выполнения работ или инструкций по охране труда, а также их личной неосторожности и поспешности. Так,
    09.04.2006, Приобское УГАН, ООО «ЮТэйр-Техник», ИАС: при подготовке к буксировке самолета Ан-24 авиатехник Мыцык Ю.П., работая в брезентовых рукавицах, для подсоединения к буксиру «БелАЗ» буксировочного водила стал вытаскивать его стопорный шкворень («палец»). Когда он левой рукой приподнял за держатель стопорный шкворень на 15-20 см и попытался подсоединить буксировочного водило, тот выскользнул из руки и с силой (масса шкворня около 5 кг) ударился о фаркоп. При этом в момент удара средний палец правой руки Мыцыка Ю.П. оказался между верхним ограничительным буртиком стопорного шкворня и самим фаркопом, в результате чего Мыцык Ю.П. получил травму - открытый оскольчатый перелом ногтевой фаланги третьего пальца правой кисти.
    
    Следует напомнить, что три несчастных случая произошло в конце марта, при буксировке воздушных судов (описание их не было включено в информацию о производственном травматизме за 1-й квартал 2006 г.). Так, например,
    30.03.2006, Приволжское УГАН, ОАО «Авиакомпания «Волга-Авиа», ИАС: по окончании буксировки самолета Ту-154 на место запуска двигателей производившие буксировку главный инженер Бишлетов Н.М. и авиатехники Щербаков А.В. и Пологов О.В. приступили к отсоединению буксировочного водила типа А 3107-000 от буксира «КрАЗ». Авиатехник Щербаков А.В. опустил ходовую часть водила, поставил рукоятку крана управления водила в положение «подъем» и приступил к подъему водила, работая ручным насосом водила HP-1. В это время главный инженер Бишлетов Н.М., не дождавшись подъёма водила до высоты сцепного устройства буксира (как того требует Инструкция по буксировке самолетов типа Ту-154), с помощью авиатехника Пологова О.В. сдернул его со сцепного устройства буксира. Водило упало и нижней предохранительной скобой, расположенной около петли водила, придавило Бишлетову Н.М. палец правой ноги, в результате чего он получил открытый оскольчатый перелом 1 пальца правой стопы.
    

    10.04.2006, ОАО «Уральский завод гражданской авиации»: слесарь по ремонту авиадвигателей Гареев Р.А. получил задание на ремонт узла свободной турбины авиадвигателя ТВ2-117А, в том числе на выполнение операции зачистки колец демпфера кранцевальной щеткой, которая была закреплена на настольном точильно-шлифовальном станке. Во время выполнения этой операции отскочивший от кранцевальной щетки кусочек проволоки попал Гарееву Р.А. в глаз, в результате чего он получил колотое проникающее ранение роговицы левого глаза. Причиной несчастного случая стало грубое нарушение пострадавшим требований инструкции по охране труда (инструктаж по охране труда прошел за 4 дня до этого происшествия) - при работе с кранцевальной щеткой не применял выданные ему защитные очки.
    
    20.04.2006, Центральное УГАН, ОАО «Аэропорт Старый Оскол», служба ЭСТОП: при подготовке к испытанию кабельно-воздушной линии инженер ЭСТОП Михайлов В.М., зная, что для этого будет необходима электророзетка на 220 В, решил подключить её к клеммам автомата A3124 в РУ-0,4 кВ трансформаторной подстанции ТП-1.
    Один провод от электророзетки Михайлов В.М. подключил к заземляющему болту, а другой хотел подсоединить к одной из фаз автомата A3124. При этом он обнаружил ослабление его верхних клемм и решил их закрепить. Зная, что три фазы находятся под напряжением, Михайлов В.М. стал затягивать болты на верхних клеммах автомата и в какой-то момент коснулся пассатижами двух фаз шин, что привело к образованию электрической дуги. В результате Михайлов В.М. получил термический ожог кистей рук.
    Следует отметить, что пострадавший, грубо нарушивший Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (не были отключены токоведущие части автомата A3124 коммутационным аппаратом с ручным приводом - фазные ножи), имел большой стаж работы по эксплуатации электрооборудования (20 лет) и высокую квалификацию (V группа электробезопасности).
    
    26.04.2006, ЗАО «АэроМАШ», САБ: инспектор перронного контроля и досмотра воздушных судов Голованов Н.Ю., находясь в багажном отсеке самолета Ту-154, осуществлял контроль при погрузке и размещении багажа. По окончании загрузки багажа он сел на край люка багажного отсека, свесив ноги, и сказал проходившему по стоянке самолета авиатехнику о необходимости установки стремянки под люк для выхода из багажного отсека. Однако затем Голованов Н.Ю. не удержался и соскользнул вниз на ещё не убранную багажную тележку (с высоты около 1 м), в результате чего получил растяжение наружной боковой связки левого коленного сустава.
    Кроме нарушения пострадавшим технологии досмотра в багажном отсеке воздушного судна и соответствующей инструкции по охране труда, также отмечено, что на это происшествие могли повлиять остаточные явления от употребления Головановым Н.Ю. накануне алкоголя.
    

    26.04.2006, ОАО «Внуковский авиаремонтный завод № 400»: после обеденного перерыва маляр Фукин А.Ф. с напарником получили задание мастера на продолжение начатой работы по подготовке к окраске самолета Ил-86, а именно - на покрытие бумагой участков поверхности самолета, не подлежащих окраске. Поднявшись на 2-ю палубу левого портала обслуживания хвостового оперения, маляры затем спустились на подстройку к нижней части палубы портала (балкон). Здесь они работали, стоя на коленях у края рабочего настила балкона (расстояние до корпуса самолета 90 см).
    При приклеивании бумаги клейкой лентой рука Фукина А.Ф. соскользнула по поверхности корпуса самолета, и он по инерции резко наклонился вперед и упал с высоты более 2 м на стабилизатор самолета, а оттуда, с высоты около 1м, - на рабочий металлический настил 1-й палубы портала. В результате падения Фукин А.Ф. получил ушибленную рану теменной области.
    Во время работы пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения сильной степени. Кроме того, отмечены конструктивные недостатки оборудования, используемого для окрасочных работ, а также неприменение средств индивидуальной защиты от падения с высоты.
    
    02.05.2006, ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», служба перронного обслуживания, участок обработки багажа: водитель самоходных механизмов Платонов В.Н. и грузчик Сухов В.А., загрузив багаж авиапассажиров в самолет, подъехали на автопоезде (в составе электротягача «Линде» и одной багажной тележки) к месту стоянки транспортных средств на перроне. При этом управлял тягачом Платонов В.Н., а Сухов В.А., находившийся в кабине тягача в качестве пассажира, ехал с незакрытой дверью, поставив правую ногу в дверной проём на направляющую двери, а не на пол кабины.
    При заезде автопоезда в узкое пространство между стоявшими минитягачом «TOYOTA» и багажной тележкой произошло столкновение электротягача «Линде» с минитягачом «TOYOTA», в результате чего открытая со стороны Сухова В.А. дверь тягача, закрываясь, придавила и травмировала ему правую стопу ноги.
    Причинами несчастного случая стали нарушения требований охраны труда как водителем самоходных механизмов Платоновым В.Н. (в частности, в стесненных условиях управлял транспортным средством без команд работника, находящегося вне транспортного средства и визуально наблюдающего за обстановкой в зоне движения или маневра, более того, после столкновения не остановил управляемый им тягач, а продолжил движение), так и пострадавшим грузчиком Суховым В.А. (не выполнил требование, запрещающее открывать двери транспортного средства во время его движения: во время работы был обут в личные кроссовки, отказавшись от получения положенной ему по Нормам спецобуви).
    

    12.05.2006, Западно-Сибирское УГАН, ОАО «Новосибирск Авиа», ИАС: при установке заглушки на авиадвигатель самолета Ан-24 авиатехник Кошелев Ю.Т. использовал стремянку для работы на крыле, установив её ступенями к воздушному винту (т.е. находился спиной к ступеням стремянки), оступился и упал, получив при этом закрытый оскольчатый перелом правой лучевой кости со смещением.
    
    14.06.2006, Дальневосточное УГАН, ОАО «Авиакомпания «Восток», аэродромная служба: аэродромный рабочий Сокол В.И. получил задание осмотреть по периметру ограждение аэродрома с целью дальнейшего его ремонта. Не имея водительского удостоверения на управление минитрактором, Сокол В.И. самовольно сел за руль трактора и поехал по рулежной дорожке осматривать ограждение аэродрома.
    Во время движения при повороте Сокол В.И. почувствовал, что прицепная тележка начала крениться и опрокидываться, тогда он остановил трактор, соскочил с него и попытался удержать тележку от опрокидывания, но поскользнулся и упал; при этом его правая нога попала под тележку, которая, накренившись ещё больше, придавила ему ногу. В результате Сокол В.И. получил закрытый винтообразный перелом правой голени со смещением осколка.
    Кроме нарушения трудовой дисциплины пострадавшим, отмечен недостаточный контроль со стороны руководства службы, в том числе возможность самовольного использования транспортных средств посторонними лицами.
    
    03.07.2006, Приобское УГАН, ОЛО «Авиакомпания «ЮТэйр», служба бортпроводников: бригада бортпроводников, в составе которой был бортпроводник-стажер Петров Д.В., после распределения обязанностей на предполетном разборе поднялась в самолет Ту-134 для подготовки к рейсу. Стажеру Петрову Д.В. было определено при выполнении работ находиться рядом с бортпроводником № 1 Юферовой И.М. и самостоятельно работ не выполнять.
    Приняв вместе, с Петровым Д.В. груз, Юферова И.М. начала приемку мягкого инвентаря в бизнес- салоне (что не входит в обязанности стажера), предполагая после этого произвести вместе с Петровым Д.В. проверку аварийно-спасательных средств.
    В это время Петров Д.В., находясь без внимания бортпроводника № 1, пошел в переднее багажное отделение самостоятельно проверить аварийно-спасательные средства с целью закрепления полученных знаний. Проверив багажные сетки, он увидел, что передний конец резинового жгута, крепящего матерчатый желоб, не закреплен. Рассчитывая на свои навыки, полученные в период работы авиатехником, он решил устранить этот недостаток. Приложив усилие, Петров Д.В. стал растягивать резиновый жгут, чтобы закрепить петлю за крючок; при этом он не удерживал второй конец жгута, крепящийся к стене, из-за чего тот отскочил и металлическим креплением ударил Петрова Д.В. в левый глаз и тяжело его травмировал.
    

    27.09.2006, Татарское УГАН, ОАО «Авиакомпания Татарстан», Нижнекамский филиал, САБ: в ночное дежурство пожарный Маданов Ю.П. после приема пищи мыл посуду на кухне, но горячая вода закончилась. Чтобы сэкономить время и домыть посуду, он решил временно перекрыть отводящую трубу водонагревательного котла, по которой горячая вода поступала на второй этаж. (Водонагревательный котел был установлен на стене раздевалки душевой комнаты на высоте 2,5 м от пола, над котлом на расстоянии 30 см расположены подводящая и отводящая трубы, оборудованные перекрывными кранами).
    Захватив из кухни деревянный стул, не включая свет, Маданов Ю.П. зашел в раздевалку душевой комнаты, установил стул на решетчатую скамейку и попытался влезть на него. При этом стул сместился, и его ножка попала в отверстие решетчатой скамейки, из-за чего Маданов Ю.П. не смог удержаться и упал на пол с высоты около 1 м. В результате падения Маданов Ю.П. получил оскольчатый перелом луча правой руки в типичном месте со смещением отломков.
    
    09.10.2006, Приобское УГАН, ОАО «Аэропорт Рощино», СОП: водитель электро- и автотележек Мартынов А.Ю. выполнял задание по разгрузке багажа прибывшего самолета Ту-134. Подписав багажную ведомость, он возвращался от первого багажно-грузового отсека самолета к электротележке, стоявшей у второго багажно-грузового отсека.
    Проходя под фюзеляжем самолета, Мартынов А.Ю. не проявил при этом повышенную осторожность и осмотрительность (нарушив тем самым инструкцию по охране труда), из-за чего ударился головой об антенну, расположенную под фюзеляжем самолета, и получил травму - резаную рану левой лобно-височной области.
    
    19.10.2006, ФГУП «Магаданская региональная поисково-спасательная станция», парашютно-спасательная служба: в соответствии с планом десантной подготовки на предприятии проводилась воздушная тренировка по поисково-спасательному обеспечению полетов. Прыжки с парашютом осуществлялись при дневном освещении в удовлетворительных метеоусловиях (сила ветра 5-8 м /сек).
    В числе других старший инструктор-парашютист Водяков А.В. прыгал на парашюте «Мальва-24 СК». Открытие и работа парашютной системы была штатной, при заходе на площадку во время приземления Водяков А.В. произвел торможение на высоте 6-8 метров, что привело к сваливанию купола парашюта и увеличению вертикальной скорости снижения. Приземление Водяков А.В. произвел практически на одну ногу, в результате чего получил травму - закрытый компрессионный оскольчатый перелом левой пяточной кости.
    Причиной несчастного случая явилось нарушение пострадавшим правил и техники приземления:
    - торможение купола парашюта произведено на высоте, не обеспечивающей безопасного приземления;
    - положение ног перед приземлением не соответствовало требуемому согласно Руководству по воздушному десантированию в гражданской авиации (РВД ГА -99) - пункты 3.3.24 и 3.3.25.
    

    13.12.2006, ОАО «Внуковский авиаремонтный завод № 400»: слесарь-сборщик Панин И.А., по заданию мастера находился на плоскости крыла самолета Ту-154 и выполнял работу по демонтажу съемной керопанели, отворачивая коловоротом болты её крепления. Так как один из болтов не отворачивался, то Панин И.А. (в нарушение технологии) применил слесарный молоток. При ударе молотком по головке болта отлетевший кусочек металла попал Панину И.А. в левый глаз, в результате чего он получил проникающее склерольное ранение глаза.
    Кроме нарушения технологии выполнения работ пострадавшим, причиной несчастного случая явилось также неприменение им защитных очков.
    
    Непринятие своевременных мер по предупреждению травмоопасных ситуаций, необеспеченность работников необходимым технологическим оборудованием, средствами индивидуальной и коллективной зашиты, недостаточный контроль за исправностью и техническим состоянием оборудования и инструмента, за соблюдением работниками правил и инструкций по охране труда, то есть невыполнение своих обязанностей должностными лицами стали причиной ряда несчастных случаев, например,
    
    13.06.2006, Дальневосточное УГАН, ФГУП «Дальавиа», РСУ: бетонщик Конциберов В.Ф. в составе бригады участвовал в разборке здания автоколонны, представлявшего собой сборное из железобетонных панелей сооружение с вынесенной на уровень 2-3 этажа деревянной будкой диспетчера (к моменту происшествия крыша и стропила были разобраны, в связи с прошедшими дождями состояние потолочных перекрытий за 3 предыдущих выходных дня значительно ухудшилось, и люди, работавшие на потолке, передвигались по торцам стен и швеллерным балкам).
    Для разборки будки диспетчера Конциберов В.Ф. с напарником установили в ней лестницу, по которой тот стал подниматься наверх, чтобы отрывать доски, а Конциберов В.Ф. решил отойти в сторону и присесть на кучу шифера отдохнуть. Внезапно он провалился на первый этаж и упал на кирпичную тумбу и кучу мусора, получив при этом закрытый травматический вывих правого плеча, закрытый перелом 4-5 плюсневых костей правой стопы, закрытую травму груди, ушиб мышечных тканей.
    Основной причиной несчастного случая явилась неудовлетворительная организация работ при разборке здания, в том числе не был оформлен наряд-допуск на производство работ, не проводился целевой инструктаж по охране труда, не были изготовлены переходные трапы при работе на потолочном перекрытии, состояние потолочного перекрытия не было своевременно обследовано.
    

    13.06.2006, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», филиал «Аэронавигация Юга», столовая: повар Кривицкая С.Н. пошла в помещение моечной столовой посуды за чистыми стаканами для компота. Взяв поднос со стаканами, и неся его перед собой, стала возвращаться и споткнулась о выведенную из пола на высоту 40 см трубу диаметром 5 см с электропроводкой для установки посудомоечной посуды. При этом Кривицкая С.Н. потеряла равновесие и упала, получив в результате закрытый оскольчатый перелом левого надколенника, гемартроз левого коленного сустава.
    Комиссией по расследованию этого несчастного случая отмечено неудовлетворительное техническое состояние пола в моечной столовой посуды и предложено демонтировать трубу подвода электропитания для посудомоечной машины до её закупки.
    
    04.08.2006, Центральное УГАН, ОГКП «Липецкий аэропорт», СОП: при выходе из зала ожидания аэровокзала для сопровождения пассажиров на посадку в самолет диспетчер Логинова Н.А., спускаясь по наклонному пандусу, оступилась в имевшуюся в нем выбоину (значительных размеров и глубины), в результате чего получила закрытый перелом основания V плюсневой кости правой стопы.
    Причиной несчастного случая явилось неудовлетворительное выполнение своих должностных обязанностей начальником отдела ремонта и эксплуатации зданий и сооружений в части проведения контроля и своевременного ремонта асфальтового покрытия выхода из здания.
    
    16.08.2006, ОАО «Аэропорт Толмачево», САБ: инспектор Редичкин А.В. дежурил на контрольном пункте системы видеоконтроля автотранспорта при въезде на привокзальную площадь аэропорта.
    (Контрольный пункт располагался в постовой будке, сооруженной из стекла и пластиковых панелей; стеклянно-пластиковая дверь имеет металлическую окантовку. В постовой будке площадью 1,5 х 1,5 м и высотой 2,5 м имеется тумбочка, стул, компьютер, телефон, обогреватель. Помещение не оборудовано системами вентиляции или кондиционирования, форточка в открывающемся окне отсутствует. Дверь будки оборудована демпфером (доводчиком) закрытия двери, рычаг которого на момент происшествия был отсоединен от самой двери; приспособления для удерживания двери в открытом положении при проветривании помещения нет).
    При входе в постовую будку, дверь которой была открыта для проветривания, инспектор Редичкин А.В. получил удар по локтевому суставу правой руки дверью, внезапно закрывшейся от сильного порыва ветра, и получил тяжелую травму - посттравматическая нейропатия со значительным нарушением функции правой руки (2 степени).
    

    05.10.2006, Уральское УГАН, ОАО «Аэропорт Кольцово», СОП: в зале прибытия грузчики Патрушев А.С. и Полуяктов С.Е. производили разгрузку багажа с электротележки на ленточный транспортер № 3.
    (Для удобства работы грузчиков в зоне разгрузки багажа между поворотными столами и концами ленточных транспортеров установлена платформа высотой около 40 см, рабочая поверхность которой состоит из деревянных досок толщиной около 20 мм и шириной около 200 мм, настеленных на металлическую раму платформы и прикрепленных к ней винтами и металлической лентой. В связи с износом настила имеются участки, где элементы крепления досок возвышаются над уровнем настила до 8 мм. Некоторые доски недостаточно надежно прикреплены к раме и при ходьбе по ним смещаются и приподнимаются.
    Ленточный транспортер № 3 расположен на высоте 40 см от платформы, на его конце установлен направляющий прорезиненный ролик диаметром 10 см, предназначенный для возможного присоединения другого транспортера при необходимости организации конвейерной линии. Расстояние между лентой транспортера и поверхностью направляющего ролика составляет около 10 мм. Пульт управления ленточным транспортером установлен на стене на расстоянии около 1,5 м от торца транспортера).
    В процессе работы грузчик Полуяктов С.Е. направился в комнату приемосдатчиков багажа для заполнения багажной ведомости и, находясь там, услышал крик Патрушева А.С. Подбежав к месту разгрузки багажа, он увидел, что правая кисть Патрушева А.С. попала между направляющим роликом транспортера № 3 и его движущейся лентой. Полуяктов С.Е. отключил транспортер и помог Патрушеву А.С. освободить застрявшую руку. В результате этого происшествия Патрушев А.С. получил рваную рану 2-3 пальцев и обширное осаднение правой кисти.
    Как оказалось, во время разгрузки багажа Патрушев А.С. споткнулся о выступающие доски настила и начал падать в сторону работающего транспортера. Чтобы не удариться лицом, он вытянул руки перед собой; при этом его правая рука коснулась движущейся ленты транспортера и была затянута под направляющий ролик.
    Причиной несчастного случая явилось неудовлетворительная организация и содержание рабочего места разгрузки багажа, отсутствие необходимого контроля со стороны соответствующих должностных лиц и руководителей службы.
    Комиссией предложено:
    - произвести ремонт деревянного настила платформы,
    - демонтировать направляющий ролик на конце транспортера,
    - установить аварийные кнопки отключения движения транспортерной ленты на концевых участках транспортеров.
    

    09.11.2006, ОАО «Внуковский авиаремонтный завод № 400»: сборщик-клепальщик Пастухов С.Ю., (стаж работы 1 месяц) получил задание на изготовление трубопровода водяной системы самолета Ту-154 из стальной трубы с наружным диаметром 22 мм, набитой кварцевым песком.
    При выполнении этого задания Пастухов С.Ю. использовал приспособление для гибки трубопровода УН-653/0-188, не предусмотренное технологией. Более того, чтобы легче было согнуть трубопровод, он удлинил рукоятку приспособления, надев на неё отрезок стальной оцинкованной трубы длиной 40 см. В момент приложения усилия Пастуховым С.Ю. для сгиба трубопровода стальная оцинкованная труба соскочила с рукоятки приспособления, и Пастухов С.Ю. упал, в результате чего получил закрытый перелом наружной лодыжки левой голени.
    Причиной несчастного случая явилась неудовлетворительная организация работы со стороны руководства цеха, в частности:
    - использование работника не по специальности (имевшего к тому же незначительный стаж работы);
    - непроведение необходимого обучения и инструктажа по охране труда;
    - отсутствие контроля за соблюдением технологии выполнения работы.
    
    20.11.2006, ОАО «Уральский завод гражданской авиации»: грузчик Адамов М.В. получил задание на доставку со склада железнодорожной станции стального круга (диаметром 200 мм, длиной 1750 мм, массой 432 кг) для изготовления приспособления к двигателю НК-12. Для погрузки круга с площадки у склада на автомобиль использовался автопогрузчик.
    Адамов М.В. и два других грузчика начали закатывать круг с помощью ломов на опущенные в нижнее положение вилы погрузчика, при этом центр тяжести круга был смещен, и один его конец (длиной более 1 м) остался на снегу. Водитель погрузчика приподнял вилы, и грузчики стали подталкивать вручную выдвинутый конец круга к центру вил. При этом круг выскользнул из рук грузчиков и упал одним концом на снег, придавив Адамову М.В. палец левой руки, в результате чего он получил перелом ногтевой фаланги 4-го пальца левой кисти.
    Помимо применения водителем погрузчика опасного приема в работе (принял круг на вилы со смещенным центром тяжести и приподнял их), причинами несчастного случая явилось также то, что руководивший работой мастер погрузочно-разгрузочных работ не узнал массу круга, из-за чего допустимый норматив переноски тяжести на одного грузчика был превышен почти в два раза. Кроме того, пострадавший не был обеспечен суконными рукавицами.
    
    Значительное количество случаев производственного травматизма произошло, когда, с одной стороны, соответствующими должностными лицами не были приняты меры по безопасному выполнению работ (обеспечение исполнителей необходимыми технологической документацией, оборудованием, проведение качественного обучения и инструктажа, осуществление контроля за ходом работ и т.п.), а с другой - работники сами не выполняли установленные требования по безопасности труда, нарушали инструкции по охране труда, не соблюдали трудовую дисциплину. Так,
    

    15.05.2006, ЗАО «Домодедово эрпорт хэндлинг», ССТ: получив задание на обработку санузлов самолета Боинг 737-500, водитель Жарков В.В. и оператор Вагин А.П. прибыли на спецмашине VTS на стоянку воздушного судна. Вагин А.П., стоя спиной к самолету, руководил подъездом спецмашины, подавая сигналы водителю Жаркову В.В., совершавшему маневр задним ходом (визуальный контакт происходил через заднее стекло кабины спецмашины).
    Во время движения спецмашины водитель отвлек свое внимание на кабели, идущие от стоявшего поблизости передвижного источника питания к самолету, и потерял из виду Вагина А.П., который в этот момент подавал сигнал «остановиться». Однако машина продолжала движение и прижала Вагина А.П. к самолету, в результате чего он получил травму - трещину левого луча, сдавливание мягких тканей и ушибленную рану левого предплечья.
    Причинами несчастного случая стали как нарушение требований инструкции по охране труда водителем Жарковым В.В. при движении автомобиля задним ходом, так и недостатки обучения безопасным приемам труда со стороны руководства службы, в том числе упущение в инструкции по охране труда, в которой не было определено местонахождение работника у воздушного судна при руководстве подъездом/отъездом спецтранспорта.
    
    20.06.2006, Уральское УГАН, ОАО «Аэропорт Кольцове», ССТ: водитель Кадников А.А. получил задание от исполняющего обязанности инженера по обеспечению транспортом Морозова Д.В. зачистить выводы (клеммы) аккумуляторной батареи и наконечники силовых проводов спецмашины АЛ-3.
    По своей инициативе Кадников А.А. взял в помещении аккумуляторной приспособление для зачистки аккумуляторных клемм (шабер) и приступил к работе. При зачистке силового провода он почувствовал, как что-то попало ему в правый глаз. Впоследствии в городской больнице Кадникову А.А. был установлен диагноз - химический ожог конъюнктивы 1-й степени правого глаза.
    При расследовании несчастного случая установлено:
    - зачистка выводов (клеммы) аккумуляторной батареи и наконечников силовых проводов относится к работам, выполняемым при техническом обслуживании (ТО) № 1, и не входит в объем ежесменного обслуживания (ЕО), которое проводит сам водитель;
    - исполняющий обязанности инженера по обеспечению транспортом Морозов Д.В. не объяснил Кадникову А.А. каким образом необходимо выполнить эту работу и не провел с ним целевой инструктаж по охране труда;
    - в нарушение инструкции по охране труда для водителя автомобиля пострадавший использовал инструмент, при работе с которым не имел соответствующих навыков, а также приступил к выполнению работы, непосредственно не связанной с его профессией, без получения целевого инструктажа по охране труда.
    

    24.07.2006, «Завод № 26»: при проведении монтажных работ на участке сборки воздушных судов слесарь-сборщик летательных аппаратов Копытов Е.А. заворачивал пневмоотверткой винты крепления лючков пола фюзеляжа. Во время работы произошел срыв шланга со штуцера отвертки, из-за чего находившийся под давлением шланг пришел в хаотическое движение, при этом струя воздуха ударила Копытова Е.А. в ухо, причинив ему травму - разрыв барабанной перепонки правого уха.
    При расследовании несчастного случая установлено:
    - мастером и старшим мастером цеха не выполнены должностные обязанности в части обеспечения проверки исправности применяемого оборудования, механизмов, приспособлений и инструментов на рабочего; местах;
    - пострадавшим нарушена инструкция по охране труда при работе с ручным пневматическим инструментом (перед работой не проверил надежность присоединения шланга к пневматическому инструменту).
    
    12.08.2006, Уральское УГАН, ФГУП «Пермские авиалинии», СОПП: для обеспечения погрузки багажа в убывающий самолет необходимо было поставить электротележку с багажом к интраскопу для его досмотра. Приемосдатчики - грузчики багажа, имевшие допуск на управление электротележкой, были заняты на приемке багажа прибывшего рейса. Тогда начальник смены службы организации пассажирских перевозок Каракулов В.А., не имевший допуска на управление электротележкой, решил самостоятельно поставить к интраскопу электротележку с багажом, стоявшую у наружной стены багажного отделения.
    Встав на педальную площадку электротележки ЭК-2Б-1, Каракулов В.А. включил передачу и нажал на педаль тормоза, но электротележка не поехала. Вспомнив, что он не включил контактор «массы», Каракулов В.А., не выключая передачу, встал левой ногой на асфальтовое покрытие и включил контактор «массы». При этом электротележка резко двинулась в сторону здания и прижала левую ногу Каракулова В.А. к его стене, в результате чего он получил тяжелую травму - закрытый оскольчатый перелом голени со смещением.
    Помимо нарушения трудовой дисциплины пострадавшим отмечено, что в службе организации пассажирских перевозок не приняты меры, исключающие возможность управления самоходными механизмами лицами, не имеющими соответствующего допуска.
    
    16.12.2006, Приволжское УГАН, ОАО «Международный аэропорт Уфа», ССТ: при очистке территории от снега тракторист Исламов Р.В. (стаж работы трактористом 4 дня) с повышенной скоростью наехал на снежный вал, и при столкновении отвала трактора с льдообразованием произошло резкое торможение трактора, из-за чего Исламов Р.В. ударился головой о поперечную балку кабины трактора, получив при этом ушибленную рану головы.
    Причинами несчастного случая стали как нарушения пострадавшим требований безопасности при эксплуатации трактора, так и отсутствие резиновой накладки на ноже отвала трактора из-за недостаточного контроля за оборудованием со стороны должностных лиц ССТ.
    

    Продолжают иметь место случаи падений людей в оставленные незакрытыми люки воздушных судов при их техническом обслуживании и ремонте из-за несогласованности действий между исполнителями, неосторожности пострадавших, а также слабого внимания со стороны руководителей работ по техническому обслуживанию воздушных судов к профилактике травматизма в результате падений людей в незакрытые люки воздушных судов, в том числе из-за недостаточной требовательности по обязательному прикрытию открытых люков технологическими (макетными) крышками, решетками или по установке предохранительных (сигнальных) ограждений при отсутствии у проёмов специалистов, открывших люки. Так,
    
    27.06.2006, Дальневосточное УГАН, ФГУП «Дальавиа», служба бортпроводников: при подготовке к рейсу бригада бортпроводников после осмотра салонов самолета Ту-214 согласно контрольным листам осмотра ВС собралась во втором салоне на 5 и 6 рядах на предполетный разбор. В это же время специалисты НАС открыли люк третьего техотсека в районе 7-го ряда кресел, и в него спустился авиатехник для устранения дефекта в системе перекачки топлива. Рядом с открытым люком находился инженер ИАС Розенко В.В. Находившийся в техотсеке авиатехник, проведя переключение защиты системы перекачки топлива, сообщил об этом инженеру Розенко В.В., который для включения и проверки исправности системы пошел в кабину пилотов. При этом он не предупредил никого из сидевших рядом бортпроводников об открытом люке техотсека и не сцепил ремни безопасности пассажирских кресел через проход между рядами, тем самым оставив свободным доступ к открытому проему.
    После разбора бортпроводники стали расходиться для выполнения своих обязанностей. Трое из них пошли в хвост самолета, переступив через открытый люк. Старший бортпроводник и бортпроводник Колтышева И.М. пошли вперед и открытый люк не видели. Взяв в нише между салоном бизнес-класса и вторым салоном мягкий инвентарь (пледы и подушки), Колтышева И.М. пошла раскладывать их на полки в середину второго салона и провалилась в открытый люк техотсека, в результате чего получила ушибленную рану правой голени.
    (Считаем целесообразным предложить использовать как оперативный способ предупреждения работников, находящихся в воздушных судах, об открытых люках в салонах самолетов, сцепление ремней безопасности пассажирских кресел через проход между рядами, и дополнить в связи с этим соответствующие инструкции по охране труда как для работников ИАС, так и других служб (летная, бортпроводников, перевозок и др.).
    

    30.06.2006, Северо-Западное УГАН, ФГУАП «Пулково», ИАС: мойщик воздушных судов Бердникова Л.П., завершив уборку салона самолета Ту-214, прошла в хвостовую часть в туалетные комнаты для замены мешков-вкладышей в бачках. В это же время авиатехник Панкрушев И.А. приступил к работе в техотсеке № 3. Он открыл крышку люка, выставил её перед проёмом люка и пошел в пилотскую кабину для включения электропитания.
    Тем временем Бердникова Л.П., завершив работу в туалетных комнатах, возвращалась по проходу к выходу из самолета и, не заметив открытый проем техотсека, провалилась в него, в результате чего получила травму - ушиб и гематома левой голени и ушиб правой половины грудной клетки.
    
    07.08.2006, ГТК «Россия», ИАС: при прохождении во второй салон самолета Ту-154М авиатехник Король А.С. во втором вестибюле не заметил открытый люк и упал в него, получив при этом закрытый оскольчатый перелом верхней трети левой плечевой кости со смещением.
    
    Падение работников с высоты остается одним из основных видов происшествий, при которых происходили несчастные случаи на производстве, в том числе с тяжелыми исходами. Например,
    21.10.2006, УГАН Центральных районов, ОГКП «Липецкий аэропорт», служба УВД и РТО: бригада из трех специалистов службы получила задание на выполнение работ по креплению связного кабеля к стене склада ОМТС на высоте 2,7 м. Для этого они получили на складе отдела ремонта и эксплуатации зданий и сооружений самодельные подмости высотой 1.5 м, а чтобы на них подниматься, в своей службе взяли металлическую стремянку промышленного изготовления.
    Установив подмости и стремянку на месте проведения работ и распределив между собой обязанности, они приступили к выполнению задания. Один из специалистов выполнял работу по связке двух кабелей в один, а двое других, в том числе заместитель начальника службы УВД и РТО Фролов В.И., поочередно пристреливали (крепили) строительно-монтажным пистолетом при помощи скоб кабель к стене на необходимой высоте, периодически спускаясь и переставляя подмости и стремянку вдоль стены, по которой укладывали кабель.
    Закончив работу, Фролов В.И. попытался спуститься с подмостей по стремянке вниз. Когда он взялся обеими руками за стремянку и поставил ногу на её ступеньку, стремянка начала двигаться. Во избежание падения вместе со стремянкой Фролов В.И. спрыгнул на бетонное покрытие площадки, получив при этом тяжелую травму - компрессионный перелом тела 2-го позвонка.
    В ходе расследования несчастного случая установлено:
    - с работниками не был проведен целевой инструктаж по охране труда;
    - самодельные подмости не соответствовали требованиям безопасности (не оборудованы лестницей, не имели перильного ограждения);
    - стремянка и подмости устанавливались на неровную поверхность бетонной площадки, имевшую повреждения в виде выбоин.
    

    23.11.2006, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», филиал «Аэронавигация Западной Сибири», Колпашевское отделение Томского центра ОВД, группа электроснабжения: электромеханик Черепанов С.Г., находясь на крыше здания КДП, производил монтаж светильника освещения территории. Во время установки защитного колпака Черепанов С.Г. уронил лампу на нижний ярус крыши; при попытке её достать поскользнулся на заснеженном участке крыши и упал на землю, в результате чего получил тяжелую травму - перелом левой пяточной кости.
    Причиной несчастного случая явилось нарушение инструкции по охране труда в части неприменения пострадавшим предохранительного пояса при работе на крыше.
    
    Несколько несчастных случаев произошло по причине конструктивных недостатков оборудования и несовершенства технологии выполнения работ. Так, например,
    22.06.2006, Северо-Западное УГАН, ОАО «Аэропорт Мурманск», РПСБ: на основании плана-графика десантной подготовки работников выполнялись прыжки с парашютом (одиночные и групповые, с задержкой раскрытия) на ограниченную площадку приземления.
    При выполнении очередного (четвертого) прыжка на парашютной системе «Импульс-18» с высоты 2000 метров с задержкой раскрытия 20 секунд у инструктора-парашютиста Александрова А.В. в процессе раскрытая парашюта произошел перехлест и запутывание стропы управления с петлей управления. Попытки развязать её в воздухе результатов не дали. Парашютная система работала нормально, но была управляема частично, и выполнить посадку в установленное место приземления Александрову А.В. не удалось. Приземление произошло на краю аэродрома на неподготовленную площадку с вырубленным кустарником и большими камнями. При этом Александров А.В. получил травму - перелом правой таранной кости, а также ушибы бедра и коленного сустава левой ноги.
    При расследовании несчастного случая установлено:
    в соответствии с инструкцией по эксплуатации парашютной системы после подвязки строп управления специальной петлёй петля управления крепится к задним свободным концам парашюта текстильной застёжкой. В процессе эксплуатации текстильная застёжка теряет свои свойства при динамическом ударе (во время раскрытия парашюта), петля управления срывается с места и перехлестывается со стропой управления, что и привело к её завязыванию.
    В числе мероприятий по устранению причин несчастного случая, кроме предъявления рекламации заводу-изготовителю, предложено произвести замену текстильных застежек с плохой фиксацией на петлях строп управления и свободных концах парашютных систем «Импульс-18», эксплуатируемых в РПСБ.
    

    09.10.2006, Уральское УГАН, ОАО «Аэропорт Кольцово», СОП: для загрузки багажа в самолет Ту-154 бригадой грузчиков (3 чел.) к заднему грузовому отсеку был установлен конвейер КЛП-4,7 согласно утвержденной Схеме подъезда (отъезда) и маневрирования автотранспортёров (АТ-6, АТ-7, КЛП-4,7).
    Относительно грузового отсека самолета конвейер был установлен таким образом, что расстояние от пола грузового отсека до нижней части ведущего барабана было 100-150 мм., а расстояние от буфера верхней части стрелы до нижней кромки грузового отсека было 100 мм. (В Руководстве по эксплуатации конвейера заводом-изготовителем указано требование об установке этого механизма таким образом, чтобы расстояние от буфера, расположенного на стреле, до люка воздушного судна было не менее 100 мм. Конкретных требований, касающихся высоты установки конца стрелы конвейера относительно люка воздушного судна, в этом Руководстве не содержится. В Инструкции по эксплуатации конвейера ленточного прицепного, разработанной в аэропорту на основе указанного Руководства завода-изготовителя, также указано только требование о соблюдении при установке конвейера расстояния 100 мм. от его буфера до люка воздушного судна).
    В процессе загрузки багажа грузчик Павлушев И.А., находясь в грузовом отсеке у его края, сидя на корточках, принимал поднимающийся по ленте багаж и передавал напарнику, который его укладывал в отсеке. При снятии с конвейерной ленты очередной единицы багажа, стремясь переместить её подальше вглубь отсека, где находился напарник, Павлушев И.А. приложил значительное усилие, перераспределив вес своего тела на правую ногу. При этом его левая нога приподнялась и для удержания равновесия рефлекторно вытянулась и попала во вращающийся натяжной ролик конвейера. Павлушеву И.А. удалось самому отключить конвейер, нажав на кнопку аварийного отключения, расположенную в непосредственной близости от конца стрелы конвейера. Подоспевшие работники аэропорта освободили защемленную между конвейерной лентой и натяжным роликом конвейера ногу Павлушева И.А., после чего он был доставлен в городскую травматологическую больницу, где ему был установлен диагноз - открытый оскольчатый перелом костей левой голени в средней трети (относится к категории тяжелых травм).
    Среди мероприятий по устранению причин несчастного случая, в том числе предложено:
    - внести дополнения о необходимых мерах безопасности в Инструкцию по эксплуатации КЛП-4,7 и Инструкцию по охране труда для грузчиков багажа СОП;
    - совместно с заводом-изготовителем КЛП-4,7 проработать вопрос об установке ограждения вращающейся части конвейера.
    

    Значительное количество несчастных случаев произошло в результате падений работников, поскользнувшихся на территории организации в основном по причине её неудовлетворительного состояния, в том числе из-за недостаточного контроля со стороны руководящего состава и соответствующих должностных лиц за содержанием территории в надлежащем состоянии, а также из-за личной неосторожности пострадавших. Такие несчастные случаи имели место, например, в ОАО «Аэропорт Кольцово» (2 случая), ОАО «Международный аэропорт Волгоград», ОАО «Аэропорт Толмачево», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ООО «Ютэйр - Техник», Красноярском центре ОВД филиала «ЦентрСибаэронавигация» и др.
    
    

Ведущий консультант отдела
социально-трудовых отношений
и охраны труда



В.В. Еленский

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование