почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
29
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

«Утверждаю»
Заместитель начальника
ЦИАМ им. П.И. Баранова
В.А. Сиротин
17.05.1993г.

«Утверждаю»
Заместитель директора
ВНИИ НП
Э.Ф. Каминский
20.05.1993г.


«Утверждаю»
Заместитель командира
в/ч 74242
В.Л.Лашхин
01.06.1993г.

«Утверждаю»
Заместитель директора
ГосНИИ ГА
А.И. Соловьев
02.01.1993г.



Заключение
по вопросу применения масел зарубежных фирм
на авиатехнике взамен масла ИПМ-10



    Настоящее заключение составлено в соответствии с решением технического совещания во ВПИИ НП по вопросу подбора зарубежного аналога масла ИПМ-10 (протокол от 24.03.93г.).
    синтетическое углеводородное масло ИПМ-10 получило с начала 70-х годов наиболее широкое применение в теплонапряженных авиационных ГТД объектов ВВС и в современных двигателях самолетов ГА. Масло ИПМ-10 обладает высокой термоокислительной стабильностью (до 200°С), характеризуется низкой коррозионной агрессивностью по отношению к авиационным конструкционным материалам и покрытиям, хорошими защитными свойствами, в связи с чем наряду с миниральными маслами допущено также для консервации топливных систем изделий авиатехники.
    основа масла ИПМ-10, как известно, периодически вырабатывалась гидроизомеризацией твердого парафина на ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез». По сообщению ВНИИ НП, в связи с отказом Ново-Куйбышевского НПЗ от производства основы масла ИПМ-10, а также в связи с незавершенностью ввода в эксплуатацию и освоения 2-ой очереди комплекса маслоблока КМ-3 на волгоградском НПЗ, потребители в 1993 году не будут обеспечены маслом ИПМ-10.
    Недостающее количество масла ИПМ-10 рекомендовано восполнить закупкой за рубежом масла-аналога.
    С учетом рекомендаций «Перечня зарубежных горюче-смазочных материалов, рекомендованных к применению на авиатехнике отечественного производства», результатов исследований и испытаний зарубежных образцов масел различных фирм, совещание рекомендовало к закупке в качестве масел-аналогов товарное масло Turbonycoil 210A (TN 210А фирмы Nyco, Франция) и масло Castrol 4000 (фирмы Castrol, Англия). При этом предпочтение отдано маслу TN 210А как наиболее близкому отечественному маслу ИПМ-10 по составу основы и комплексу применяемых присадок.
    Ниже представлен анализ имеющихся данных по свойствам указанных сортов зарубежных масел и сведений по вопросам их применения.
    
    Масло Turbonycoil 210A (TN 210A).
    
    Масло TN 210A разработано фирмой Nyco в середине 70-х годов с использованием данных расшифровки состава отечественного масла ИПМ-10 и предназначалось фирмой для эксплуатации советской авиатехники, продаваемой за рубеж (из-за недопоставки отечественных сортов масел). Масло TN 210A вырабатывается фирмой Nyco по требованиям ТУ на масло ИПМ-10. В качестве базовой основы масла TN 210A фирмой используется высокоочищенный синтетический углеводород, полученный путем олигомеризации этилена. Также, как и ИПМ-10, масло TN 210А содержит небольшое количество диэфира (~10%) и комплекс различных присадок, входящих в состав масла ИПМ-10 (антиокислительные, противоизносная, ингибитор коррозии).
    Проведенными в ЦИАМ, ВИАМ, ВПИИ ПП, в/ч 74242, ГосНИИ ГА исследованиями и испытаниями образца масла TN 210A в объеме комплекса методов квалификационной оценки масел для авиационных ГТД установлено следующее.
    Масло TN 210А полностью отвечает требованиям ТУ 38.1011299-90 на отечественное масло ИПМ-10. Основные физико-химические и эксплуатационные свойства масла TN 210А находится на уровне свойств отечественных масел ИПМ-10, ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у. По термоокислительной стабильности в объеме при 200°С зарубежное масло превосходит изопарафиновое масло ИПМ-10. В сравнении с ИПМ-10 масло TN 210А имеет более низкую температуру застывания (ниже минус 60°С) и меньшую склонность к образованию высокотемпературных отложений. Долговечность работы подшипника при 200°С при испытании на установке УСМ-1 для масла TN 210A составила 6.3 часа (для масла ИПМ-10 - 2,5 часа). Испытания на редукторном стенде Ш-3 при 200°С в режиме ТРД масло TN 210А выдержало. по заключению БИАМ, данное масло может быть использовано в контакте с резинами, применяемых для масел ИПМ-10, ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у. По коррозионному воздействию на магниевый сплав МЛ10 (эксидированный) масло TN 210А несколько уступает ИПМ-10, но находится на уровне масел ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у, применяемых на авиационных ГТД в качестве дублирующих марок вместо масло ИПМ-10.
    Проведенными исследованиями установлена полная совместимость масел ИПМ-10 и TN 210А.
    По отчетным материалам фирмы Nyco с начала промышленного производства масла TN 210А этой фирмы выработано и поставлено в различные страны (с 1977 по 1989 г.г.) для применения при эксплуатации советских авиационных двигателей более 250 тонн масла (Египет, Ирак, Ливия, Бангладеш и др.). При среднем часовом расходе масла 0,5-1,0 кг. общая наработка различных отечественных ТРД на масле TN 210А (вместо ИПМ-10) составляет 250-500 тысяч часов. Замечаний по эксплуатации двигателей на масле TN 210A не было.
    

    
    Масло Castrol 4000
    
    Масло Castrol 4000 разработано фирмой Castrol (Англия) в соответствии с требованиями фирмы Rolls-Royce (для применения в двигателях Rolls-Royce Spey aero engines) и представляет собой промежуточный сорт масла с вязкостью 3,5-4,0 мм/с (сСт) при 100С, не отвечающее Требованиям обычных зарубежных спецификаций на синтетические масла для ГТД с вязкостью 3 сСт и 5 сСт (например, MIL- -7808 и MIL-L-23699, соответственно). по данным фирмы масло Castrol 4000 сочетает хорошие вязкостно-температурные характеристики диэфирных масел (3 сСт) с высоким уровнем термоокислительной стабильности и хорошими смазывающими свойствами масел на основе эфиров полиолов (5 сСт). До последнего времени масло применялось только на одном двигателе Spey (Rolls-Royce) однако испытания проводились и на других двигателях (Avon, Gem, RB 211-22B, Gnom и др.).
    Испытания масла Castrol 4000 по комплексу методов квалификационной оценки в нашей стране были выполнены в ЦИАМ, ВИАМ, в/ч 74242 и ГосНИИ ГА. При этом было установлено, что по физическо-химическим свойствам зарубежное масло практически аналогично отечественным маслам ИПМ-10, ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у, 36/1Ку-А. По термоокислительной стабильности масло Castrol 4000 также превосходит масло ИПМ-10, испытания на редукторной установке Ш-3 режиме ТРД при 225°С и режиме ТВД при 85°С прошли с положительными результатами. Долговечность работы подшипника при 200°С при испытании на установке УСМ-1 на масле Castrol 4000 составила 9.1 часа. Данное масло может быть использовано в контакте с РТД из резин типа ИРП-1287, применяемых в среде отечественных масел ИПМ-10, ВНИИ НП 50-1-4ф и др. По данным ВИАМ, масло Castrol 4000 по коррозионной агрессивности по отношению к сплаву МЛ10 (оксидорованному) и свинцу уступает маслу ИПМ-10 (и TN 210A), но практически равноценно остальным синтетическим маслам на основе сложных эфиров (ВНИИ НП 50-1-4ф, 86/1Ку-А и др.).
    по результатами испытаний масло Castrol 4000 также подобно маслу TN 210А рекомендовано к применению в изделиях отечественной авиатехники.
    Масла Castrol 4000 и ИПМ-10 совместно.
    В ходе эксплуатационных испытаний самолета Ил-96-300 на одном из двигателей ПС-90А вместо ИПМ-10 применялось масло Castrol 4000. В процессе проведения работы отказов и неисправностей, связанных с применением масла Castrol 4000, не было.
    
    Выводы.
    
    1. Зарубежные масла Turbonycoil 210A (фирмы Nyco, Франция) и Castrol 4000 (фирмы Castrol, Англия), рекомендованные решением технического совещания во ВНИИ НП (протокол от 24.03.93г.) к закупке взамен отечественного масла ИПМ-10, по физико-химическим и эксплуатационным свойствам практически не уступают маслу ИПМ-10, а по термоокислительной стабильности превосходят его.
    2. Масла Turbonycoil 210A и Castrol 4000 совместимы с маслом ИПМ-10 и при замене масла ИПМ-10 на эти марки масел следует производить только слив масла ИПМ-10 без промывки маслосистемы двигателя маслом, намеченным к применению.
    3. Близкий химический состав масел Turbonycoil 210A и ИПМ-10 и их полная совместимость позволяют научно обоснованно прогнозировать возможность дозаправки двигателя маслом Turbonycoil 210A без слива масла ИПМ-10, и наоборот. Для экспериментального обоснования этого положения необходимо проведение испытаний по специальной программе.





От ЦИАМ

Начальник отдела 009
Е.П. Федоров

От ВНИИ НП

Заведующий отдела 10
В.К. Гусев
18.05.93

Начальник сектора 00903
В.В. Горячев

Заведующий лабораторией
Т.И. Назарова

От в/ч 74242
Начальник отдела
А.И. Ечин

Начальник лаборатории
В.Г. Кузнецов

От ГосНИИ ГА
Начальник отдела 121
П.А. Михеичев

Ведущий научный сотрудник
О.А. Лебедев





  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование