- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям |
10 мая 2007 года днем, в сложных метеоусловиях в районе н.п. Б.Подкагерская Камчатской области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв (АПЧЖ) с вертолетом Ми-8Т RA-22670 ФГУП «Корякское авиапредприятие», подконтрольного Камчатскому Управлению государственного авиационного надзора Ространснадзора.
Экипаж вертолета в составе командира воздушного судна С.В. Шабанова, второго пилота М.В. Васильева и бортмеханика А.В. Кононенко выполнял полет по срочному санитарному заданию по маршруту аэропорт Телички - п. Седанка. На борту вертолета находился один пассажир.
Предполетная подготовка была проведена под руководством КBС С.В. Шабанова в полном объеме. Прогноз погоды по маршруту полета соответствовал минимуму КВС для полетов по правилам визуальных полетов. Однако в прогнозе погоды по маршруту полета не были указаны уточненные данные наличия облачности в горных массивах (горы «местами» закрыты), а также районы с возможным ухудшением видимости. (НМО ГА-93 п. 6.4.6 п. 9.4.2).
В 22ч 10 мин UTC, экипаж произвел взлет из аэропорта Телички. По объяснению членов экипажа через 35-40 минут полета воздушное судно попало в турбулентность, выразившуюся в изменении скорости полета, курса и высоты. Для выхода из зоны болтанки экипаж, без доклада диспетчеру, приступил к снижению и занял высоту ниже минимальной безопасной высоты по маршруту полета на данном участке.
Несмотря на понижение облачности и ухудшения видимости за счет дождя и снега, экипаж продолжал полет по маршруту. При попадании в условия обледенения экипаж включил противообледенительную систему и продолжал снижаться. В сложившейся ситуации КВС не предпринял попытки к возврату на аэродром вылета и, увидев впереди по курсу полета темное пятно на местности, принял решение произвести посадку на подобранную с воздуха площадку, для ожидания улучшения погоды. О принятом решении КВС не доложил органам управления воздушного движения и не проинформировал экипаж.
Необоснованное решение о продолжении полета в условиях плохой видимости и белизны подстилающей поверхности привело к потере визуального контакта с земной поверхностью. Боясь потерять намеченное место для вынужденной посадки, КВС сконцентрировал свое внимание на месте предполагаемой посадке. Отсутствие контрастных наземных ориентиров не дало возможности экипажу визуально оценить высоту полета и расстояние до намеченной площадки.
Недостаточная подготовка к полетам по приборам не позволила экипажу вывести вертолет из создавшейся ситуации. На этом участке полета экипаж полностью потерял контакт с земными ориентирами и не определил момента столкновения со снежным покровом. Вертолет постепенно начал погружаться стойками шасси в снежный покров и одновременно продолжал движение по поверхности восходящего пологого склона. В результате не координированных действий органами управления, под воздействием реактивного момента, вертолет начал разворачиваться влево, продолжая движение вверх по склону. В этот момент произошло соударение лопастей несущего винта с подстилающей поверхностью. После их деформации, произошло разрушение хвостовой балки. Вертолет по инерции продолжил движение и опрокинулся на правый борт.
В результате авиационного происшествия никто из членов экипажа и пассажир не пострадали.
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
- необоснованное решение КВС о продолжение полета в сложных метеорологических условиях с нарушением минимально безопасной высоты полета;
- попытка произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха при отсутствии надежного визуального контакта с земной поверхностью, что привело к потере пространственного положения. Нарушением требований п. 7.7.13 НПП ГА-85 и РЛЭ вертолета Ми-8;
- нарушение «инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа», выразившееся в отсутствие контроля за высотой, вертикальной скоростью и скоростью полета.
27 ноября 2004 года при выполнении полета по санитарному заданию произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22643 ООО «Авиакомпания «Камчатские авиалинии» по причинам, связанным с нарушением экипажем минимума погоды при полете по маршруту.
15 сентября 2007 года в районе н.п. Сеймчан Магаданской области произошла катастрофа вертолета Mи-8T RA-22913 принадлежащего ФГУ «Авиалесоохрана». По предварительным данным выполнялся несанкционированный полет с площадки у реки Бургали (охотничий лагерь). После взлета в нарушении полетного задания (без разрешения органов УВД) экипаж направил вертолет в северном направлении. В ухудшающихся метеоусловиях вертолет столкнулся с горой.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Руководителям территориальных управлений государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта довести настоящее заключение до подконтрольных авиапредприятий.
1.1. Руководителю Камчатского УГАН, совместно с руководством ФГУП «Корякское авиапредприятие», по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22670 определить возможность дальнейшего использования пилота СВ. Шабанова в качестве командира воздушного судна. О принятых мерах доложить в УНБП ГА.
2. Руководителям организаций гражданской авиации:
2.1. Принять меры по повышению качества отбора кандидатов на должность командиров воздушных судов. При обсуждении кандидатов на должность КВС учитывать моральные и деловые качества, способность принимать грамотные решения, организовать работу экипажа. Умения анализировать свои действия и предвидеть их последствия.
2.2 Формирование экипажей для работы на оперативных точках проводить с учетом уровня профессиональной подготовки и психологической совместимости.
2.3. При комплексном контроле полетов экипажей вертолетов по материалам бортовых самописцев и бортовых магнитофонов обращать внимание на соответствие времени полета, согласно полетной документации и СОК.
2.4. С летным составом, выполняющим полеты на воздушных судах четвертого класса и на вертолетах повторно изучить заключение от 27.06.05 № 8.15-914 о катастрофе вертолета Ми-8Т RA-22643 ООО «Авиакомпания «Камчатские авиалинии», происшедшей 27.11.2004 г. в районе вулкана Горелый (Камчатская область).
Начальник Управления надзора |
|