- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ |
УТВЕРЖДАЮ |
АНАЛИЗ
состояния безопасности полётов в организациях коммерческой
ГА и АОН, подконтрольных СЗ УГАН Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта за 2007 г.
1. Общие данные о состоянии безопасности полетов
В период 2007г. на территории, поднадзорной Северо-Западному УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляли авиационную деятельность следующие зарегистрированные эксплуатанты ГА (АОН):
а) эксплуатанты коммерческой ГА:
- ОАО «КД-авиа», СЭ-454;
- ЗАО «Роснефть-Балтика», СЭ-152;
- ООО «Мурманская авиационная компания, СЭ-215;
- ЗАО «Авиакомпания «СПАРК+», СЭ-73;
- ЗАО «Балтийские авиалинии», СЭ-237;
- ОАО «Вологодское авиационное предприятие», СЭ-195;
- ООО «Лукиавиатранс», СЭ-425;
- ООО «СЗ АТК «Выборг», СЭ-254;
- ОАО «Псков-авиа», СЭ-465;
- ООО «Северсталь», СЭ-251;
- ФГУП «ГТК «Россия», СЭ-2
б) эксплуатанты авиации общего назначения (АОН):
По состоянию на 01.01.08г. в управлении зарегистрирован 21 эксплуатант авиации общего назначения, в пользовании которых находится 59 зарегистрированных ВС.
Эксплуатантами коммерческой ГА региона в течение 2007г. осуществлялась эксплуатация следующих типов ВС:
- самолеты - Ан-2, Ан-26, Ан-30, Ту-134, Ту-154, Ту-214, Ил-114, Ил-86, В-737, А-319;
- вертолеты - Ми-8 всех модификаций, Ми-2, Ка-32, AS-350. Эксплуатантами авиации общего назначения (АОН) региона в течение 2007г. осуществлялась эксплуатация легкомоторных самолетов самодельного производства (ЕЭВС), отечественного и иностранного серийного производства, вертолетов иностранного серийного производства (R-44, AS-350, AS-355, Agusta A109E), тепловых аэростатов и дирижаблей, а также дельталётов различных модификаций.
В период 2007г. подконтрольными эксплуатантами коммерческой ГА производилась также освоение и эксплуатация ВС иностранного производства. Так, в частности, с целью пассажирских перевозок ФГУП «ГТК «Россия» в 1-м полугодии 2007г. начала коммерческую эксплуатацию А-319, а ЗАО «Балтийские авиалинии» после авиационного происшествия полностью прекратили эксплуатацию вертолетов иностранного производства.
За отчетный период выполнение полетов на самолетах производилось, как правило, на регулярной основе с целью пассажирских перевозок, полеты на вертолетах производились, как правило, с целью производства авиационных работ, при этом основные виды полетов были следующими:
- перевозка служебных пассажиров и груза;
- аэровизуальный осмотр наземных объектов и магистралей топливно-энергетического комплекса РФ;
- полеты в интересах региональных поисково-спасательных баз (РПСБ) ГА;
- тренировочные полеты, аварийно-спасательные работы, поисково-спасательные, санитарные задания и полеты в интересах авиации общего назначения.
Эксплуатантами АОН выполнение полетов выполнялось, как правило, с целью удовлетворения внутренних (корпоративных) перевозок.
С целью надзора и контроля за состоянием организации летной работы (организации полетов в АОН) и общих вопросов авиационной деятельности в подконтрольном регионе, специалистами СЗ УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта совместно с другими надзорными органами (УНЛД ФСНСТ и т.д.) в течение 2007г. проведены следующие проверки:
- инспекционный контроль базовых объектов эксплуатантов - 13 проверок;
- инспекционный контроль летной деятельности (на маршруте, перроне, грузовых/пассажирских салонов) - 101 проверка ;
- сезонной готовности - 14 проверок;
- другие виды проверок (по итогам расследований авиационных событий, совместно с др. надзорными и правоохранительными органами) - 12 проверок.
- проверки организации полетов эксплуатантов АОН - 9 проверок.
Все проверки производились с выездом на место базирования эксплуатанта, общий объем проверочной (инспекционной) деятельности со стороны инспекторского состава СЗ УГАН Федеральной службы по надзору в сфере деятельности по данному направлению составил не менее 615 человеко-дней.
По итогам проверок в 2007г.:
- приняты меры о приостановлении деятельности 2-х подконтрольных эксплуатантов АОН;
- за нарушения сертификационных требований в отношении эксплуатанта коммерческой ГА - ОАО «Псковавиа» (СЭ-465) в адрес вышестоящего органа ФСНСТ внесено ходатайство об объявлении «Предупреждения»;
- за нарушение сертификационных требований в отношении эксплуатанта коммерческой ГА - филиала ФГУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авилесоохрана» (СЭ-468) в г. Петрозаводске в адрес вышестоящего органа ФСНСТ внесено ходатайство о внесении ограничений в деятельность.
Все ходатайства признаны обоснованными и соответствующими решениями ФСНСТ введены в действие.
В отношении других эксплуатантов ГА (АОН), при необходимости, осуществлялись другие меры предупредительного и профилактического характера (предписания, представления, предостережения и т.д.) без процедур введения ограничений в их деятельность.
Состояние безопасности полётов в 2007 году по сравнению с 2006 годом осталось практически на том же уровне. 23.06.07г. произошла катастрофа с вертолётом AS-355L № RA-04103, принадлежащим ЗАО «Балтийские авиалинии», в районе населенного пункта Озерки, Выборгского района Ленинградской области. После взлёта с площадки, подобранной с воздуха, вертолёт упал в воду Финского залива на удалении 150 метров от берега и затонул. На борту находились 3 пассажира и 2 члена экипажа. Один член экипажа погиб, остальные, находящиеся на борту люди не пострадали. Расследование данной катастрофы проводит комиссия МАК. В 2006г. имели место две катастрофы: катастрофа самолёта АОН «Невский аэроклуб», при выполнении тренировочного полёта, погиб один человек и катастрофа самолёта Ту-154 ФГУАП «Пулково» под Донецком, погибло 170 человек.
Всего в течение 2007г. в авиапредприятиях (авиакомпаниях), подконтрольных Северо-Западному УГАН произошло:
- 1 катастрофа;
- 51 авиационный инцидент;
- 12 повреждений ВС на земле.
- 30 авиационных инцидентов произошло по причинам конструктивно-производственных недостатков;
- 6 авиационных инцидентов, связаны с недостатками в работе летного состава;
- 10 авиационных инцидентов связаны с неблагополучной эколого-орнитологической обстановкой;
- 3 авиационных инцидента связаны с недопустимыми забоинами лопаток двигателей из-за неудовлетворительного состояния ВПП, РД и перронов;
- 1 авиационный инцидент связан с забоинами на хвостовом винте вертолёта из-за плохого состояния места посадки;
- 1 авиационный инцидент связан с превышением максимально допустимой посадочной массы из-за внезапного ухудшения здоровья пассажира;
- повреждения ВС на земле, связаны с недостатками в работе наземных служб обеспечения полётов.
Распределение событий по классам ВС представлено в таблице 1.
Таблица 1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОБЫТИЙ ПО КЛАССАМ ВС
КЛАССИФИКАЦИЯ |
ГОДЫ |
ВСЕГО |
В том числе на: | |||||
|
|
|
САМОЛЕТАХ |
ВЕРТОЛЕТАХ | ||||
|
|
|
1-3 класса |
4 класса |
1-2 класса |
3 класса | ||
АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ |
2007 |
1 |
- |
- |
- |
- | ||
Катастрофы |
2007 |
1 |
- |
- |
- |
1 | ||
Погибло |
2007 |
1 |
- |
- |
- |
1 | ||
В том числе: |
Экипаж |
2007 |
1 |
10 |
1 |
- |
1 | |
|
пассажиры |
2007 |
- |
- |
- |
- |
- | |
Аварии |
2007 |
- |
- |
- |
- |
- | ||
Списано ВС |
2007 |
1 |
- |
- |
- |
1 | ||
ИНЦИДЕНТЫ |
2007 |
51 |
49 |
- |
1 |
1 | ||
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ |
2007 |
- |
- |
- |
- |
- | ||
ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА ЗЕМЛЕ |
2007 |
12 |
11 |
- |
- |
1 |
2. Краткая характеристика произошедших инцидентов и повреждений ВС на земле.
Перечень авиационных событий, классифицируемых как авиационные инциденты и повреждения ВС на земле, произошедших в 2007г. в авиапредприятиях (авиакомпаниях) эксплуатантов коммерческой гражданской авиации, подконтрольных Северо-Западному управлению ГА, представлен в таблице 2.
Таблица 2
АВИАЦИОННЫЕ ИНЦИДЕНТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА ЗЕМЛЕ
№ |
Дата, тип ВС, № ВС, |
Место и характер события |
Причины (факторы) события | |
1 |
14.01.07г. Ту-154M RA-85171, |
Рейс Мюнхен - С.Петербург. При послеполётном осмотре самолёта ИТП обнаружил забоины на кромках рабочих лопаток 1-й и 2-й ступенях КНДСУ № 3. |
Забоины на кромках рабочих лопаток. | |
2 |
04.02.07г. Ту-154 RA-85658, |
В полёте на эшелоне 370 по маршруту Прага - С.Петербург произошёл отказ системы стабилизации автопилота по курсу, крену и тангажу. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120). | |
3 |
23.02.07г. Ил-114 RA-91014, |
После взлёта при выполнении рейса С.Петербург - Волгоград не убрались все три стойки шасси. Посадка благополучно. |
Причина - невозможность уборки стоек шасси (194). | |
4 |
27.02.07г. Б-737 EI-CHH, |
При выполнении рейса Шереметьево Калининград произошло несанкционированное изменение заданной высоты полёта, без согласования с диспетчером ОВД. |
Факторы: прочие нарушения экипажа(405); прочие нарушения в полёте (4052; нарушение технологии работы экипажа в полёте(40529); невнимательность (521). | |
5 |
07.03.07г. Боинг-737 ЕI-DJK, |
При выполнении рейса Домодедово - Шарм - Эль-Шейх на взлёте во второй половине разбега в момент подъёма носовой стойки шасси ЭВС услышал хлопок и увидел яркую вспышку в районе левого двигателя с последующим падением оборотов двигателя до 78%. На высоте 100 м. произошло самовыключение двигателя. Посадка в Домодедово благополучно. |
Расследование завершено. Материалы из ЦУГАН не поступали. | |
6 |
08.03.07г. Ту-154 RA-85832, |
А/п «Душанбе». При подготовке к буксировке самолёта произошло столкновение тягача с буксировочным водилом, в результате чего деформированы детали передней опоры шасси. |
ПВС | |
7 |
09.03.07г. Ту-214 RA-64506 |
С.Петербург. При загрузке контейнера с грузом во 2-й БГО, автомобилем АПКК грузового терминала, левой стороной платформы, повреждён обтекатель установки охлаждения воздуха на ВС. |
ПВС | |
8 |
05.04.07г. Боинг-737 EI-DTY, |
При выполнении рейса Хургада - Уфа после посадки ЭВС доложил о невозможности управления передней стойкой шасси, выключил двигатели, самолёт был отбуксирован на место стоянки. |
Разрушение гидрошланга основной гидросистемы «А» (297) | |
9 |
05.04.07г. Як-40 RA-87284, |
При выруливании на предварительный старт в а/п Внуково появился дым в кабине. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120). | |
10 |
22.04.07г. Ту-154 RA-85832, |
При выполнении рейса С.Петербург - Ганновер после посадки на пробеге створки реверса СУ №1 не переложились с прямой тяги на обратную |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120). | |
11 |
22.04.07г. Б-737 EI-DTY, |
При выполнении рейса Шарм-Эль-Шейх - Домодедово при послеполётном осмотре обнаружена пробоина фюзеляжа на правом борту в районе переднего багажного отсека. |
ПВС | |
12 |
27.04.07r. Ил-86 RA-86092. |
Рейс С.Петербург - Хургада. После взлёта не закрылись створки левой стойки шасси. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
13 |
05.05.07г. Б-737 EI-DTY, |
При выполнении рейса Домодедово - Катания, в наборе высоты произошёл отказ генератора №1 |
Разрушение узла привода генератора (02410) | |
14 |
06.05.07г. Боинг-737 EI-CDG, |
При выполнении рейса С.Петербург - Амстердам, после взлёта экипаж зафиксировал невозможность определения по приборам правого лётчика относительной высоты, вертикальной и истинной скоростей полёта. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
15 |
08.05.07г.Б-737 EI-CDE, |
При выполнении рейса С.Петербург - Ираклион, в процессе взлёта в а/п «Пулково», КВС доложил о столкновении с птицами на разбеге и прекратил взлёт. После заруливания на стоянку было обнаружено повреждение лопаток 1-й ступени турбины СУ №2. |
Эколого-орнитологические условия (А 10) | |
16 |
14.05.07г. Ми-8 RA-24477, |
Потеря р/связи. Экипаж не доложил посадку в районе нп Вижас в зоне УВД Мезени. |
Расследование завершено. Материалы из Архангельского УГАН не поступали. | |
17 |
22.05.07г. Боинг-737 EI-CDF, |
Рейс С.Петербург - Н.Уренгой. При выполнении захода на посадку левый двигатель не вышел с режима «малого газа» на режим, задаваемый экипажем. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
18 |
22.05.07г. Б-737 EI-DTY, |
При выполнении рейса Шарм-Эль-Шейх - Домодедово при послеполётном осмотре обнаружена вмятина в районе левой части стабилизатора. |
ПВС | |
19 |
29.05.07г. Боинг-737 EI-CDD, |
При выполнении рейса Шереметьево - С.Петербург, после взлёта, экипаж обнаружил течь гидрожидкости в системе «А». |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
20 |
01.06.07г. Б-737 EI-DJR, |
Рейс Калала (Греция) - Домодедово, после посадки, в процессе буксировки ВС на перроне, поврежден левый обтекатель законцовки крыла. |
ПВС. | |
21 |
09.06.07г. Ту-134 RA-65144, |
При выполнении рейса С.Петербург -Мурманск, произошёл прерванный взлёт из-за отсутствия показаний скорости на указателях 2 пилота и штурмана. |
Отказ указателей скорости КУС 730/1100 второго пилота и штурмана (70160) | |
22 |
11.06.07г. Боинг-737 EI-CDD, |
При выполнении рейса С.Петербург - Лондон, после взлёта произошло пропадание индикации на дисплеях КВС и 2 пилота горизонтальной ситуации и пространственного положения. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
23 |
28.06.07г. Ту-154 RA-85769, |
При выполнении рейса С.Петербург - Симферополь, на снижении для захода на посадку загорелось табло «Опасная вибрация», двигатель был выключен. Посадка на двух двигателях. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
24 |
29.06.07г. Ty-214RA-64506, |
При выполнении рейса С.Петербург - Ларнака, в процессе разбега, на скорости 100к/ч, произошёл помпаж двигателя №1, двигатель был выключен. Взлёт прекращён. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
25 |
06.07.07г. Ту-154 RA-85659, |
В полёте на эшелоне при выполнении рейса Новосибирск - С.Петербург, произошло падение давления в гидросистеме №2 до 80 кг/см2. Полёт до аэропорта назначения. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
26 |
11.07.07г. Б-737-300 |
При выполнении рейса Киев Калининград в процессе взлёта в первой половине разбега отказ указателя скорости. Взлёт прекращён. При осмотре обнаружено забивание входного канала ПВД пчелиным воском. |
Тип события - 47, прерванный взлёт. Этап эксплуатации -31, разбег. | |
27 |
14.07.07г. Ту-154 RA-85658 |
При послеполётном обслуживании после выполнения рейса С.Петербург Шереметьево, обнаружены многочисленные недопустимые забоины лопаток на СУ № 3. Двигатель подлежит замене. |
Расследование завершено. Материалы из Шереметьево не поступали. | |
28 |
14.07.07г. Ту-134 RA-65113 |
При подготовке к вылету рейса Пулково - Краснодар машиной АПК-10 была повреждена правая передняя створка ПНШ. |
ПВС | |
29 |
16.07.07г. Ту-154 RA-85645 |
При выполнении рейса Внуково - Тель-Авив после взлёта в наборе Н=7000м кратковременно сработали табло «Неисправность дв-ля №1» у КВС, «Замок реверса дв-ля №1» у б/инженера. Возврат на аэродром вылета, посадка благополучно. |
160 -ложное срабатывание сигнализации. 07150-электропроводка. 105 - засорение. 145 - коррозия. | |
30 |
17.07.07г. Ту-154 RA-85739 |
При выполнении рейса Внуково - Анапа, на снижении с эшелона на Н=9215м произошло загорание табло «Падение давления в 1-ой гидросистеме с последующим падением давления до 0. Посадка благополучно. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
31 |
17.07.07г. Б-737-300 EI-DOM |
При выполнении рейса Домодедово - Калининград возврат на аэродром вылета из-за неисправности системы кондиционирования. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
32 |
22.07.07г. Ту-134 RA-65912 |
При выполнении рейса Внуково - Анапа, при выполнении посадки (посадку выполнял КВС - стажёр) с закрылками, отклонёнными на 20гр., при температуре наружного воздуха +36гр., была допущена перегрузка 2.26ед. Посадка грубая. |
20101 - недостатки в организации лётной подготовки. 30102 - недостаточная информация экипажа о погоде. 40121 - неправильная оценка высоты, скорости. 40332 - грубая посадка. 507 - малый опыт работы. | |
33 |
23.07.07г. Ту-154 RA-85204 |
При выполнении рейса С.Петербург - Душанбе, произведена посадка в а/п «Уфа» из-за ухудшения здоровья пассажира с превышением максимальной посадочной массы без отклонений. Действия экипажа правильные. |
Тип события: 23 - отклонение от лётных ограничений; 23А - превышение максимально допустимой посадочной массы. | |
34 |
24.07.07г. Ту-154 RA-85843 |
При выполнении захода на посадку рейса Сочи - С.Петербург произошёл односторонний отказ радиосвязи. Посадка благополучно |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
35 |
30.07.07г. Ту-154 RA-85770 ФГУП «ГТК «Россия». |
После выполнения рейса Шереметьево - С.Петербург, при заруливании на стоянку за машиной сопровождения по установленной схеме, крылом задет автобус, повреждён автобус и левая плоскость ВС. |
ПВС | |
36 |
31.07.07г. AS-355N RA-04102 |
В результате самопроизвольного движения автомобиля АПК-10 ЗАО «Грузовой терминал «Пулково», находившегося под загрузкой у терминала «Почта России», повреждена лопасть вертолёта, находившегося на стоянке. |
ПВС | |
37 |
06.08.07г. Б-737-300 EI-DJR |
При выполнении рейса Калининград - Самара, на взлёте, в первой половине разбега отказ указателя скорости у КВС. Взлёт прекращён. |
Закупорка канала приёмника полного давления. Фактор №2 (03410) | |
38 |
08.08.07г. Б-737-300 EI-DJR |
При выполнении рейса Калининград - С.Петербург, на взлёте, в первой половине разбега отказ указателя скорости у правого лётчика. Взлёт прекращён. |
Закупорка канала приёмника полного давления насекомыми и продуктами их жизнедеятельности. Фактор №2 (098) Недостатки в технологии выполнения работ - неучёт рекомендаций разработчика ВС. Фактор № 1 (50299). | |
39 |
08.08.07г. Ту-154 RA-85739 |
После выполнения рейса Анталия - Уфа, в а/п «Уфа» при установке трапа из-за отказа его тормозов произошло повреждение ВС пробоина стычковой ленты зализа левого полукрыла. |
ПВС | |
40 |
16.08.07г. Ил-86 RА-86094 |
При выполнении рейса С.Петербург -Норильск, после получения разрешения на запуск, от старшего бортпроводника поступила информация о задымлении в районе первой буфетной стойки. Пассажиры были высажены, пострадавших нет. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
41 |
17.08.07г. Б-737-300 |
При выполнении рейса Калининград - Гамбург, на взлёте, в первой половине разбега, экипаж доложил о прекращении взлёта по причине срабатывания сигнализации «К взлёту не готов». Заруливание на стоянку самостоятельно, без последствий. |
Прерванный взлёт (47) Разбег (31) | |
42 |
17.08.07г. Ту-154 RA-85187 |
При выполнении рейса С.Петербург - Солоники, после взлёта экипаж доложил о не уборке шасси. После выработки топлива до разрешённой посадочной массы произведена посадка в а/п вылета. Посадка благополучно. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
43 |
20.08.07г. Б-737-300 EI-DTY |
При выполнении рейса Калининград Тюмень произошла попытка экипажа ВС построить схему захода на ВПП, не назначенную для посадки диспетчером ОВД. |
40352 - не выдерживание схемы захода. 40225 - некомплексное использование средств СВЖ. | |
44 |
21.08.07г. Ту-154 RA-85739 |
В процессе подготовки к выполнению рейса С.Петербург - Варна, при подъезде транспортёра для загрузки багажа, был повреждён задний багажный отсек, сквозное повреждение обшивки фюзеляжа, повреждение стрингера и обрыв 6 заклёпок. |
ПВС | |
45 |
29.08.07г.Ty-134 RA-65912 |
При выполнении рейса Внуково - С.Петербург, расшифровкой СПИ выявлена посадка с большой вертикальной перегрузкой 2,23 (по КЗ-63 2.7) в а/п «Пулково» |
20101 - недостатки в организации лётной подготовки. 30102 - недостаточная информация экипажа о погоде. 40121 - неправильная оценка высоты, скорости. 40332 - грубая посадка. 507 - малый опыт работы. | |
46 |
28.08.07г. Ту-154 RA-85779 |
При выполнении рейса Шереметьево - С.Петербург, после часа ожидания на предварительном старте на пульте б/инженера сработала сигнализация высокой температуры хвостового отсека. Экипаж зарулил на стоянку. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120) | |
47 |
01.09.07г. Ту-154 RA-85658 |
При выполнении рейса С.Петербург - Венеция, после взлёта не убрались все три опоры шасси. Экипаж выполнил процедуры, рекомендованные РЛЭ. После выработки топлива, посадка благополучно. |
Недостатки конструкции изделий в эксплуатации (70120). | |
48 |
02.09.07г. Ту-154 RA-85739 |
В процессе подготовки рейса С.Петербург - Родос, при подъезде автотранспортёра для загрузки багажа, повреждён задний обтекатель правой гондолы шасси. |
ПВС | |
49 |
06.09.07г. Ту-154 RA-85770 |
При выполнении рейса Шереметьево - С.Петербург КВС - инструктор для выполнения дальнейшего снижения, непреднамеренно, вместо выпуска интерцепторов, включил реверс двигателей №1 и №3, заметив ошибку выключил реверс. Далее был выключен левый двигатель. Посадка производилась на 2-х двигателях, благополучно. |
404F6 - неправильное манипулирование органами управления СУ. 550 - чрезмерный объём и скорость поступления информации. 20402 - неудовлетворительное качество руководящих документов. | |
50 |
13.09.07г. Ту-154 RA-85779 |
После выполнения рейса Шереметьево - С.Петербург на послеполётном техническом обслуживании обнаружены недопустимые забоины на лопатках КНДСУ № 1. |
Попадание посторонних предметов в двигатель с аэродромного покрытия. | |
51 |
14.09.07г. Б-737-300 EI-DMM |
При выполнении рейса Омск - Калининград, после посадки было обнаружено повреждение правой стороны стабилизатора со следами от птицы. |
А1030; А1040 - наличие миграционных путей перелётов птиц. 52199 - недостаточная техническая оснащённость аэродромной службы средствами отпугивания птиц. | |
52 |
15.09.07г. Боинг-737-500 |
При выполнении рейса Ганновер - С.Петербург, на снижении по глиссаде к ВПП10Л на высоте 300м. в левый двигатель попала птица. На земле обнаружена недопустимая забоина лопатки 8-ой ступени КНД |
А10 - эколого - орнитологические условия. | |
53 |
25.09.07г. Ан-26 RA-26134 |
В процессе руления на предварительный старт произошла срезка топлива из-за отказа АД-24 в агрегате АТД-24 |
Ведётся расследование. | |
54 |
26.09.07г. Ту-154 RA-85834 |
При выполнении рейса С.-Петербург - Краснодар произошло отклонение от трассы Б-145 на запад на 38 км. |
Ведётся расследование. | |
55 |
05.10.07г. Mи-2 RA-23739 |
В а/п «Великий Устюг» в процессе послеполётного осмотра обнаружено повреждение законцовок рулевого винта. |
Плохое состояние поверхности места посадки (761), столкновение с прочими объектами (419) | |
56 |
13.10.07г. Ту-154 RA-85785 |
При выполнении рейса С.-Петербург Краснодар, после посадки обнаружены следы попадания птицы в СУ № 3. После проведения соответствующих работ на основании технического акта, вылет на базу на 3-х двигателях без пассажиров на борту. |
А10 - эколого - орнитологические условия. | |
57 |
03.11.07г. Б-737-300 |
При выполнении рейса Калининград - Нижний Новгород на этапе начала разбега экипаж прекратил взлёт по причине срабатывания сигнализации «К взлёту не готов, конфигурация ВС не соответствует взлётной». |
Прерванный взлёт на этапе разбега. Предположительно факторы экипажа (406). | |
58 |
07.11.07г. А-319 VP-BTT |
После выполнения рейса С.Петербург - Париж, в а/п «Шарль де Голль» при после полётном осмотре обнаружены следы попадания птиц в СУ №2 и погнутости лопаток. |
А10 - эколого - орнитологические условия. | |
59 |
14.11.07г. Б-737-300 EI-DJK |
После выполнения рейса Самара - Калининград при послеполётном осмотре обнаружено повреждение обшивки нижней части фюзеляжа в районе металлической обечайки выходного сопла ВСУ. |
ПВС | |
60 |
27.11.07г. Боинг-737-500 EI-CDF, |
При выполнении рейса С.Петербург - Шереметьево в процессе разбега, вывода двигателей на взлётный режим, ВС начало уклоняться влево. Экипаж прекратил взлёт, освободил ВПП и зарулил на стоянку. |
Разворачивающий момент ВС из-за неравномерного выхода на заданный режим двигателей и мокрой ВПП при t = +1град. | |
61 |
28.11.07г. Б-737-300 EI-DTY |
При выполнении рейса С.Петербург - Калининград на эшелоне 340 экипаж заметил падение давления гермокабины, занял эшелон 200 и продолжил полёт в пункт назначения. Посадка благополучно. |
Отказ системы регулирования давления наддува кабины (02130) | |
62 |
06.12.07г. А-319 VP-BTT |
После выполнения рейса Стамбул - С.Петербург на стоянке при послеполётном осмотре обнаружена вмятина и следы крови на предкрылке правой плоскости между двигателем и фюзеляжем. |
А10 - эколого - орнитологические условия. | |
63 |
19.12.07r. Ту-154 RA-85767 |
При выполнении рейса Шереметьево - С. Петербург после взлёта не убралась правая основная стойка шасси. При выпуске шасси правая основная стойка не встала на замок. При довыпуске от аварийной системы стойка встала на замок. При послеполётном осмотре обнаружено значительное повреждение задних створок правой гондолы шасси. |
Ведётся расследование |
Таблица 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ИНЦИДЕНТОВ
И ПОВРЕЖДЕНИЙ ВС (ПО ЭКСПЛУАТАНТАМ) ЗА 2006 И 2007 Г.Г.
Эксплуатант |
Всего |
в том числе | |||||||||
|
событий |
Катастрофы |
Аварии |
Инциденты |
ПВС | ||||||
|
06г |
07г |
06г |
07г |
06г |
07г |
06г |
07г |
06г |
07г | |
ФГУП «ГТК«Россия» |
43/11 |
40/8 |
1/0 |
- |
- |
- |
30/10 |
33/3 |
11/1 |
7/5 | |
ОАО «КД-авиа» |
6/1 |
17/2 |
- |
- |
- |
- |
5/0 |
2 |
1/1 |
4/0 | |
ЗАО АК «СПАРК+» |
1/1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1/1 |
- |
- |
- | |
«СПАРК» |
1/0 |
- |
- |
- |
- |
- |
1/0 |
- |
- |
- | |
ОАО «Вологодское АП» |
- |
2/0 |
- |
- |
- |
- |
- |
2/0 |
- |
- | |
ЗАО «Балтийские авиалинии» |
- |
3/2 |
- |
1/0 |
- |
- |
- |
1/1 |
- |
1/1 | |
ОАО «Псковавиа» |
- |
1/0 |
- |
- |
- |
- |
- |
1/0 |
- |
- | |
СЗ АТК «Выборг» |
- |
1/0 |
- |
- |
- |
- |
- |
1/0 |
- |
- | |
Эксплуатант АОН (СЗАОН № 1305007) |
2/2 |
- |
1/1 |
- |
- |
- |
1/1 |
- |
- |
- | |
Всего: |
53/15 |
64/12 |
2/1 |
1/0 |
- |
- |
38/12 |
51/6 |
13/2 |
12/6 |
Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - авиационные инциденты, связанные с деятельностью авиационного персонала.
В 2006 году произошло 15 авиационных событий, связанных с деятельностью авиационного персонала. 13 из них произошло у эксплуатантов коммерческой ГА и 2 у эксплуатанта АОН. В 2007 году по этой причине произошло 12 авиационных событий у эксплуатантов коммерческой ГА.
6 событий связано с недобросовестным исполнением своих обязанностей лётным составом. 6 повреждений ВС на земле связаны с недоброкачественным выполнением обязанностей, халатностью и низкой дисциплиной работников наземных служб обеспечения полётов, а также лиц инженерно-технического состава, обязанных контролировать производственный процесс в а/п «Пулково». Остальные 6 повреждений на земле произошли по тем же причинам, но в аэропортах, не подконтрольных СЗ УГАН, таких, как «Домодедово», «Душанбе», «Уфа», «Самара» и два в а/п «Шарм-Эль-Шейх».
Распределение авиационных инцидентов и повреждений ВС на земле по типам ВС можно оценить по таблице 4.
Таблица 4
ИНЦИДЕНТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА ЗЕМЛЕ ПО ТИПАМ ВС В АВИКОМПАНИЯХ
Тип ВС |
АВИАЦИОННЫЕ ИНЦИДЕНТЫ |
ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА ЗЕМЛЕ | |||
|
2006г. |
2007г. |
2006г. |
2007г. | |
Ил-86 «ГТК«Россия» |
1/- |
11- |
- |
- | |
Ту-214 «ГТК«Россия» |
- |
1/0 |
- |
1/1 | |
Ту-154 ГТК«Россия» |
11/2 |
18/1 |
11/1 |
5/3 | |
Боинг-737 ГТК«Россия» |
9/1 |
11- |
- |
- | |
А-319 ГТК«Россия» |
- |
11- |
- |
- | |
Ту-134 ГТК«Россия» |
9/7 |
3/2 |
1/0 |
1/1 | |
Боинг-737 ОАО «КД-авиа» |
5/- |
13/2 |
1/1 |
4/1 | |
Ил-114СЗАТК «Выборг» |
- |
1/- |
- |
- | |
Як-40 ОАО «Вологодское АП» |
- |
1/- |
- |
- | |
Ми-2 ОАО «Вологодское АП» |
- |
1/- |
- |
- | |
ОАО «Псковавиа» |
- |
1/- |
- |
- | |
Ми-8 ЗАО «Балтавиа» |
- |
1/1 |
- |
- | |
AS-355 ЗАО «Балтавиа» |
- |
- |
- |
1/1 | |
Ми-8 ЗАО «СПАРК+» |
1/1 |
- |
- |
- | |
СТ-24 АОН |
1/1 |
- |
- |
- | |
Итого: |
38/12 |
51/3 |
13/2 |
12/7 |
Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - нарушения, связанные с деятельностью авиационного персонала.
3. Инциденты, произошедшие по техническим причинам.
Наиболее характерными причинами авиационных инцидентов, произошедших из-за технических неполадок на ВС, принадлежащих эксплуатантам ВТ Северо-Западного региона, в 2007 году являются конструктивно-производственные недостатки авиационной техники.
Распределение инцидентов по техническим причинам по предприятиям и типам ВС представлено в таблицах № 5 и № 6.
Таблица 5
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНЦИДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ
Эксплуатант ВС |
2006 год |
2007 год | |
«ГТК»Россия» (ФГУАП «Пулково» - 2006г.) |
19 |
20 | |
ОАО «КД авиа» |
3 |
7 | |
СЗ АТК «Выборг» |
- |
1 | |
ОАО «Вологодское АП» |
- |
1 | |
ОАО «Псковавиа» |
- |
1 | |
ОАО «СПАРК» |
1 |
- | |
Всего: |
23 |
30 |
Таблица 6
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНЦИДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ ПО ТИПАМ ВС
Тип ВС |
2006 год |
2007 год | |
Ил-86 |
1 |
2 | |
Ту-154 |
8 |
11 | |
Боинг-737-300 |
3 |
7 | |
Боинг-737-500 |
5 |
5 | |
Ту-134 |
5 |
1 | |
Ил-114 |
- |
1 | |
Ту-214 |
- |
1 | |
Як-40 |
- |
1 | |
Ан-26 |
- |
1 | |
Ми-8 |
1 |
- | |
Итого: |
23 |
30 |
Из таблиц №5 и №6 следует, что в течение 2007 года у эксплуатантов Северо-Западного региона из-за отказов авиационной техники произошло 30 инцидентов, что на 7 инцидентов больше, чем в 2006 году.
Наибольшее количество инцидентов по техническим причинам (20 из 30) произошло в ФГУП «ГТК «Россия».
Без инцидентов по техническим причинам в 2007 году отработало 6 авиапредприятий и авиакомпаний Северо-Западного региона.
4. Состояние организации летной деятельности эксплуатантов.
По состоянию на 01.01.2008г. у подконтрольных эксплуатантов коммерческой ГА числится 3293 лиц авиационного персонала, эксплуатантов АОН - 114. В течение года принято на работу 527 (АОН -16) специалистов, уволено 227 (АОН - 3).
По итогам контроля состояния организации летной работы подконтрольных эксплуатантов коммерческой ГА отмечено:
Планирование летной работы.
Планирование летной работы экипажей ВС эксплуатантов осуществляется, как правило, в соответствии с действующими нормативными документами ГА РФ. У всех эксплуатантов имеются установленные Планы-графики подготовки, тренировки и проверки ЛС, а также месячные учетные Планы-графики рабочего времени экипажей ВС.
Планирование летной работы экипажей ВС производится, как правило, по нормам и правилам действующего РПП эксплуатанта.
По итогам инспектирования в сравнении с 2006г. отмечалось значительное снижение случаев нарушений (переработки) ежемесячных норм рабочего времени ЛС из-за неудовлетворительного учета рабочего времени.
Вместе с тем отмечались другие факты неудовлетворительного планирования рабочего времени ЛС - отсутствие годового планирования отпусков, невыдерживание установленного график отпусков и т.д.
Профессиональная подготовка ЛС, формирование экипажей ВС и допуск к полетам.
Профессиональная подготовка летного состава эксплуатантов производится в соответствии с действующими нормативными документами ГА РФ.
Поддержание необходимого уровня теоретических знаний летного состава производится путем своевременного направления на прохождение КПК при сертифицированных АУЦ ГА и проведения соответствующих видов подготовок (тренировок) в предприятиях.
Переподготовка (переучивание) летного состава на ВС иностранного производства проводится на базе аккредитованных ФСНСТ зарубежных АУЦ ГА, летный состав эксплуатантов имеет необходимые сертификаты и свидетельства.
Тренажерная подготовка проводится на базе сертифицированных АУЦ ГА, включая зарубежные, установленный объем и периодичность тренировок , как правило, выполняется.
Ввод в строй КВС и других членов экипажей производится в соответствии с утвержденными ППЛС эксплуатантов, которые прошли установленные процедуры согласования и утверждения в ФСНСТ. Для проведения различных видов летных подготовок (тренировок) у эксплуатантов имеется достаточное количество подготовленного инструкторского состава.
Текущее (годовое) продление свидетельств летного состава производится рабочими группами РКК управления. Полномочия инструкторского состава данных рабочих групп охватывают все эксплуатируемые в регионе типы ВС. Подтверждение полномочий пилотов-инструкторов и командиров ВС иностранного производства производится через ВКК ФСНСТ.
Формирование и закрепление экипажей ВС производится в порядке согласно РОЛР ГА-87 и оформляется соответствующими приказами эксплуатантов. Допуск членов экипажей к полетам производится после завершения установленной подготовки и издания соответствующих приказов. Необходимая учетная документация по подготовке и формированию экипажей, а также допуску к различным видам полетов (условиям) имеется и ведется.
По итогам инспектирования отмечались следующие замечания и недостатки:
- снижение уровня объективности и требовательности командно-инструкторского и командно-руководящего состава эксплуатантов;
- случаи неудовлетворительного подбора кандидатов на должности КВС и инструкторского состава ( ЗАО «Балтийские авиалинии», ФГУП «ГТК «Россия»).
Предварительная и предполетная подготовка экипажей.
Предварительная подготовка экипажей ВС эксплуатантов проводится в порядке согласно раздела 3.6 и в случаях, оговоренных п. 3.6.2 действующего НПП ГА-85. Учет и оформление документации по проведению предварительной подготовки, как правило, ведется в установленном порядке.
Предполетная подготовка экипажей проводится перед каждым вылетом в аэропорту вылета, сроки ее проведения соответствуют нормам действующему РПП эксплуатанта.
Проверка работы летного состава, выполнение полетов с проверяющими.
Проверка практической работы в воздухе членов экипажей проводится соответствующим полномочным командно-руководящим составом эксплуатантов в порядке и случаях, установленном пп. 3.7.1-3.7.5 НПП ГА-85.
По итогам выборочных проверок выполненных полетных заданий включение командно- инструкторского состава эксплуатантов в полетное задание в качестве проверяющих производится в установленном порядке.
По итогам деятельности подконтрольных эксплуатантов в 2007г. отмечены случаи неблагоприятных авиационных событий при наличии на борту ВС лиц летного состава, имеющего действующую квалификационную отметку «инструктор» (ЗАО «Балтийские авиалинии», ФГУП «ГТК «Россия»).
Также отмечаются случаи проверки самолетовождения лицами командно - руководящего состава из числа пилотов при наличии действующего руководящего штурманского состава, что не соответствует разделу 4.2 НПП ГА-85 и главе 3 НШС ГА-86.
Разбор полетов.
Разборы полетов у эксплуатантов проводятся в соответствии с действующими нормативными документами ГА РФ.
Периодичность разборов в летных службах (отрядах) соблюдается, необходимая учетная документация ведется, при проведении разборов оформляется общая, методическая и установочная части.
Содержание разборов, в целом, соответствует фактической деятельности эксплуатантов, при этом производится использование данных по анализу ССПИ. По итогам инспектирования объем расшифровок ССПИ не менее установленного, фактически по всем подконтрольным эксплуатантам не менее 60-70% от общего числа выполненных полетов.
Производится изучение материалов информации по БП, необходимые учетные ведомости ведутся, существенной задолженности по изучению данных материалов не отмечено.
В экипажах ВС после каждого полета проводится послеполетный разбор, по итогам проверок необходимые отметки об их проведении в полетных заданиях имеются.
Летно-методическая работа и летно-штабная документация.
Летно-методическая работа у подконтрольных эксплуатантов проводится, в целом, согласно действующего «Руководства по организации летной работы в подразделениях ГА». У всех подотчетных эксплуатантов имеются годовые Планы летно-методических мероприятий и проводится техническая учеба с личным составом.
Для проведения летно-методических мероприятий в предприятиях имеются летно-методические классы с наглядным методическим материалом, однако часть материалов и оборудования находится в ветхом (изношенном) состоянии.
Как правило, в предприятиях каких-либо специализированных тренажеров функциональных систем (СТФС) и членов экипажей (СТЧЭ), оговоренных п. 4.5.3.3. РОЛР ГА-87, не имеется и соответствующих тренировок на них не производится.
Ведение летно-штабной документации производится, в целом, согласно действующей «Инструкции о порядке ведения летно-штабной документации в летных подразделениях ГА», при выполнении контроля за ведением данной документации (летные книжки, летные дела, заполнение заданий на тренировки, выполненные полетные задания и т.д.).
По итогам инспектирования отмечались следующие замечания и недостатки:
- у части эксплуатантов Планы летно-методических мероприятий не отражают фактическое состояние дел и производственные потребности предприятия;
- несвоевременное обновление летно-методических, учебных и др. справочных пособий летно-методических классов;
Составление анализов организации летной работы.
Контроль летной работы и составление анализов летной работы командно-руководящим составом эксплуатантов производится, как правило, в соответствии нормативными документами ГА РФ и в установленные сроки.
Деятельность РКК управления.
Деятельность РКК СЗ УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта производится руководствуясь действующим «Положением о классификации специалистов гражданской авиации», утвержденным МГА СССР 19 декабря 1988г. № 44/и и соответствующим «Положением...» о РКК управления.
Для обеспечения процедур поддержания квалификации (продления свидетельств, повышения классности) авиационного персонала региона, при РКК управления аккредитованы 3 рабочие группы (РГ РКК), которые являются отдельными структурными подразделениями действующих сертифицированных территориальных АУЦ ГА - «УТЦ», «СЗ региональный центр АОН» и ОАО «СПАРК».
Проверка теоретических знаний авиационного персонала производится по установленным программам с применением компьютерных технологий, проверка практической работы в воздухе - соответствующим командно-летным составом эксплуатантов, уполномоченным на выполнение проверок согласно п. 3.7.1 НПП ГА-85.
В течение 2007г. проведено 23 заседания РКК, прошли собеседование на повышение в классе 85 специалистов коммерческой ГА, выдано 51 свидетельство пилота-любителя ГА.
По итогам собеседований членов РКК с авиационным персоналом отмечается тенденция на снижение уровня знаний нормативно-правовых документов ГА РФ (ВК РФ, НПП ГА-85 и другие Наставления и Руководства).
ВЫВОДЫ:
Основными причинами авиационных событий, произошедших в 2007 году явились:
1. Конструктивно-производственные недостатки авиационной техники.
2. Нарушение руководящих документов регламентирующих летную работу экипажами ВС.
3. Недисциплинированность работников наземных служб обеспечения полетов.
4. Неудовлетворительное состояние ВПП, РД и перронов.
5. Неблагоприятная эколого-орнитологическая обстановка.
По сравнению с 2006 годом число авиационных инцидентов увеличилось с 38 до 51. Количество повреждений ВС на земле уменьшилось с 13 до 12.
Чрезвычайных происшествий в 2007г., как и в 2006г., с воздушными судами эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и АОН не было.
Состояние организации лётной работы и безопасности полётов у подконтрольных эксплуатантов коммерческой ГА и АОН, в целом соответствует действующим нормативным документам ГА РФ.
МЕРОПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АП И ИНЦИДЕНТОВ:
В целях предупреждения авиационных происшествий, инцидентов и повреждений ВС на земле, исключения случаев нарушения нормативных документов по всем направлениям деятельности авиапредприятий и авиакомпаний:
1. Изучить настоящий Анализ с руководящим, командно-летным, летным составом, ИТП, работниками наземных служб.
2. Специалистам отделов Управления в процессе инспекционного контроля деятельности эксплуатантов при выявлении соответствующих недостатков использовать такие меры как:
- инспекторское предписание;
- привлечение к административной ответственности согласно «Кодекса РФ об административных правонарушениях».
3. Руководителям авиапредприятий , авиакомпаний и организаций ГА :
- неуклонно исполнять свои должностные обязанности по контролю за работой личного состава;
- обратить внимание на качество разборов полётов, особое внимание обращая на причины нарушений, их возможные последствия при воздействии других внешних факторов и правильные действия лётного состава в сложившейся ситуации;
- улучшить качество проведения тренажерной подготовки ЛС;
- обеспечить контроль за медицинским освидетельствованием водителей спецавтотранспорта при заступлении на смену и по окончании;
- установить постоянный контроль за качеством техники пилотирования командиров ВС первый год выполняющих самостоятельные полёты;
- принять меры по осуществлению действенного контроля инспекциями по безопасности полётов аэропортов по соблюдению авиационным персоналом служб обеспечения полётов нормативных документов ГА;
- исключить приём ВС на неподготовленные ВПП и посадочные площадки.
- учитывать сложную метеорологическую обстановку, связанную с интенсивной грозовой деятельностью, а в период миграционных перелётов птиц сложную орнитологическую обстановку;
- усилить работу по пресечению нарушений порядка ИВП пользователями воздушного пространства авиации общего назначения, шире используя положения Административного кодекса и более тесного сотрудничества с органами милиции.
Рекомендуется принятие дополнительных мер:
а) эксплуатантами коммерческой ГА:
- по повышению объективности и требовательности командно-инструкторского и командно-руководящего состава эксплуатантов;
- активизации соответствующих лётно-методических мероприятий в летных подразделениях;
б) полномочными органами ФСНСТ:
- учитывая изменившиеся условия деятельности органов авиационного надзора, пересмотреть действующую «Методику составления анализа организации летной работы ...», утв. МГА СССР № 3.13-353 от 21 октября 1982г.
Врио заместителя начальника ОИБП |
|