- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Начальникам управлений государственного |
Направляю Вам для использования в работе «Обобщенный анализ результатов проведенных в 2007 году Межлабораторных сличительных испытаний организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей».
Прошу довести данный анализ до организаций гражданской авиации, расположенных на территории Вашего региона.
Начальник Управления надзора за |
|
ОБОБЩЕННЫЙ АНАЛИЗ
результатов проведенных в 2007 году Межлабораторных
сличительных испытаний организаций по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной техники осуществляющих
спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей
В соответствии с распоряжением Ространснадзора от 09.07.2007 № ГК-146-р (ФС) в течение III-IV кварталов 2007 года проводились межлабораторные сличительные испытания организаций, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей.
Межлабораторные сличительные испытания (далее - МСИ) проводились по «Программе межлабораторных сличительных испытаний организаций по техническому обслуживанию авиационной техники, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей»» утвержденной распоряжением Ространснадзора от 09.07.2007 № ГК-146-р (ФС).
Всего в 2007 году приняли участие в МСИ 46 организаций гражданской авиации, из которых 38 организаций показали положительные результаты. Общее количество участвовавших приборов составило 6о.
Сличительные испытания проводились по трем программам.
По Программе № 1 каждому Участнику были высланы 5 (пять) контрольных образцов, изготовленных в соответствии с МИ 2706-2001 «Государственная система обеспечения единства измерений. «Стандартные образцы для поверки анализаторов рентгенофлуоресцентных на основе государственных стандартных образцов состава растворов ионов металлов и неметаллов. Методика приготовления и аттестации». В рамках Программы № 1 проверялось умение метрологической службы и непосредственно исполнителя работ настроить штатный анализатор, эксплуатируемый в лаборатории, с использованием методических и эксплуатационных документов к нему (провести градуировку анализатора с использованием ГСО) и грамотно провести измерения контрольных образцов.
По Программе № 2 каждому Участнику был выслан 1 (один) контрольный образец рабочего авиационного масла (~90 мл), отобранного и аттестованного в соответствии с документом «Отраслевая система обеспечения единства измерений при диагностировании состояния авиационных двигателей методом спектрального анализа в гражданской авиации российской федерации. Массовая доля металлов (продуктов изнашивания) в рабочих маслах при диагностировании технического состояния авиационных газотурбинных двигателей. Методика отбора и аттестации контрольных образцов проб рабочего масла».
Участник Программы № 2 должен был приготовить отпечаток рабочего масла с применением устройств пробоподготовки в соответствии с процедурами, регламентированными Методиками выполнения измерений (МВИ), провести измерения на приборе приготовленного отпечатка, сформировать Протокол результатов измерений.
Задачей каждого Участника было определение металла (металлов) в контрольном образце рабочего масла и максимально точное определение его (их) концентрации в г/т.
В рамках Программы № 2 проверялось умение непосредственно исполнителя работ грамотно провести измерения контрольных образцов рабочего масла на настроенном штатном анализаторе, эксплуатируемом в лаборатории, используя методическую и эксплуатационную документацию к нему, тем самым, подтвердив компетентность лаборатории в области спектрального анализа рабочих масел авиационных двигателей.
По Программе № 3 каждому Участнику были высланы 5 (пять) контрольных образцов стружки (порошка) конструкционных материалов деталей авиационного двигателя, изготовленные из материалов стружки комплекта стандартных образцов конструкционных материалов Пермского моторного за"вода. Образцы были изготовлены по Методике приготовления проб с частицами износа (Бюллетень № 94392-БЭ-Г «Изделие Двигатель ПС-90А»).
Задачей каждого Участника было определение марки материала стружки (порошка) и, если предусмотрено рабочей программой, то и определение состава и концентрации металлов в стружке (порошке).
В рамках МСИ также оценивалось умение исполнителей осуществлять работы на анализаторе в соответствии с вновь разработанными методиками выполнения измерений:
- Массовая доля металлов (продуктов изнашивания) в рабочих маслах при диагностировании технического состояния авиационных газотурбинных двигателей. Методика выполнения измерений рентгенофлуоресцентным методом на анализаторе рентгеновском бездифракционном БАРС-3 (зарегистрирована согласно ГОСТ 8.563 в реестре гражданской авиации ФР 1.37-2006 РЕЕСТР № 01.00169/01-07);
- Массовая доля металлов (продуктов изнашивания) в рабочих маслах при диагностировании технического состояния авиационных газотурбинных двигателей. Методика выполнения измерений рентгенофлуоресцентным методом на анализаторе рентгеновском энергодисперсионном АДК ПРИЗМА (зарегистрирована согласно ГОСТ 8.563 в федеральном реестре Ростехрегулирования ФР.1.31.2006.03107).
I. В сличительных испытаниях по Программе № 1 приняло участие 18 организаций гражданской авиации и 19 анализаторов:
- БАРС-3 - 16 приборов;
- АДК ПРИЗМА - 2 прибора;
- БРА-17-02 - 1 прибор.
По результатам сличительных испытаний по Программе 1 следующие организации и приборы отвечают критерию правильности измерений:
№ п.п. |
Наименование организации |
Прибор | |
1 |
ЗАО "Алыкель" |
БАРС-3 №1560 | |
2 |
ООО Авиакомпания "Волга -Авиаэкспресс" |
БАРС-3 №1324 | |
3 |
ФГУП "Комиавиатранс" |
БАРС-3 №4411 | |
4 |
ФГУП Авиакомпания "223 летный отряд" |
АДК ПРИЗМА №003-2002 | |
5 |
ФГУП "Оренбургские авиалинии" |
БАРС-3 №1244 | |
6 |
"Ульяновское ВАУ ГА" |
АДК ПРИЗМА №006-2006 | |
7 |
ОАО АТБ "Вологодское авиапредприятие" |
БАРС-3 №984 | |
8 |
ООО "Газпромавиа (Ухтинский филиал)" |
БАРС-3 №1815 | |
9 |
ООО "ЮТэйр-Экспресс" |
БАРС-3 №737 | |
10 |
ОАО АТК "Ямал (Тюменская АТБ)" |
БАРС-3 №1434 | |
|
|
БАРС-3 №1821 | |
11 |
ФГУП "Комиавиатранс (Печорская АТБ)" |
БАРС-3 №1550 |
По результатам сличительных испытаний по Программе 1 следующие организации и приборы частично отвечают критерию правильности измерений:
№ п.п. |
Наименование организации |
Прибор |
Fe |
Cu | |
1 |
ЗАО Авиакомпания "Волга-Днепр» |
БРА-17-02 №6 |
--- |
+ | |
2 |
ФГУП "Кавминводыавиа" |
БАРС-3 №1852 |
+ |
--- | |
3 |
ОАО "Красноярские авиалинии" |
БАРС-3 №1703 |
+ |
--- |
По результатам сличительных испытаний по Программе 1 следующие организации и приборы не отвечают критерию правильности измерений:
№ п.п. |
Наименование организации |
Прибор |
Fe |
Си | |
1 |
ОАО "Авиационные линии Кубани" |
БАРС-3 №1713 |
--- |
--- | |
2 |
ОАО "Нижневартовскавиа" |
БАРС-3 №1258 |
--- |
--- | |
3 |
ФГУП "ЧукотАвиа" |
БАРС-3 №1833 |
--- |
--- | |
4 |
ОАО "Авиалинии Дагестана" |
БАРС-3 №1980 |
--- |
--- |
II. В сличительных испытаниях по Программе № 2 приняли участие 28 организаций гражданской авиации и 41 анализатор:
- БАРС-3 - 25 приборов;
- АДК ПРИЗМА - 9 приборов;
- СПЕКТРОСКАН - 5 приборов;
- БРА-17-02 - 2 прибора.
По результатам сличительных испытаний по Программе 2 следующие организации и приборы отвечают критерию правильности измерений:
№ |
Наименование организации |
Прибор | |
1 |
ЗАО Авиакомпания "Ангара" |
БАРС-3 №1955 | |
2 |
"АЛРОСА Мирнинское авиапредприятие" |
БАРС-3 №994 | |
|
|
БРА-17-02 №15 | |
3 |
ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" |
СПЕКТРОСКАН №4071 | |
4 |
ОАО «АэроБратск» |
БАРС-3 №1916 | |
|
|
БАРС-3 №1937 | |
5 |
ОАО "Аэрофлот-Дон" |
БАРС-3 №1739 | |
|
|
БАРС-3 №1758 | |
6 |
ЗАО АТБ "Благовещенск" |
БАРС-3 №1595 | |
7 |
ОАО "ВАРЗ № 400" |
АДК ПРИЗМА №005 2004 | |
8 |
ЗАО "Домодедово АТБ" |
БАРС-3 №1583 | |
|
|
СПЕКТРОСКАН №438 | |
9 |
ФГУП "Дальавиа" |
БРА-17-02 №1 | |
10 |
ОАО «Авиакомпания ЛИИ им. М.М. Громова» |
БАРС-3 №1087 | |
11 |
ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» |
БАРС-3 №1087 | |
12 |
ОАО "Нефтеюганский объединенный авиаотряд" |
АДК ПРИЗМА №002-2002 | |
13 |
ФГУП "Пермские авиалинии" |
СПЕКТРОСКАН №625 | |
|
|
БАРС-3 №1462 | |
14 |
ФГУП ГТК «Россия» (а/п Пулково). |
БАРС-3 №995 | |
|
|
БАРС-3 №996 | |
|
|
СПЕКТРОСКАН №432 | |
15 |
ГУП Авиакомпания "Полярные авиалинии" |
БАРС-3 №1683 | |
|
|
АДК ПРИЗМА №003-2005 | |
16 |
ФГУП "ГТК Россия" Московский филиал |
АДК ПРИЗМА №001-2002 | |
|
|
АДК ПРИЗМА №006-2005 | |
17 |
ОАО Авиакомпания "Самара" |
БАРС-3 №863 | |
18 |
ООО "Сибирь Техник" |
АДК ПРИЗМА №06-1999 | |
19 |
ОАО "Уральские авиалинии" |
БАРС-3 №1929 | |
|
|
СПЕКТРОСКАН №2035 | |
20 |
ОАО "Ютэйр -Техник" Сургут |
БАРС-3 №1669 | |
|
|
БАРС-3 №1737 | |
21 |
ОАО "Ютэйр -Техник" Аэропорт Рощино |
БАРС-3 №608 | |
22 |
ОАО Авиакомпания "Якутия" |
БАРС-3 №1842 | |
|
|
АДК ПРИЗМА №003-2006 | |
23 |
ООО Авиапредприятие "Газпромавиа" |
АДК ПРИЗМА №008 2006 | |
24 |
ОАО АТК "Ямал (Тюменская АТБ)" |
БАРС-3 №1657 | |
|
|
БАРС-3 №1769 | |
|
|
АДК ПРИЗМА №002 2007 |
По результатам сличительных испытаний по Программе 2 следующие организации и приборы не отвечают критерию правильности измерений:
№ п.п. |
Наименование организации |
Прибор |
Fe | |
1 |
ЗАО "Аэрофлот-Норд" |
БАРС-3 №739 |
--- | |
2 |
ОАО Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" |
БАРС-3 №1863 |
--- | |
3 |
ООО "Турухан" |
БАРС-3 №1778 |
--- | |
4 |
ФГУАП "Черемшанка" |
БАРС-3 №1527 |
--- |
III. В сличительных испытаниях по Программе № 3 приняли участие 6 организаций гражданской авиации и у анализаторов:
- АДК ПРИЗМА - 6 приборов;
- СПЕКТРОСКАН - 1 прибор.
По результатам сличительных испытаний по Программе 3 следующие организации и приборы отвечают критерию правильности измерений:
№ |
Наименование организации |
Прибор | |
1 |
ФГУП «ГТК Россия», Московский филиал (Внуково) |
ПРИЗМА № 001 2002 | |
|
|
ПРИЗМА № 006 2005 | |
2 |
ОАО «АК Якутия» |
ПРИЗМА № 003 2006 | |
3 |
ВАРЗ-400 |
ПРИЗМА № 005 2004 | |
4 |
223 летный отряд |
ПРИЗМА № 003 2002 | |
5 |
Нефтеюганский объединенный авиаотряд |
ПРИЗМА № 002 2002 | |
6 |
ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" ЛДТСАТ |
СПЕКТРОСКАН - МАКС - GV № 4071 |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕЖЛАБОРАТОРНЫХ
СЛИЧИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Проведенные межлабораторные сличительные испытания являются значительным шагом в обеспечении единства измерений в области спектрального анализа масла авиационных двигателей гражданских воздушных судов.
Основываясь на результатах МСИ, проводимых с 2004 год по 2007 год можно составить следующую таблицу:
Статистика по годам проведения сличительных испытаний
Год |
2004 |
2005-2006 |
2007 | |
Число участников |
34 |
38 |
46 | |
Число участников, успешно прошедших МСИ. |
16 |
23 |
38 | |
Число участников, успешно прошедших МСИ, % |
47 |
61 |
83 |
Статистика показывает, что в большинстве, специалисты организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники начали более серьезно относиться к вопросам как метрологического обеспечения приборов, используемых при проведении рентгенофлуоресцентного анализа, так и к проведению самого анализа.
Сводная таблица по результатам сличительных испытаний 2007 года.
№ п.п. |
Организация |
№ Программы | |
1. |
"Ангара" ЗАО Авиакомпания |
2 (успешно) | |
2. |
"Алыкель" ЗАО |
1 (успешно) | |
3. |
"АЛРОСА Мирнинское авиапредприятие" |
2 (успешно) | |
4. |
"Аэрофлот - Российские международные авиалинии" ОАО |
2+3(успешно) | |
5. |
"АэроБратск" ОАО |
2 (успешно) | |
6. |
"Аэрофлот-Дон" ОАО |
2 (успешно) | |
7. |
"Аэрофлот-Норд" ЗАО |
(не прошел) | |
8. |
"Благовещенск" (с ноября 2007 года Амурские авиалинии) ЗАО АТБ |
2 (успешно) | |
9. |
"Волга-Днепр" ЗАО Авиакомпания |
1 (Сu) (частично успешно) | |
10. |
Волга -Авиаэкспресс ООО Авиакомпания |
1 (успешно) | |
11. |
«Вологодское авиапредприятие» ООО АТБ |
1 (успешно) | |
12. |
"ВАРЗ № 400" ОАО |
2+3 (успешно) | |
13. |
«ГазпромАвиа» ООО |
2 (успешно) | |
14. |
«ГазпромАвиа» (Ухтинский филиал) ООО |
1 (успешно) | |
15. |
«Домодедово АТБ» ЗАО |
2 (успешно) | |
16. |
«Авиалинии Дагестана» ОАО |
1 (не прошел) | |
17. |
"Дальавиа" ФГУП |
2 (успешно) | |
18. |
Завод им. Климова, Санкт-Петербург |
1 (успешно) | |
19. |
"Кавминводыавиа" ФГУП |
1 (Fе) (частично успешно) | |
20. |
"Комиавиатранс" ФГУП |
1 (успешно) | |
21. |
"Комиавиатранс" (Печорская АТБ) ФГУП |
1 (успешно) | |
22. |
"Красноярские авиалинии" ОАО |
1 (Fe) (частично успешно) | |
23. |
"Авиационные линии Кубани" ОАО |
1 (не прошел) | |
24. |
АэроКузбасс |
Прибор в настройке (прогр. 1) | |
25. |
"223 летный отряд" ФГУП Авиакомпания |
1+3 (успешно) | |
26. |
"Авиакомпания ЛИИ им. М.М. Громова" ОАО |
2 (успешно) | |
27. |
ЛИИ им. М.М. Громова ФГУП |
2 (успешно) | |
28. |
"Нижневартовскавиа" ОАО |
1 (не прошел) | |
29. |
"Нефтеюганский объединенный авиаотряд" ОАО |
2+3 (успёшно) | |
30. |
"Оренбургские авиалинии" ФГУП |
1 (успешно) | |
31. |
Авиакомпания "Омскавиа" ОАО |
Прибор в настройке (прогр. 1) | |
32. |
"Пермские авиалинии" ФГУП |
2 (успешно) | |
33. |
ГТК Россия "Пулково" ФГУП |
2 (успешно) | |
34. |
"Полярные авиалинии" ГУП |
2 (успешно) | |
35. |
"ГТК Россия" Внуково ФГУП |
2+3 (успешно) | |
36. |
"Самара" ОАО Авиакомпания |
2 (успешно) | |
37. |
"Сахалинские авиатрассы" ОАО Авиакомпания |
2 (не прошел) | |
38. |
"Сибирь Техник" ООО |
2 (успешно) | |
39. |
"Турухан" ООО |
2 (не прошел) | |
40. |
"Ульяновское ВАУ ГА" |
1 (успешно) | |
41. |
"Уральские авиалинии" ОАО |
2 (успешно) | |
42. |
"Черемшанка" ФГУАП |
2 (не прошел) | |
43. |
"ЧукотАвиа" ФГУП |
1 (не прошел) | |
44. |
"Ютэйр -Техник" ОАО |
2 (успешно) | |
45. |
«ЮТэйр-Экспресс» ООО |
1 (успешно) | |
46. |
"Якутия" ОАО Авиакомпания |
2+3 (успешно) | |
47. |
"Ямал" (Тюменская АТБ) ООО Авиакомпания |
1 (успешно) | |
48. |
"Ямал" ООО Авиакомпания |
2 (успешно) |
По результатам проведенных в 2007 году межлабораторных сличительных испытаний целесообразно рекомендовать:
1. Выдать сертификаты Системы добровольной сертификации в диагностике машин и механизмов следующим организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники:
А) сроком действия на три года со следующей формулировкой области сертификации:
«Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов. Рентгенофлуоресцентный анализ состава продуктов износа в рабочих маслах авиационных двигателей. Многоэлементный анализ металлов, сплавов, включая алюминиевые, магниевые, в виде стружки (стружка, порошки, продукты износа и др.), определение марки материала стружки.
Полностью соответствуют требованиям нормативной и эксплуатационной документации по техническому обслуживанию современных авиационных двигателей».
ФГУП ГТК «Россия», Московский филиал (Внуково)
ОАО «АК Якутия» ВАРЗ-400
ФГУП «Авиакомпания 223 летный отряд»
ОАО «Нефтеюганский объединенный авиаотряд»
ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" (ЛДТСАТ)
Б) сроком действия на два года со следующей формулировкой области сертификации:
«Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов. Рентгенофлуоресцентный анализ состава продуктов износа в рабочих маслах авиационных двигателей.
Полностью соответствуют бюллетеням промышленности и документации разработчика авиационных двигателей».
ЗАО Авиакомпания "Ангара"
"АЛРОСА Мирнинское авиапредприятие"
ОАО "АэроБратск
ОАО "Аэрофлот-Дон"
ЗАО АТБ "Благовещенск"
ЗАО "Домодедово АТБ"
ФГУП "Дальавиа"
ОАО «Авиакомпания ЛИИ им. М.М. Громова»
ФГУП ЛИИ им. М.М. Громова"
ФГУП "Пермские авиалинии"
ФГУП "ГТК Россия" (а/п Пулково)
ГУЛ Авиакомпания "Полярные авиалинии"
ОАО Авиакомпания "Самара"
ООО "Сибирь Техник"
ОАО "Уральские авиалинии"
ОАО "ЮТэйр-Техник"Сургут
ОАО "ЮТэйр-Техник" Аэропорт Рощино
ООО Авиапредприятие "Газпромавиа"
ОАО АТК "Ямал (Тюменская АТБ)";
В) сроком действия на один год со следующей формулировкой области сертификации:
«Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов. Рентгенофлуоресцентный анализ состава продуктов износа в рабочих маслах авиационных двигателей соответствует критерию правильности измерений согласно ГОСТР ИСО 5725-2002».
ЗАО "Алыкель"
ООО Авиакомпания "Волга-Авиаэкспресс"
ФГУП "Комиавиатранс"
ФГУП Авиакомпания "223 летный отряд"
ФГУП "Оренбургские авиалинии"
ФГУП СПО "Ульяновское ВАУ ГА"
ОАО АТБ "Вологодское авиапредприятие"
ООО "Газпромавиа (Ухтинский филиал)"
ООО "ЮТэйр-Экспресс"
ОАО АТК "Ямал (Тюменская АТБ)"
ФГУП "Комиавиатранс (Печорская АТБ)"
Г) сроком действия на один год со следующей формулировкой области сертификации:
«Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов. Рентгенофлуоресцентный анализ состава продуктов износа в рабочих маслах авиационных двигателей частично соответствует критерию правильности измерений согласно ГОСТ Р ИСО 5725-2002».
ЗАО Авиакомпания "Волга-Днепр
ФГУП "Кавминводыавиа"
ОАО "Красноярские авиалинии".
II. Не выдавать Сертификаты соответствия Системы добровольной сертификации в диагностике машин и механизмов:
А) до выяснения причин неудовлетворительных метрологических характеристик приборов, устранения выявленных причин, проведения необходимых ремонтно-наладочных работ по восстановлению точностных характеристик анализаторов следующим организациям по техническому обслуживанию авиационной техники:
ОАО "Авиационные линии Кубани"
ОАО "Нижневартовскавиа"
ФГУП "ЧукотАвиа"
ОАО "Авиалинии Дагестана"
ЗАО "Аэрофлот-Норд"
ОАО Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы"
000 "Турухан"
ФГУАП "Черемшанка";
Б) до проведения необходимых ремонтно-наладочных работ по восстановлению точностных характеристик анализаторов следующим организациям по техническому обслуживанию авиационной техники:
ООО «АэроКузбасс»
ОАО Авиакомпания "Омскавиа"
Для оценки соответствия деятельности данных организаций критерию правильности измерений согласно ГОСТ Р ИСО 5725-2002 выслать в адрес данных организаций новый комплект контрольных образцов.
III. Рекомендовать в III-IV кварталах 2008 года провести межлабораторные сличительные испытания организаций по техническому обслуживанию и ремонту гражданских вертолетов, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей.
IV. Довести до сведения Управления авиационной промышленности Федерального агентства по промышленности «Обобщенный анализ результатов проведенных в 2007 году Межлабораторных сличительных испытаний организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей» с целью выработки единого подхода при разработки методов и средств диагностирования технического состояния авиационных двигателей.
Начальник Управления |
|
|
|
Главный государственный инспектор, |
|