- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям: |
По распоряжению Минтранса России от 20.05.2002г. № НА-165-р на гражданских аэродромах и воздушных трассах России проводится геодезическая съемка аэронавигационных ориентиров и препятствий в общеземных системах координат WGS-84 и ПЗ-90. ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» поручено обеспечить оценку результатов геодезической съемки, а также осуществлять обобщение и анализ проведенных работ по геодезической съемке.
Направляю Вам извлечения из отчета ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» «О состоянии и результатах геодезической съемки аэронавигационных ориентиров, препятствий и местности на гражданских аэродромах и воздушных трассах России за 2002-2007г.».
Прошу Вас проанализировать направляемые Вам материалы и представить в адрес ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» информацию о наличии в международных аэропортах и аэропортах федерального значения с длиной ВПП более 2000м, расположенных на подведомственной Вам территории, геодезической съемки в общеземной системе координат.
Приложение: Извлечение из отчета.
А.А. Пчелин
Приложение
к исх. № ПЧ-111
от 20.02.2008
Извлечение из утвержденного ФАВТ Минтранса России
отчета ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация»
«О состоянии и результатах геодезической съемки аэронавигационных
ориентиров, препятствий и местности на гражданских аэродромах и
воздушных трассах России за 2002 - 2007г.»
Введение
С ноября 2004г. Всемирная геодезическая система - 1984 (WGS-84) принята Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в качестве стандартной системы отсчета для целей аэронавигации и публикации данных в сборниках аэронавигационной информации (АИП) государств-членов ИКАО.
В последующие годы ИКАО введены поправки (33, 34 и 54) к Приложениям 4, 11, 14 и 15, предусматривающие изменение Стандартов и Рекомендуемой практики (SARPs) и соответствующих правил в связи с введением для использования в аэронавигации новых положений, касающихся электронных данных о местности и единой общей базы отсчета в вертикальной плоскости, а также обновлением существующих требований к аэронавигационным данным (АНД). По рекомендации ИКАО государства должны обеспечивать, начиная с 20.11. 2008г., наличие электронных данных о местности и препятствиях для района 1 и данных о местности для района 4, а наличие электронных данных о местности и препятствиях для районов 2 и 3 - с 18.11.2010 г.
Все вышеуказанные новшества нашли отражение в подготовленных ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» уточненных требованиях к проведению геодезической съемки на гражданских аэродромах и воздушных трассах России.
Настоящий отчет о состоянии геодезической съемки АНО и препятствий на аэродромах и воздушных трассах России за период 2002-2007г.г. основан на результатах и материалах геодезической съемки АНО и препятствий, поступивших в ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» для оценки соответствия их требованиям Минтранса России, а также сведений из подразделений ГА о проведенных работах по геодезической съемке в системах WGS-84 и ПЗ-90.
2. Состояние выполнения работ по геодезической съемке аэронавигационных ориентиров (АНО) и препятствий в системах координат WGS-84 и ПЗ-90 на гражданских аэродромах России
2.3 Северо-Западное окружное управление воздушного транспорта Минтранса России
На территории данного управления рекомендовано выполнит геодезическую съемку АНО и препятствий в системах координат WGS-84 и ПЗ-90 на 19 аэродромах: Архангельск «Талаги», Амдерма, Вологда, Воркута, Великие Луки, Великий Устюг, Калининград «Храброво», Котлас «Савватия», Кировск «Аппатиты», Мурманск, Нарьян-Мар, Петрозаводск «Бесовец», Псков, Санкт-Петербург «Пулково», Санкт-Петербург «Пушкино», Сыктывкар, Усинск, Ухта, Череповец.
В конце 2006г. организацией ООО «Геодинамика-М» на оценку в ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» представлены материалы геодезическая съемка аэронавигационных ориентиров и препятствий аэродрома Старая Русса:
* Пунктов опорной геодезической сети аэродрома;
* Аэродрома (КТА, магнитное склонение, превышение аэродрома);
* Элементов взлетно-посадочной полосы ИВПП 01/19;
* Навигационных средств аэродрома:
- двух дальних приводных радиомаяков: ДПРМ-187 и ДПРМ -7;
- двух ближних приводных радиомаяков: БПРМ-187 и БПРМ-7;
- курсового радиомаяка КРМ-187;
- глиссадного радиомаяка ГРМ-187;
- двух комплектов радиолокатора РСП-10;
- радиомаячной системы ближней навигации РСБН;
* Мест стоянок ВС: MC1, MC 2, МС 9 и МС 10;
* Точек зоны ожидания на рулежной дорожке;
* Препятствий в зонах захода на посадку и взлета, зоне визуального маневрирования и на аэродроме (251 препятствие).
Выявление и определение координат препятствий в зонах захода на посадку и взлета, зоне визуального маневрирования и на аэродроме выполнено в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по проведению геодезической съемке ....» и Поправки №6 к «МОС НГЭА».
По результатам определения координат АНО и препятствий дополнительно подготовлены каталоги препятствий в прямоугольной системе координат порогов ИВПП и полярной системе относительно КТА, а также системе высот - Балтийская 1977 года (в соответствии с Поправкой №6 к «МОС НГЭА»).
Учитывая требования ИКАО к целостности данных, изложенные в поправке 33 к Приложению 15 к Конвенции о международной гражданской авиации, дополнительно к существующим требованиям Минтранса выполнен контроль целостности данных.
По результатам выполненной оценки материалов и результатов съемки дано заключение ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» о соответствии объема и точности определения геодезических параметров вышеприведенных аэронавигационных ориентиров и препятствий аэродрома Старая Русса требованиям Минтранса России.
По имеющимся данным, в текущем году геодезическая съемка также выполнена на аэродроме Нарьян-Мар и до конца года материалы будут направлены на оценку в ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация».
Таким образом, за период 2002-2007г.г. на территории Северо-Западного окружного управления воздушного транспорта Минтранса России геодезическая съемка в соответствии с требованиями Минтранса России выполнена (рис. 3) на б6аэродромах: Архангельск, Вологда, Великие Луки, Великий Устюг, Старая Русса, Череповец.
Архангельск «Талаги» |
- |
|
Съемка выполнена |
|
|
| |
Вологда |
- |
- |
Съемка выполнена |
|
|
| |
Великий Устюг |
- |
- |
Съемка выполнена |
|
|
| |
Великие Луки |
- |
- |
- |
Съемка выполнена |
|
| |
Череповец |
- |
- |
- |
+ |
Съемка выполнена |
| |
Старая Русса |
- |
- |
- |
- |
- |
Съемка выполнена | |
Ухта |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Усинск |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Сыктывкар |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
С-Петербург «Пушкино» |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
С-Петербург «Пулково» |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Псков |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Петрозаводск «Бесовец» |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Нарьян-Мар |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Мурманск |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Кировск «Апатиты» |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Калининград |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Котлас |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Воркута |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Амдерма |
- |
|
|
- |
- |
| |
|
2002г |
2003г |
2004г. |
2005г. |
2006 г |
2007г. |
Рис.3 Состояние выполнения распоряжения Минтранса о проведении геодезической
съемки в Северо-Западном окружном управлении воздушного транспорта.
Выводы и предложения
1. За период 2002 - 01.12.2007г. геодезическая съемка аэронавигационных ориентиров и препятствий на гражданских аэродромах и воздушных трассах России в общеземной системе координат WGS-84 и системе координат ПЗ-90 в соответствии с требованиями Минтранса России выполнена на:
- 32 аэродромах, что составляет 26,2 % от всех аэродромов международного и федерального значения с длиной ВПП более 2000м, в том числе на 19 аэродромах международного значения;
- 70 пунктах воздушных трасс, что составляет 25,5 % от количества рекомендованных к съёмке пунктов.
На ряде аэродромов международного значения (Барнаул, Братск, Кемерово, Нижний Новгород «Стригино», Омск «Центральный», Улан-Удэ) геодезическая съемка выполнена без определения координат навигационных средств аэродромов, относящихся к зоне ответственности ФГУП Госкорпорация по ОрВД.
Таким образом, только на 13 международных аэродромах России, что составляет 18,3% от российских аэродромов международного значения, геодезическая съемка выполнена в полном объеме (включая определения координат навигационных средств аэродрома).
2. В текущем году на экспертную оценку в ФГУП «ГосНИИ «Аэронавигация» поступили материалы и результаты геодезической съемки:
* Аэронавигационных ориентиров и препятствий 7 аэродромов: Краснодар «Пашковский», Ростов-на-Дону, Нижний Новгород «Сормово», Кемерово (без съемки навигационных средств), Омск «Центральный» (без съемки навигационных средств), Улан-Удэ (без съемки навигационных средств), Нижний Новгород «Стригино» (без съемки навигационных средств),
* Радионавигационных средств аэродромов и воздушных трасс зоны ответственности филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»:
- радионавигационных средств аэродромов Краснодар «Пашковский» и Ростов-на-Дону (филиал «Аэронавигация Юга»),
- 22 пунктов воздушных трасс зоны ответственности филиала «Аэронавигация Центральной Сибири».
3. В текущем году заключения ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» о полном соответствии объемов и точностей геодезической съемки требованиям Минтранса России даны по:
- аэродромам: Краснодар «Пашковский», Ростов-на-Дону, Нижний Новгород «Сормово», Ставрополь «Шпаковское», Екатеринбург «Кольцово, Красноярск «Емельяново»;
- 59 пунктам воздушных трасс зоны ответственности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (22 пункта - филиал «Аэронавигация Центральной Сибири» и 37 пунктов - филиал «Аэронавигация Юга»).
По аэродромам Кемерово, Нижний Новгород «Стригино», Омск «Центральный», Улан-Удэ подобные заключения могут быть даны после геодезической съемки и положительной оценки навигационных средств этих аэродромов (как отмечалось ранее, относящихся к зоне ответственности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»).
4. Геодезическая съемка АНО и препятствий на гражданских аэродромах и воздушных трассах ведется медленно, что является следствием рекомендательного характера распоряжений федеральных органов о проведении съемки, а также отсутствием сертификационных требований к аэродромам об обязательности представления аэронавигационных данных в геоцентрических системах координат.
5. За период 2002-2007г.г. геодезическую съемку аэронавигационных ориентиров и препятствий в системах координат WGS-84 и ПЗ-90 на аэродромах и воздушных трассах России выполняли 15 геодезических организации, имеющие лицензии Роскартографии и ФСБ РФ.
Материалы и результаты геодезической съемки, выполненные предприятиями ЗАО «ПРИН», МИИГАиК (в том числе ООО «Ингеофинпроект», ООО «Геодинамика-М»), 29 НИИ МО, ЦНИИГАиК, Пятигорское отделение ФГУП «Северо-Кавказского АГП», ГУП Архангельской области «Земкадастр», НИИ ВТ «Ленаэропроект», ОКЭ № 167 Западно-Сибирского АГП, ООО «Кадастр», ОАО «Ставрополь ТИЗИС», после устранения выявленных в ходе оценки недостатков получили положительные заключения о соответствии их требованиям Минтранса.
Прекращена экспертная оценка материалов геодезических съемок и в одностороннем порядке расторгнуты договора с геодезическими организациями ФГУП «Аэрогеодезия» и ООО «Полюс», выполнившими съемку АНО и препятствий аэродромов «Пулково» и Новосибирск «Толмачево». Причиной расторжения явились многочисленными отклонениями от предъявляемых требований к геодезической съемке и неспособность организаций устранить выявленные ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» недостатки в технологии съемки, обработке исходных данных и оформлении итоговых результатов.
6. Качество съемок и оформления материалов организациями, имеющими лицензии Роскартографии, но впервые выполняющими работу подобного типа (ООО «Кадастр», ОАО «СтавропольТИЗИС», ГПИ «Сибаэропроект», ФГУП «Зап.Сиб.АГП» экспедиция 171), низкое.
Основными недостатками проведения геодезической съемки остаются:
- нарушения технологии построения опорной геодезической сети;
- бесконтрольное определение координат АНО (от одного опорного пункта аэродрома);
- использование одночастотных спутниковых геодезических приемников при построении опорной сети аэродрома;
- ошибки в вычислении ортометрических высот АНО и высот геоида с использованием модели EGM-96;
- ошибки при преобразовании геодезических параметров из системы координат WGS-84 в систему ПЗ-90.
В подавляющем большинстве вышеперечисленные недостатки явились следствием незнания (зачастую, полного отсутствия в организации) действующих документов ИКАО по вопросам геодезической съемки в общеземной системе координат WGS-84.
7. В целях устранения отмеченных недостатков и повышения качества геодезических работ рекомендовать Роскартографии:
7.1. Принять меры по повышению качества геодезических съемок организациями, имеющими лицензии Роскартографии, независимо от их хозяйственно-правового статуса;
7.2. Повысить требования к геодезическим организациям, которым дается право на выполнение высокоточных работ на аэродромах, связанных с обеспечением безопасности полетов.
7.3. Принять меры к повышению конкурентоспособности организаций, подчиненных Роскартографии, при проведении конкурсов на проведение геодезических съемок на аэродромах и воздушных трассах.
8. Основными факторами, продолжающими сдерживать проведение геодезической съемки на аэродромах и воздушных трассах России остаются:
- рекомендательный характер документов по проведению геодезической съемки;
- нерешенность вопроса использования Всемирной геодезической системы -1984 WGS-84 для целей аэронавигации и ОрВД России, а также публикации результатов съемки в системе координат WGS-84, в том числе с требуемыми ИКАО точностями;
- отсутствие сертификационных требований к аэродромам об обязательности представления геопространственных аэронавигационных данных в системах координат WGS-84 и ПЗ-90;
- разногласия по вопросам финансирования геодезических работ на аэродроме между администрацией аэропорта и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
- крайне медленное ведение работ по внедрению процедур зональной навигации и спутниковых технологий, связанных с использованием геодезических систем координат.
9. Находится под угрозой срыва выполнение требований ИКАО, вводимых в действие с ноября 2008г. поправкой 33 к Приложению 15 и предусматривающих введение электронных данных о местности, а также обновление существующих требований к аэронавигационным данным. Необходимо форсировать внедрение разработанных ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» «Требований на проведение геодезической съемки аэронавигационных ориентиров, препятствий и местности на аэродромах и воздушных трассах России», учитывающих вышеуказанные требования ИКАО.
10. До настоящего времени отсутствуют официальные решения на федеральном уровне о порядке и организации работ по съемке местности и препятствий для районов 1 - 4 и представления их результатов в электронном виде, требуемые ИКАО в качестве государственных документов.
Требуется безотлагательное решение об ответственности Роскартографии за качество проведения геодезических работ на аэродромах и воздушных трассах и представления геопространственной информации в электронном виде.