почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
11
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК

ПРИКАЗ

от 27 августа 2001 года N 344/76


Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий
в Российской Федерации и плана ее реализации

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 06.09.2001 N 07/8942-ЮД
(Информация из Минюста России на 13 сентября 2001 года).
______________________________________________________________

    
    С целью координации и оптимизации работ по созданию и использованию телемедицинских технологий в системе охраны здоровья населения Российской Федерации и управления здравоохранением, совершенствования обучения и повышения квалификации медицинских работников и внедрения научных достижений в практику здравоохранения
    
приказываем:
    
    1. Утвердить Концепцию развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (приложение N 1).
    
    2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (приложение N 2).
    
    3. Руководителям структурных подразделений Минздрава России и отделений РАМН принять план мероприятий по реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации к исполнению.
    
    4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова и вице-президента РАМН В.И.Кулакова.
    
    

Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.Шевченко


Президент Российской академии
медицинских наук
В.И.Покровский


Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации и РАМН
от 27 августа 2001 года N 344/76



КОНЦЕПЦИЯ
развития телемедицинских технологий в Российской Федерации

    
    
    Данная Концепция разработана Координационным советом Минздрава России по телемедицине, созданным в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2000 N 444.
    
    

1. Введение

    
    Прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях создал базу для принципиально нового направления в организации и оказании медицинской помощи населению - телемедицины (ТМ). Одновременно стратегически важной задачей в условиях реформирования здравоохранения стала организация взаимодействия лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) со специализированными учреждениями здравоохранения путем дистанционного оказания высококвалифицированной помощи населению, используя современные информационно-телекоммуникационные технологии и интеллектуальный потенциал лучших клиник в условиях сокращения коечного фонда при одновременном ускорении лечебно-диагностического процесса.
    
    В настоящее время не все больные, нуждающиеся для решения вопросов диагностики и лечения в высококвалифицированной помощи, своевременно направляются в соответствующие медицинские центры федерального или межрегионального уровней. Это определяется многими факторами, среди которых не последнюю роль играет географическая протяженность нашей страны. В то же время не всегда существует необходимость очной консультации и лечения в таких центрах. Иногда достаточно полноценного обсуждения клинических проявлений болезни лечащим врачом с коллегами из специализированного учреждения или с врачами областной больницы, что позволяет заменить потребность в направлении консультанта в районный центр с использованием санитарной авиации. И в этом неоценимую помощь может оказать использование ресурсосберегающих телемедицинских технологий (ТМТ).
    
    Телемедицинские технологии - это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий ("медицина на расстоянии").
    
    Телемедицина, будучи с формальной точки зрения прямым продолжением существовавшей ранее дистанционной диагностики, развивается на качественно иной технологической основе и предполагает возможность диалога между специалистами, включая анализ статической (рентгенограммы, ЭКГ, ЭЭГ и др.) и динамической (видео- и аудиофрагменты) информации о больном. Возможность совместного обсуждения всего комплекса медицинских данных предоставляет система видеоконференцсвязи (ВКС), обеспечивающая аудио/видеообмен в реальном времени.
    
    Основные направления применения ТМ технологий:
    
    1. Телемедицинская консультация/теленаставничество (связь организуется по схеме "точка - точка", что обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом/методическую помощь специалиста или преподавателя врачу или студенту).
    
    2. Телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей (связь организуется по схеме "много точек - точка", когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр).
    
    3. Телемедицинская лекция/семинар (связь организуется по схеме "точка - много точек", при которой лектор (преподаватель) может обращаться ко всем участникам одновременно, а они, в свою очередь, могут обращаться к лектору, при отсутствии возможности общаться друг с другом).
    
    4. Телемедицинское совещание/консилиум/симпозиум (связь организуется по схеме "многоточки" (сети), в результате чего все участники могут общаться друг с другом).
    
    Эти направления обеспечивают, соответственно, реализацию:
    
    1) консультаций в ходе лечебно-диагностического процесса/эвакуационных мероприятий или обучения,
    
    2) контроля жизненно важных функций организма,
    
    3) образовательных (в том числе популярных) лекций и семинаров, дистанционного тестирования/экзаменов,
    
    4) обмена мнениями (отчета) при дистанционном проведении коллегий (совещаний, советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.
    
    В зависимости от участников и используемых средств различаются следующие варианты телемедицинских консультаций:
    
    1. Врачебная телемедицинская консультация (специалист консультирует врача с больным/врача без больного).
    
    2. Телемедицинское функциональное/лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры).
    
    3. Советы спасателям (врач-специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов).
    
    4. Советы населению (предоставление жителям возможности советоваться с врачом).
    
    Развитие телемедицинских технологий основано на передовых информационных и телекоммуникационных технологиях.
    
    Телемедицинские технологии должны функционировать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов в области охраны здоровья населения, медицинского образования, информатики и связи.
    
    Функционирование ТМ систем осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации (в том числе законодательства об охране здоровья, об информации, информатизации и защите информации, о связи) при обязательном наличии у телемедицинского центра (ТМЦ) сертификата (лицензии) Минздрава России.
    
    Телемедицина, несомненно, может оказать значительное воздействие на систему лечебно-профилактической помощи населению, на управление системой здравоохранения и повышение эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях, на развитие науки, на внедрение новых медицинских технологий, на подготовку и усовершенствование кадров.
    
    

2. Цель Концепции развития телемедицинских технологий
в Российской Федерации (далее - Концепция)

    
    
    1. Концепция определяет позицию Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук в вопросах использования и развития телемедицинских технологий.
    
    2. Концепция определяет принципы функционирования телемедицинских центров на территории Российской Федерации.
    
    3. Концепция обеспечивает методологическую поддержку в реализации телемедицинских технологий.
    
    4. Концепция определяет основные направления использования телемедицинских технологий.
    
    5. Концепция определяет нормативно-правовые аспекты применения телемедицинских технологий.
    
    6. Концепция определяет роль головных научных учреждений и учреждений высшего профессионального образования в реализации телемедицинских технологий.
    
    7. Концепция определяет взаимодействие участников телемедицинского сообщества в вопросах реализации телемедицинских технологий.
    
    

3. Развитие телемедицинских технологий на разных уровнях

    
    Телемедицинские технологии должны занять свое место в системе оказания медицинской помощи населению на глобальном и локальном уровнях. Создание ТМ сети здравоохранения на уровне Минздрава России, федеральных округов и субъектов Российской Федерации должно стать основой существенного повышения эффективности управления отраслью. Телекоммуникационное обеспечение управленческой деятельности аппарата Минздрава России, ФОМС, окружных координационных советов по здравоохранению и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации резко повысит управляемость всем комплексом в критических ситуациях. Как технология двойного назначения, ТМ предполагает активное информационное взаимодействие медицинских и спасательных служб различной ведомственной подчиненности. Опыт локальных конфликтов показал, что успех медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях во многом заключается в тесной интеграции военного и гражданского здравоохранения.
    
    Организационной структурой телемедицины является иерархия ТМЦ, функционирующих самостоятельно или в составе ЛПУ, НИИ, вузов и органов управления здравоохранением всех уровней.
    
    3.1. Головные организации по направлениям телеконсультативной помощи и дистанционного обучения
    
    В области телемедицины роль головных организаций по направлениям сводится к следующим основным функциям:
    
    - консультативная помощь по конкретным разделам медицины;
    
    - оперативная организация консультативной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
    
    - организационно-методическое обеспечение вопросов непрерывного дистанционного повышения квалификации врачей и обучения студентов.
    
    По мере развития телекоммуникационных сетей в разных регионах страны все более актуальной проблемой становится и интеграция возникающей сотовой структуры, что обеспечит полноценную систему телеконсилиумов и расширенных заседаний органов управления здравоохранением.
    
    3.2. Федеральный уровень
    
    На уровне Российской Федерации телемедицинский центр Министерства здравоохранения России должен обеспечивать:
    
    - связь с окружными координационными советами по здравоохранению, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, с ФОМС, с ведущими научными и образовательными медицинскими учреждениями для дистанционного обсуждения проблем здравоохранения;
    
    - информационную поддержку ситуационного управления здравоохранением на основе текущего контроля основных медико-демографических показателей состояния здоровья и эпидемиолого-экологических данных;
    
    - оперативное управление организацией медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
    
    - информационное взаимодействие Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФОМС, медицинских служб других министерств и ведомств.
    
    3.3. Уровень федеральных округов
    
    На региональном уровне (Федерального округа) телемедицинский центр должен обеспечивать представителю Минздрава России и окружному координационному совету по здравоохранению:
    
    - связь с Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также с ведущими научными и образовательными медицинскими учреждениями для дистанционного обсуждения проблем здравоохранения федерального округа и управления в повседневной деятельности;
    
    - оперативное управление организацией медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
    
    - информационно-коммуникационную поддержку в части анализа состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия управленческих решений.
    
    3.4. Уровень субъектов Российской Федерации
    
    На уровне субъекта Российской Федерации телемедицинский центр должен обеспечивать органам управления здравоохранением, органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и территориальным фондам ОМС:
    
    - связь с Минздравом России, ФОМС, окружным координационным советом по здравоохранению, органами управления здравоохранением и органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора городского и районного уровней, ведущими научными и образовательными медицинскими учреждениями для дистанционного обсуждения проблем территориального здравоохранения и управления в повседневной деятельности;
    
    - головные функции в отношении внутритерриториальной телемедицинской сети;
    
    - оперативное управление медицинской помощью в чрезвычайных ситуациях;
    
    - текущий контроль эпидемиологической ситуации, младенческой смертности и других показателей состояния здоровья детского и взрослого населения, необходимых для оперативного анализа ситуации и принятия управленческих решений;
    
    - информационное взаимодействие с ТФОМС.
    
    3.5. Районный уровень
    
    Телемедицинские системы на районном уровне в субъектах Российской Федерации должны предусматривать возможность получения телеконсультаций и дистанционного повышения квалификации врачей центральных районных и участковых больниц. Внутритерриториальные телемедицинские сети должны строиться с учетом географических особенностей, часто совершенно не сравнимых (к примеру, Воронежская область и Красноярский край), и особенностей инфраструктуры связи различных субъектов Российской Федерации и даже отдельных районов.
    
    

4. Консультативная помощь

    
    Концепция развития телемедицины для обеспечения дистанционной консультативной помощи экономически целесообразна и наглядно продемонстрировала свою жизнеспособность в высокоразвитых странах. Телеконсультации особенно важны в отношении социально значимых и трудно дифференцируемых заболеваний, диагностика, лечение и прогноз которых представляют значительные трудности и зачастую сопровождаются ошибками.
    
    Формирующаяся российская телемедицинская сеть обеспечивает доступ к специализированной помощи больным территориально удаленных ЛПУ. Ряд научных учреждений и регионов начали самостоятельно разрабатывать и реализовывать различные подходы к оказанию телемедицинских услуг. ТМЦ на федеральном уровне созданы в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им.А.Н.Бакулева РАМН, Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, НИИ хирургии им.А.В.Вишневского РАМН, Российской военно-медицинской академии, Всероссийском научном центре хирургии РАМН, Центральной клинической бассейновой больнице Государственного медицинского центра Минздрава России и других. Внутритерриториальные ТМ системы созданы в Архангельской, Воронежской, Иркутской, Самарской областях, в Республике Карелия, в Алтайском крае. В рамках телемедицинской системы ВКС "Москва - регионы России" с федеральными институтами взаимодействуют ТМЦ в Республиках Мордовия, Якутия (Саха) и Бурятия, в Нижегородской, Смоленской, Ростовской, Тюменской, Оренбургской областях, в Ставропольском крае и других. Существуют ТМ сети, объединяющие ряд бассейновых больниц, стационары системы МПС России. Расширение сети телемедицинских центров обеспечит возможность проведения телеконсультаций по широкому спектру патологии.
    
    Первоочередными задачами телемедицины в области обеспечения консультативной помощи в настоящее время являются:
    
    - консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи;
    
    - экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;
    
    - консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
    
    - догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза/метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.
    
    Обеспечение телеконсультативной помощи при решении вопросов диагностики, лечения (в том числе хирургического), реабилитации больных предполагает возможность работы в режимах on-line и off-line, т.е. непосредственно в момент обращения или в виде отсроченной консультации в согласованное время, а также в форме обмена данными и мнениями по электронной почте. Необходимым условием является обеспечение консультанта полноценной исходной информацией (идентичной с имеющейся у лечащего врача) для принятия решения (выдачи заключения) по диагностике, плану дальнейшего обследования и лечению пациентов. Данный подход при работе в режиме видеоконференции предполагает возможность прямых консультаций в процессе оперативного вмешательства/обследования и даже дистанционное проведение операции (телехирургия) при определенном уровне технического оснащения.
    
    Действующие ТМЦ отличаются методическими подходами, уровнем технологии, принципами организации работы. Учитывая важность обсуждения видеоданных в сочетании с речевым контактом врачей в процессе их анализа, должны поддерживаться технические решения, обеспечивающие такую возможность на основе общепринятых стандартов представления и передачи информации.
    
    При чрезвычайных ситуациях наряду с использованием ТМЦ ЛПУ должно предусматриваться применение мобильных систем для экстренной телеконсультативной поддержки врачей специализированных бригад Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России: 1) по поводу уточнения диагноза и/или тактики ведения на различных этапах; 2) в отношении целесообразности транспортировки пострадавших в специализированное учреждение; 3) при оказании помощи (в том числе в процессе оперативного вмешательства). Одной из важных задач экстремальной телемедицины является консультация спасателей (ЦЕНТРОСПАС МЧС и др.) по первичной медицинской помощи пострадавшим.
    
    При взаимодействии с медицинскими службами силовых ведомств в мирное и военное время предполагается проведение телеконсультаций окружными и полевыми госпиталями МВД России, Минобороны России с центральными госпиталями этих ведомств и со специализированными учреждениями здравоохранения Минздрава России и РАМН.
    
    

5. "ИНТЕРНЕТ-медицина"

    
    "ИНТЕРНЕТ-медицина" в настоящее время включает:
    
    - информационную поддержку клинической медицины в вопросах консультирования больных;
    
    - справочную службу в области охраны здоровья;
    
    - медико-статистическую информацию;
    
    - обеспечение доступа к базам данных библиотек;
    
    - информацию административного характера;
    
    - информацию в области телемедицины;
    
    - планы проведения конференций, выставок и информационные сообщения по их завершении.
    
    Web-серверы клинических институтов и ЛПУ могут использоваться для размещения деперсонифицированной информации о трудных для диагностики и лечения случаях в целях получения рекомендаций от профильных специалистов. Наиболее активно работа в этом направлении ведется в Уральском НИИ травматологии и ортопедии.
    
    Информационные базы данных по направлениям медицины - о новых методах диагностики и лечения, по вопросам организации лечебно-профилактической помощи (включая сведения о предоставляемых телемедицинскими центрами услугах) целесообразно помещать на Web-серверах профильных институтов, где могут быть размещены и так называемые "зеркальные" серверы международных и европейских медицинских организаций (на языке оригинала и/или в переводе на русский язык).
    
    Справочно-консультативные системы обеспечивают совершенствование медицинского обслуживания населения, информируя его о предоставляемых услугах (включая высокие технологии) и обеспечивая осознанный выбор учреждения для последующего лечения.
    
    Организация справочно-информационных Web-сайтов различного уровня (окружных координационных советов по здравоохранению, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и др.) должна быть скоординирована с системой аналогичной Федеральной службы, где обеспечивается функционирование совместного Интернет-портала Минздрава России и РАМН.
    
    Библиотечные Web-серверы должны обеспечивать доступ к каталогам библиотек и содержать библиографическую информацию, реферативные подборки, методические материалы, учебные пособия. При возможности должен обеспечиваться дистанционный доступ к первоисточникам (журналам, трудам конференций и т.п.).
    
    Web-серверы учреждений, занимающихся вопросами повышения квалификации, должны содержать научно-методическую литературу и тестирующие программы, обеспечивающие подготовку врачей к сертификации.
    
    Интернет-медицина в перспективе должна получить новый импульс в своем развитии как компонент Интернета нового поколения, объединяющего с помощью высокоскоростных телекоммуникационных каналов связи суперкомпьютерные вычислительные и информационные ресурсы.
    
    

6. Обучение и повышение квалификации

    
    Дистанционное образование включает:
    
    - обучение студентов;
    
    - повышение квалификации и переподготовку врачей/медицинских сестер;
    
    - теленаставничество (за рубежом - телементорство), т.е. непосредственная помощь учителя своему ученику (например, бывшему ординатору, аспиранту и т.п.) или преподавателя студенту (слушателю);
    
    - работа с заочными аспирантами и докторантами;
    
    - научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения;
    
    - тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и информационных технологий.
    
    

7. Организационно-методические вопросы

    
    Сравнительно высокая стоимость создания телемедицинской сети России предполагает на начальных этапах организацию ТМЦ в ЛПУ административных центров субъектов Российской Федерации. На их базе должна быть обеспечена доступность контакта с любым специализированным учреждением здравоохранения федерального или межрегионального уровня. Общую координацию создания телемедицинской сети осуществляют Минздрав России и РАМН (а также медицинские управления соответствующих министерств и ведомств), непосредственное руководство организацией ТМЦ обеспечивают окружные советы здравоохранения и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в контакте с ТФОМС.
    
    Телемедицинские центры в первую очередь целесообразно создавать на базе многопрофильных стационаров, являющихся клиническими базами образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования, что позволит одновременно использовать их также в системе телеобучения. В качестве временной меры могут использоваться (на договорной основе) телекоммуникационные центры местных провайдеров связи или других организаций.
    
    Актуально объединение научных институтов и образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования в крупных медицинских центрах (Москва, С.-Петербург, Новосибирск, Томск и др.), примером может служить объединение 44 учреждений здравоохранения в г.Москве в единую корпоративную сеть. Такой подход создает новые возможности для проведения консилиумов в случаях сочетанной патологии, нередко представляющей серьезные диагностические трудности. Одновременно это соответствует проекту Всемирной организации здравоохранения о создании единой сети научных медицинских ресурсов на базе Интернета.
    
    Построение телемедицинских сетей городского и территориального уровней, отдельных служб должно предусматривать возможности их наращивания (при подключении новых учреждений и территорий) без коренной модернизации.
    
    

8. Технологические решения

    
    Телемедицинская сеть России строится как децентрализованная система на основе принципов функциональной стандартизации по типу открытых систем. Технологические решения для обеспечения ТМ систем в России должны ориентироваться на стандартные протоколы передачи и структуры сообщений при обмене медицинскими данными, в том числе в гетерогенных сетях. Это тем более важно, что используются системы разных фирм и разнообразные каналы связи, что выдвигает задачу анализа совместимости ТМ оборудования и интеграции различных коммуникационных систем. Однотипные решения необходимы при построении городских/территориальных/региональных медицинских сетей и их связи с межрегиональными и федеральными научными и образовательными медицинскими учреждениями. Телемедицинские сети должны соответствовать рекомендациям по стандартизации Р 50.1.022-2000 "Информационные технологии. Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России" (утверждены постановлением Госстандарта РФ от 26.01.2000 N 15-СТ).
    
    Важным аспектом является защита информации в сетях, определение оборудования и программного обеспечения для реализации этой задачи в полном объеме. Должны предусматриваться также совместимые системы оцифровки, анализа и передачи медицинских изображений независимо от используемого медицинского оборудования.
    
    При организации ВКС предпочтение должно отдаваться цифровым каналам и корпоративным сетям, обеспечивающим в настоящее время гарантированную полосу пропускания. Перспективным направлением является техническая возможность осуществлять видеоконференции путем перенаправления данных, поступающих по междугородним цифровым ISDN линиям, в корпоративные IP-сети, что открывает более широкие возможности для участников телемедицинских проектов. Регулярный анализ коммуникационной поддержки телемедицины обеспечит последующую своевременную коррекцию технических решений.
    
    

9. Правовые аспекты

    
    Нормативно-правовые аспекты телемедицинских технологий предполагают решение вопросов ответственности медицинского и технического персонала за организацию, проведение и конфиденциальность телеконсультаций и дистанционного обучения, включая:
    
    - показания к проведению телемедицинских консультаций и "телемедицинской помощи" (советы) населению;
    
    - добровольное информированное согласие пациента (родственника, уполномоченного лица) на проведение телеконсультации с учетом ограничений, существующих при использовании телемедицинских технологий;
    
    - ответственность консультанта за сделанное заключение при условии предоставления ему всего комплекса необходимой информации о состоянии больного и правильной трактовке (выполнении) лечащим врачом полученных при телемедицинской консультации рекомендаций;
    
    - аутентичность обсуждаемых медицинских документов (процедура подтверждения одинакового качества передаваемых/получаемых материалов);
    
    - авторизацию материалов, получаемых при использовании ТМТ;
    
    - конфиденциальность телеконсультации и последующую защиту персональных данных пациентов;
    
    - протоколизацию (документирование) телемедицинской консультации (сеанса) и последующее архивирование данных телеконсультации;
    
    - аутентификацию консультанта и его подписи;
    
    - техническое обеспечение своевременного проведения телемедицинского сеанса;
    
    - ответственность за достоверность информации, публикуемой на Web-серверах;
    
    - обеспечение авторских и имущественных прав на материалы, используемые в процессе телеконсультации (лекции);
    
    - предоставление платных телемедицинских услуг.
    
    

10. Сотрудничество с российскими, зарубежными
и международными организациями

    
    В целях координации совместных усилий в становлении телемедицинских технологий в России и развития сотрудничества в этой области, Координационный совет Министерства здравоохранения Российской Федерации по телемедицине в системе здравоохранения Российской Федерации устанавливает и поддерживает контакты и сотрудничество с международными и национальными организациями, союзами, ассоциациями, фондами, выставочными центрами.
    
    Координационный совет рассматривает вопросы участия в программе ЮНЕСКО "Открытый мир", в мероприятиях ВОЗ, Европейской комиссии (13-й директорат - Информационные технологии) и других организаций в области телемедицины.
    
    Контакты с зарубежными партнерами, при условии соответствия используемых ТМТ международным стандартам представления и передачи информации, являются необходимым условием эффективного сотрудничества в оказании медицинской помощи при спасении пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
    
    

11. Пути реализации Концепции развития телемедицинских
технологий в Российской Федерации

    
    Реализация Концепции развития телемедицинских технологий в России должна предусматривать разработку нормативных правовых и методических документов, а также организационные мероприятия, обеспечивающие единые принципы и технологические решения функционирования децентрализованной телемедицинской сети Российской Федерации.
    
    В соответствии с этим должны быть подготовлены следующие документы:
    
    - Принципы построения и использования телемедицинской сети.
    
    - Этапы развития телемедицины в Российской Федерации.
    
    - Требования к сертификации телемедицинских центров в системе здравоохранения Российской Федерации.
    
    - Разработка профилей ТМ технологий ("Стандартизация протоколов обмена и структур сообщений при обмене медицинскими данными", "Стандартизация передачи медицинских изображений и мультимедийных данных") с использованием опыта международных и европейских организаций ISO/TC 215 и CEN/TC 251.
    
    - Определение статуса телемедицины как высокой технологии в системе специализированной медицинской помощи населению.
    
    - Правовые аспекты применения телемедицинских технологий в системе оказания медицинской помощи населению.
    
    - Этические аспекты применения телемедицинских технологий в консультировании и лечении больных.
    
    - Положение об организации дистанционного повышения квалификации врачей/обучения с использованием телемедицинских технологий.
    
    Классификатор (перечень) телемедицинских услуг (ТМУ), расчет их стоимости (структура цены и тарифы на ТМУ) и механизмы оплаты.
    
    

12. Заключение

    
    Важнейшей задачей здравоохранения цивилизованного государства, способствующей стабильности общества, является обеспечение права гражданина на медицинское обслуживание независимо от его социального положения и места жительства. Для реализации этого права в России необходимо проведение целого ряда комплексных мероприятий. Однако, если вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений полноценным финансированием, оснащения новейшим оборудованием и другими ресурсами можно решить хотя бы теоретически, то обеспечить каждую районную больницу специалистами мирового класса невозможно даже в теории. Решение подобной задачи возможно только при внедрении телемедицинских технологий в практику работы учреждений здравоохранения. Это особенно актуально для России с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения и концентрацией ведущих специалистов-медиков в крупных городах.
    
    Телемедицина предоставит новые возможности для реорганизации и интенсификации системы управления здравоохранением на всех уровнях.
    
    Дистанционное повышение квалификации и обучение позволит ускорить внедрение новых медицинских технологий и даст возможность привлечь высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности без отрыва от основной работы.
    
    Финансирование телемедицинских проектов должно осуществляться из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников и др.
    
    

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации и РАМН
от 27 августа 2001 года N 344/76


ПЛАН
мероприятий по реализации Концепции развития
телемедицинских технологий в Российской Федерации

    
    

N
п/п

Содержание мероприятий

Наименование
документа

Срок
испол-
нения

Исполни-
тели

1

2

3

4

5

1

Разработать требования к проведению дистанционного повышения квалификации врачей

Временное положение по организации дистанционного повышения квалификации врачей

2001

Минздрав России

2

Обобщить и проанализировать принципы построения и использования телемедицинской сети

Приказ по утверждению этапов развития телемедицины в России

2002

Минздрав России, РАМН

3

Проанализировать варианты коммуникационной поддержки телемедицины в России

Инструктивные материалы

2002

Минздрав России, РАМН, ФОМС

4

Разработать перечень телемедицинских услуг, методику расчета тарифов и механизмы оплаты телемедицинских услуг

Приказ Минздрава России и ФОМС

2002- 2003

ФОМС, Минздрав России, РАМН

5

Разработать программу организации телемедицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Программа организации телемедицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

2002- 2003

Минздрав России

6

Провести совещание руководителей телемедицинских центров

Указание Минздрава России

2002

Минздрав России, РАМН, ФОМС

7

Провести научно-практическую конференцию по проблемам телемедицины в России

Указание Минздрава России

2004

Минздрав России, РАМН, ФОМС

8

Подготовить предложения по включению в программы обучения студентов образовательных медицинских учреждений вопросов (разделов) по использованию телемедицинских технологий

Приказ Минздрава РФ Учебные Программы

2002

Минздрав России, РАМН

9

Подготовить предложения в Правительство РФ по включению телемедицинских услуг в Программу государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью

Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью

2003

Минздрав России, ФОМС

10

Внести дополнения в Программу развития стандартизации в здравоохранении в части включения в перечень разрабатываемых нормативных документов по стандартизации телемедицинских технологий

Программа развития стандартизации в здравоохранении

2002

Минздрав России, ФОМС

11

Разработать типовые профили телемедицинских технологий.

Нормативные документы по стандартизации (типовые профили телемедицинских технологий)

2002- 2005

Минздрав России, ФОМС

12

Разработать перечень нормативных правовых документов, необходимых для развития телемедицины

Перечень нормативных правовых документов

2002- 2004

Минздрав России, РАМН, ФОМС

13

Организовать регулярную публикацию материалов Координационного совета по телемедицине на сайте Минздрава России (www.minzdrav-rf.ru)

Структура сайта

2001

Минздрав России

14

Провести выставку-семинар по телемедицине

Указание Минздрава России

2003

Минздрав России, РАМН, ФОМС, всерос-
сийский выставоч-
ный Центр

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование