почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
27
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 31 июля 2002 года N 15


О реализации Национальной программы сохранения библиотечных
фондов Российской Федерации

    
    
    31 июля 2002 года коллегия Министерства культуры Российской Федерации рассмотрела вопрос "О реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации", которая была утверждена приказом министра культуры Российской Федерации от 13 сентября 2000 года N 540 как составная часть Федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".
    
    Коллегия одобрила направления реализации Национальной программы, являющейся основой политики Министерства культуры Российской Федерации в области сохранения библиотечных фондов, а также работу по реализации программы, проделанную в 2001-2002 годах Отделом библиотек Минкультуры России и федеральными научно-методическими центрами (федеральным Центром консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотекой, Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы, Государственной публичной исторической библиотекой, Центром безопасности культурных ценностей Дирекции Музейного фонда Российской Федерации, Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма).
    
    В целях дальнейшей реализации государственной политики в области сохранения библиотечных фондов, повышения эффективности работ по обеспечению сохранности и доступности библиотечных фондов коллегия Министерства культуры Российской Федерации
    

решила:

    
    1. Отделу библиотек (Е.И.Кузьмину) и Российской государственной библиотеке (В.В.Федорову) обеспечить разработку программы создания системы репозитарных хранилищ библиотечных фондов Российской Федерации (2003-2004 годы).
    
    2. Отделу библиотек (Е.И.Кузьмину) до конца 2002 года при распределении средств, выделяемых на реализацию Национальной программы сохранения библиотечных фондов в рамках ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)" на 2003 год, предусмотреть приоритетное финансирование проектов создания и развития федеральных и региональных центров сохранения библиотечных фондов.
    
    3. Департаменту экономической и инвестиционной политики (Н.С.Блохиной) при формировании плана мероприятий по реализации ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)" считать направление сохранения библиотечных фондов одним из приоритетных и направить на эти цели в 2003 году не менее 1,5% предусмотренных в рамках ФЦП финансовых средств.
    
    4. Рекомендовать органам управления культуры субъектов Российской Федерации:
    
    - активизировать выполнение соглашений с Минкультуры России по долевому финансированию работ по сохранению библиотечных фондов в рамках ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)";
    
    - обеспечить оборудование первоочередными техническими средствами безопасности помещений, в которых хранятся и используются редкие и ценные фонды библиотек.
    
    5. Утвердить уточнение названия Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации: "ПАМЯТЬ РОССИИ. Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации".
    
    6. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Н.Л.Дементьеву.
    
    

Министр
М.Е.Швыдкой

    

   
СПРАВКА
к заседанию коллегии Министерства культуры Российской Федерации
по вопросу "О реализации Национальной программы сохранения
библиотечных фондов Российской Федерации
"
от 31.07.2002

    
    Во всем мире значение библиотек в экономическом, интеллектуальном и духовном прогрессе общества с каждым годом оценивается все более высоко.
    
    В проекте рекомендаций по библиотечному законодательству в Европе, подготовленном Советом Европы в 1999 году, подчеркивается, что
    
    - библиотеки являются основным активным и незаменимым звеном как в информационной цепи, так и в охране культурного наследия,
    
    - они осуществляют необходимую внешнюю связь для распространения знаний в обществе,
    
    - библиотечное наследие составляет основную часть культурного наследия европейских государств и в этом качестве является ключевым компонентом их самосознания.
    
    Книжное наследие является важнейшим источником удовлетворения потребности человека в информации, средством утверждения вечных ценностей. Кроме исторической, духовной, культурной и научной значимости, книжное наследие имеет огромную материальную ценность - стоимость одной редкой книги сегодня выражается в суммах от нескольких сотен до нескольких миллионов долларов.
    
    На Генеральной конференции ЮНЕСКО еще в 1986 году были приняты "Директивы международных действий по сохранению библиотечных материалов", которые предусматривают создание в каждой стране национальной программы обеспечения сохранности библиотечных фондов. Такие программы созданы и успешно реализуются во многих странах мира.
    
    Начиная с 1993 года Министерство культуры Российской Федерации проделало большую работу по изучению и анализу состояния библиотечных фондов страны. Был сделан вывод, что в области сохранения фондов в российских библиотеках сложилась кризисная ситуация, для выхода из которой (наряду с острой необходимостью улучшения бюджетного финансирования библиотек) требуется принятие целого комплекса мер по организации системного подхода к решению проблем обеспечения сохранности библиотечных фондов, что особенно важно в условиях нехватки финансовых средств. Стала очевидной необходимость создания и в нашей стране комплексной долгосрочной стратегической программы общенационального уровня, которая бы стала основой государственной политики в области сохранения библиотечных фондов страны.
    
    Работа над созданием концепции Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации продолжалась около трех лет, и в мае 1998 года она была одобрена коллегией Министерства культуры Российской Федерации, затем утверждена приказом министра культуры Российской Федерации от 22.06.98 N 341.
    
    Проект Программы был разработан на базе Основ законодательства о культуре (1992 год), Федеральных законов "О библиотечном деле" (1994 год), "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 год), а также "Директив международных действий по сохранению библиотечных материалов" (ЮНЕСКО, 1986 год), Программы ИФЛА "Сохранение и консервация" ("Preservation and Conservation" - 1986 год), Программы ЮНЕСКО "Память мира" (1992 год) в соответствии с утвержденной концепцией.
    
    Работа над программой продолжалась более двух лет. На разных этапах помимо федеральных центров и Отдела библиотек Минкультуры России в этой работе в той или иной степени с различным по объему и значению вкладом в нее участвовали библиотеки разных ведомств и уровней, а также совещательные коллегиальные органы.
    
    В 2000 году проект получил одобрение Всероссийского совещания руководителей крупнейших библиотек Российской Федерации на тему "Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов", а также Межведомственного экспертного совета по проблемам сохранения библиотечных фондов при Минкультуры России.
    
    В июле 2000 года Программа была принята коллегией Министерства культуры Российской Федерации и утверждена приказом министра культуры Российской Федерации от 13 сентября 2000 года N 540 как составная часть Федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)"
    
    

О структуре управления реализацией Программы

    
    Одно из общепризнанных достоинств Национальной программы - ее реалистичность. Опираясь на реалии сегодняшнего дня, она является стратегическим планом действий именно в данных условиях, в данной стране, в данной ситуации - профессиональной, социокультурной, экономической.
    
    К началу реализации Национальной программы был создан ряд предпосылок для того, чтобы это начало было успешным.
    
    Была создана работоспособная управленческая инфраструктура программы, в частности, ее федеральный уровень: сформирована система научно-методических координационных центров федерального значения, которые ведут каждое из 7 направлений Национальной программы:
   
    - федеральный Центр консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке (ФЦКБФ РНБ) - подпрограмма "Консервация библиотечных фондов";
    
    - Российская государственная библиотека (РГБ) - подпрограммы "Книжные памятники Российской Федерации" и "Учет библиотечных фондов";
    
    - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И.Рудомино (ВГБИЛ) - подпрограмма "Создание страхового фонда документов библиотек и сохранение информации";
    
    - Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ) - подпрограмма "Сохранение библиотечных фондов в процессе их использования";
    
    - Центр безопасности культурных ценностей Дирекции Музейного фонда Российской Федерации (ЦБКЦ) - подпрограмма "Безопасность библиотек и библиотечных фондов";
    
    - Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) - подпрограмма "Кадровое обеспечение сферы сохранения библиотечных фондов".
    
    Общими усилиями Минкультуры России, Российской библиотечной ассоциации, ведущих библиотек страны к проблемам сохранения библиотечных фондов было привлечено внимание всего профессионального сообщества, властных структур, благотворительных фондов.
    
    Для обеспечения нормального взаимодействия с региональными органами управления культуры и другими ведомствами, привлечения на реализацию Программы средств из их бюджетов была получена поддержка Правительства Российской Федерации.
    
    В Правительство было направлено обращение министра культуры Российской федерации М.Е.Швыдкого с просьбой дать поручение федеральным министерствам и ведомствам и региональным администрациям принять Национальную программу в качестве основы для разработки соответствующих ведомственных и региональных программ, а при планировании бюджетов предусматривать целевые ассигнования для реализации Национальной программы в сети подведомственных библиотек. В ответ на это обращение вице-премьер В.И.Матвиенко дала поручение федеральным ведомствам и администрациям регионов "рассмотреть предложения Минкультуры России по сохранению библиотечных фондов и принять необходимые меры".
    
    Это поручение имело безусловный эффект и заставило руководителей некоторых ведомств и регионов не только по-новому взглянуть на эту проблему, но вообще впервые ее увидеть.
    
    Уже сейчас можно говорить о некоторых конкретных результатах. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Академией сельского хозяйства издало приказ о создании аналогичной ведомственной программы и о финансировании из бюджета Министерства сельского хозяйства мероприятий по сохранению библиотечных фондов. В целом ряде регионов на базе Национальной программы разрабатываются региональные программы сохранения библиотечных фондов.
    
    Общую координацию Национальной программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
    
    Межведомственное взаимодействие в рамках Программы обеспечивают Российская библиотечная ассоциация и Межведомственный экспертный совет по проблемам сохранения библиотечных фондов, созданный при Министерстве культуры Российской Федерации.
    
    Федеральные библиотеки и учреждения системы Минкультуры России в качестве научно-методических и координационных центров организуют реализацию Программы по всем ее семи направлениям и обеспечивают ее правовую и научно-методическую базу.
    
    До библиотек иных ведомств и уровней (региональных и муниципальных, в том числе сельских) Программа должна доводиться через систему межрегиональных и межведомственных центров сохранения библиотечных фондов. Создание этой системы - важнейший этап реализации Национальной программы, необходимый для того, чтобы постепенно распространить государственную политику в области сохранения библиотечных фондов на все библиотеки страны.
    
    

Финансирование Программы и ход ее реализации

    
    Принятие Программы, каким бы ограниченным ни было заложенное в ней финансирование, позволило существенно продвинуться вперед и сделать многое из того, что было невозможно ранее (приложение 1).
    
    Из бюджета Министерства культуры Российской Федерации в рамках ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)" в приоритетном порядке финансируются базовые проекты - общие для всех библиотек страны научные исследования, научно-методические разработки, создание системы нормативных документов, развитие инфраструктуры межбиблиотечного и межведомственного взаимодействия, а также проекты отдельных библиотек разных ведомств, имеющие федеральное, межрегиональное и региональное значение (приложение 2).
    
    В 2001 году было предложено более 150 заявок на участие в конкурсе проектов, из них получили финансовую поддержку 56 проектов. В 2002 году было рассмотрено около 200 заявок, из них отобрано 80 проектов, большая часть к настоящему времени профинансирована.
    
    При отборе заявок приоритет отдается проектам создания региональных и межрегиональных центров консервации фондов, поскольку в настоящее время нет возможности и необходимости создавать подразделения консервации в каждой библиотеке страны. Наиболее экономично и эффективно создавать единую базу, которая бы обслуживала все библиотеки в регионе или федеральном округе. Именно таким образом возможно решить проблему материально-технического и кадрового обеспечения сферы сохранения фондов в регионах в кратчайшие сроки.
    
    К настоящему времени оказана поддержка проектам создания региональных и межрегиональных центров консервации библиотечных фондов в Бурятии, Карелии, Татарстане, Якутии, в Ростовской, Челябинской, Иркутской, Нижегородской, Рязанской и Магаданской областях - на базе универсальных библиотек, в Томской области - в библиотеке Томского госуниверситета, в Новосибирской области - в ГПНТБ Сибирского отделения РАН.
    
    Успешно действуют и развиваются Межрегиональный (для библиотек Южного федерального округа) Центр консервации документов в Донской государственной публичной библиотеке и Центры консервации документов Томской и Челябинской областей, которые уже начали активную работу с библиотечными сетями своих регионов.
    
    В Удмуртской Республике, Алтайском крае, Архангельской и Московской областях начата работа по созданию межрегиональных и региональных комплексных центров сохранения книжных памятников.
    
    Разумеется, реализация таких проектов может быть успешной только в случае серьезной поддержки со стороны региональных властей. К сожалению, нам известны случаи, когда органы управления культуры субъектов Российской Федерации не выполняют свои обязательства по договорам и не дают целевого финансирования на реализацию библиотечных проектов.
    
    Совершенно очевидно, что средства из федерального бюджета направляются прежде всего туда, где есть специалисты, способные наиболее эффективно их использовать. В связи с этим одним из безусловных приоритетов Национальной программы является подготовка кадров.
    
    В рамках этого направления началась активная работа по созданию нормативов и учебно-методической базы подготовки кадров, способных компетентно решать задачи сохранения библиотечных фондов. Разработан проект государственного образовательного стандарта по новой специальности - "Хранение документных фондов", которую планируется открыть в вузах культуры. В АПРИКТе открыта новая программа "Администратор-хранитель фонда", цель которой подготовить высококвалифицированных специалистов, владеющих междисциплинарными знаниями по всем функциональным проблемам и направлениям, представленным в Национальной программе. Срок обучения - 2 года, к настоящему времени осуществлен первый набор слушателей.
    
    С открытием финансирования была начата давно планировавшаяся работа по обследованию хранилищ российских библиотек и анализу режимов хранения документов. Специалисты федерального Центра консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке (ФЦКБФ РНБ) и специалисты Центра по безопасности культурных ценностей Дирекции Музейного фонда Российской Федерации (ЦБКЦ) обследовали хранилища ряда регионов, составили заключения о состоянии сохранности и безопасности фондов, дали рекомендации по улучшению ситуации, провели обучающие семинары.
    
    ФЦКБФ РНБ провел обучение специалистов в области консервации библиотечных фондов из 20 регионов. Создана компьютерная программа для оценки состояния сохранности книжных памятников, которая в настоящее время безвозмездно передана Центром в библиотеки 17 регионов. Специалисты этих библиотек обучены работе с программой на специальном семинаре.
    
    Активизировалась работа по модернизации материально-технической базы сохранения фондов в библиотеках России, оснащению хранилищ библиотек современным оборудованием для контроля за режимом хранения и реставрации фондов, микрографирования и чтения микрофильмов.
    
    Помимо большой практической работы в области консервации фондов в рамках реализации Национальной программы ведутся научно-исследовательская работа, разработка и внедрение новой техники и технологий.
    
    В РНБ разработан новый оптический прибор, позволяющий внедрить новый метод неразрушающего контроля состояния документов. Проводятся принципиально новые исследования по оценке состояния и сохранения информации на компакт-дисках и сохранности самих носителей информации. Разрабатываются и внедряются принципиально новые технологии консервации фондов: нейтрализации кислотности бумаги с использованием сверхкритического углекислого газа, восполнение утрат в особо ценных документах методом аэродинамического формования, массовая консервация книжных фондов путем нанесения на бумагу полипараксилиленового покрытия и т.п.
    
    Приобретает системный характер работа по созданию страхового фонда документов библиотек. Сложность этой работы заключается в необходимости на организационном и технологическом уровнях четко увязывать ее с уже сложившейся общероссийской системой страхового микрофильмирования. Единый российский страховой фонд документации по решению Правительства Российской Федерации с 1995 года был распространен на архивные и библиотечные документы, относящиеся к культурно-историческому наследию России.
    
    За два года работы удалось сделать главное: разработаны основы технологии страхового микрофильмирования документов, хранящихся в библиотеках.
    
    Завершена работа по созданию Российского регистра страховых микроформ, который в настоящее время размещен в Интернете на сайте ВГБИЛ. Подготовлен ряд нормативных документов по сертификации микрофильмов и лабораторий микрофильмирования, разработаны соответствующие методические рекомендации. Рассматриваются также и правовые аспекты репрографии.
    
    В текущем году предусмотрено финансирование начала модернизации материально-технической базы создания Российского страхового фонда документов библиотек: до конца года центральные библиотеки 8 регионов (Хакасия, Якутия, Хабаровский край, Архангельская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Ульяновская области) получат современные аппараты для чтения микрофильмов.
    
    Поддерживаются проекты по микрофильмированию ценных документов региональных библиотечных фондов. Работа проводится в соответствии с Положением о Едином Российском страховом фонде документации.
    
    Началась работа по созданию Общероссийского свода книжных памятников и их фондов. Вскоре отдел редких книг РГБ представит первые результаты этой работы в Интернет.
    
    На данном этапе первоочередной задачей является оптимизация состава фондов книжных памятников, создававшихся в библиотеках десятилетиями и существующих достаточно изолированно. Разработан проект "Положения о книжных памятниках Российской Федерации", которое ориентирует фондодержателей на общие принципы деятельности. В "Положении" сформулированы основные понятия, определены критерии отбора книжных памятников, выделены их категории, установлены принципы государственного хранения и учета. К сожалению, уже больше года не удается выпустить этот документ в свет в связи с трудностями регистрации в Минюсте России.
    
    Основными направлениями работы по разделу "Безопасность библиотек и библиотечных фондов" являются мониторинг состояния безопасности, проведение комплексных обследований федеральных и региональных библиотек, экспертиза проектной документации, апробирование новых технологий для защиты библиотечных фондов, разработка концепций, технических решений и рекомендаций по их использованию. Проведена подготовительная работа по созданию региональных центров безопасности на базе областных научных библиотек в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.
    
    Федеральными центрами совместно с ведущими специалистами страны подготовлен ряд нормативных документов, среди которых ГОСТы и инструкции, положения, целый ряд научно-методических изданий и др. документов в области консервации фондов, создания страховых фондов, работы с книжными памятниками, безопасности библиотечных фондов, их учета, подготовки кадров.
    
    В реализации Программы помимо федеральных и региональных библиотек системы Минкультуры России принимают участие библиотеки госуниверситетов и учреждения Российской академии наук, а также отдельные музеи и архивы (приложения 1 и 2).
    
    

О соотношении Национальной программы и Программы "Память мира"

    
    Библиотечная сеть России, по экспертным оценкам, насчитывает около 130 тысяч библиотек, в которых, по приблизительным подсчетам, хранится около 1 млрд. единиц хранения документов. Из них около 3 млн. ед. хр. - памятники письменности и печати начиная с V в.
    
    С начала 90-х годов Россия принимает активное участие в Программе ЮНЕСКО "Память мира". По сути - это программа создания регистра и оцифровки памятников письменности и печати мирового уровня, которым грозит разрушение, то есть программа сохранения информации.
    
    Собрав в 1993-1996 годах обширную информацию о наличии и состоянии сохранности книжных памятников в нашей стране, проанализировав ее, специалисты библиотек и Минкультуры России сделали вывод, что, применяя на российской почве положения Программы ЮНЕСКО "Память мира", многое необходимо переосмыслить и интерпретировать в контексте реалий российской действительности.
    
    Прежде всего, очевидно, что национальные интересы нашей страны заключаются не только и не столько в сохранении информации как памяти нации, но в сохранении самих носителей информации - важнейшей части национального культурного наследия, также являющейся национальной памятью. Результаты анализа полученной информации свидетельствовали о том, что задача сохранения книжных памятников в их информационном и материальном единстве может и должна быть решена. Однако очевидно, что сохранить ценнейшие документы, сосредоточенные внутри библиотечных фондов, невозможно в отдельности от фондов в целом.
    
    Сегодня именно Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации осуществляет функции Программы "ПАМЯТЬ РОССИИ", решая проблему сохранения книжного наследия и информационных ресурсов страны в комплексе.
    
    Представляется целесообразным присвоить Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации название "Память России". С одной стороны, это восстановит "историческую справедливость", поскольку до сих пор нет никакой другой программы, которая бы могла претендовать на это, с другой - повысит статус Программы, привлечет к ней внимание общественности, потенциальных спонсоров.
    
    
    Подводя итоги, необходимо отметить, что успешное начало работы по реализации Национальной программы пока еще мало меняет общую ситуацию с сохранностью библиотечных фондов в России.
    
    Неоправданно низкий уровень оплаты труда работников библиотек, неадекватный тяжелым условиям работы и уровню ответственности за сохранность вверенных им фондов, стимулирует отток квалифицированных кадров и вызывает старение коллективов: молодые люди не идут работать в библиотеки, неизбежно нарушается профессиональная преемственность кадров, создается "текучесть кадров", несовместимая с задачами сохранения культурных ценностей.
    
    В ГОПБ в отделе редких книг, где недавно произошла кража редкой книги, при наличии около 400 тысяч ценнейших документов работает 2,5 сотрудника, причем один совмещает функции заведующего, хранителя, занимается учетом, обслуживанием читателей, обеспечивает режим хранения фонда - столь мизерный штат не в состоянии обеспечить фондам должную сохранность и защиту.
    
    Низкая заработная плата работников культуры, имеющих дело с большими ценностями, неизбежно создает своеобразную "группу риска", потенциально уязвимую для подкупа и сговора при подготовке ограблений библиотек. Большое количество незанятых ставок и нехватка работников снижают уровень требований к принимаемым на работу сотрудникам, что дает возможность криминальным элементам проникать непосредственно в штат библиотек с целью организации хищений из фондов. В последние годы подобные ситуации возникали в РГБ, РНБ, ГОПБ, ГПИБ.
    
    Несмотря на то что за два года реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов сделано много, при нынешнем более чем скромном финансировании она растянется на многие десятилетия. За это время могут погибнуть многие книжные ценности, не дождавшись своевременной помощи.
    
    Представляется необходимым увеличить финансирование Национальной программы сохранения библиотечных фондов.
    
    

Приложение 1

    
    
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Национальной программы сохранения библиотечных фондов
Российской Федерации
(по состоянию на 01.07.2002)

Подпрограмма 1

Консервация библиотечных фондов

    
    
    Базовая организация - федеральный Центр консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке (ФЦКБФ при РНБ).
    
    Руководитель подпрограммы - С.А.Добрусина, директор ФЦКБФ при РНБ, доктор технических наук.
    
    Деятельность по реализации этой подпрограммы за 2001-2002 годы осуществлялась по следующим основным направлениям:
    
    1.1. Создание региональных центров консервации библиотечных фондов.
    
    1.2. Контроль состояния и условий хранения фондов региональных библиотек.
    
    1.3. Проведение семинаров, в том числе выездных, мастер-классов, обучение стажеров.
    
    1.4. Научно-исследовательская работа. Разработка и внедрение новых технологий и оборудования для консервации документов.
    
    1.5. Издание методических пособий.
    
    1.1. Создание региональных центров консервации библиотечных фондов.
    
    С 2000 года в рамках ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)" ведется финансирование проектов создания центров консервации библиотечных фондов в Ростове-на-Дону, Челябинске, Томске, с 2001 года - в Рязани, Магадане, с 2002 года - в Бурятии, Карелии, Татарстане, Якутии, Иркутске, Нижнем Новгороде, Новосибирске.
    
    Ежегодно проводится семинар "Система взаимодействия межрегиональных и федерального центров консервации библиотечных фондов".
    
    В рамках ФЦП были также профинансированы проекты:
    
    - Программа сохранения библиотечных фондов Мурманской области.
    
    - Книжное наследие Омского Прииртышья.
    
    - Кооперирование библиотек разных систем и ведомств в г. Саратове в создании единой системы мониторинга режимов хранения документов в хранилищах с нерегулируемым климатом (Зональная научная библиотека Саратовского госуниверситета имени Н.Г.Чернышевского).
    
    - Реставрация рукописей XVII-XVIII веков из Хмыровской коллекции ГПИБ.
    
    - Реставрация особо ценных документов в библиотеках Красноярского края, Владимирской, Нижегородской, Тамбовской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, в федеральных библиотеках Минкультуры России.
    
    1.2. Контроль состояния и условий хранения фондов региональных библиотек.
    
    Специалистами ФЦКБФ обследованы 14 региональных библиотек, до конца 2002 года планируется обследование еще 5-6 библиотек. В Санкт-Петербурге постоянно контролируется состояние фондов 4 библиотек (6 зданий).
    
    Осуществляются следующие мероприятия:
    
    1.2.1. Комплексное обследование и экспертиза условий хранения фондов в библиотеках.
    
    Обследованы фонды национальных библиотек Якутии, Карелии, областных научных библиотек Архангельской, Ростовской, Ярославской областей, а также Научной библиотеки Ярославского государственного университета, отдела письменных источников Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного архива Ярославской области, Государственного краеведческого музея Карелии, библиотеки Архангельского областного краеведческого музея.
    
    Взяты микробиологические пробы воздуха в хранилищах (62 пробы), а также с поверхности документов (71 проба), обследованы температурно-влажностный и световой режимы хранения, запыленность документов. Всего обследовано 16 хранилищ.
    
    1.2.2. Внедрение методики обследования состояния редкой книги и создание унифицированных баз данных по сохранности редкой книги в библиотеках Российской Федерации.
    
    - Созданы электронные базы данных: "Инкунабула" и "Редкая книга" (2001 год), "Манускрипт" (2002 год).
    
    Электронная база данных "Редкая книга", разработанная в ФЦКБФ, внедряется в библиотеках России. В некоторых библиотеках в эту базу вносятся документы краеведческих фондов.
    
    - Обследованы условия хранения (температурно-влажностный, световой, санитарно-гигиенический режим) фондов редкой книги Архангельской ОУНБ, Национальной библиотеки Карелии, Национальной библиотеки Республики Саха, Донской Государственной публичной библиотеки, а также библиотеки Архитектурного музея-заповедника в Ярославле, в которой хранятся уникальные издания XIV-XVI веков.
    
    В результате обследования даны рекомендации по принятию неотложных мер, направленных на улучшение условий хранения редких фондов библиотек. Прочитан цикл лекций по сохранности фондов.
    
    - Во всех этих библиотеках хранители отдела редкой книги обучены правилам заполнения паспорта сохранности.
    
    Всего обучены работе с паспортом состояния документов - 160 человек и с базой данных - 30 человек.
    
    - Проведен обучающий семинар "Обследование состояния редких книг в библиотеках России и создание единой электронной базы данных по сохранности редких книг".
    
    В семинаре приняли участие 27 человек из 21 организаций (из 18 библиотек и 3 музеев), 13 человек получили финансовую поддержку (оплачены транспортные расходы и проживание в гостинице). Прочитаны лекции и проведены практические занятия. Каждому участнику переданы электронная база данных "Редкая книга", бланки с формой паспорта и инструкция по его заполнению.
    
    - Формируются базы данных о состоянии документов рукописного фонда Российской национальной библиотеки. Обследованы документы одной из коллекций с заполнением паспортов в базе "Манускрипт". Составлено 640 паспортов сохранности.
    
    - Организован мониторинг кадровой обеспеченности Национальной программы сохранения библиотечных фондов, созданы базы данных.
    
    1.3. Проведение семинаров, в том числе выездных, мастер-классов, обучение стажеров.
    
    1.3.1. Проведено 6 обучающих семинаров в ФЦКБФ и 3 выездных семинара в регионах.
    
    1.3.2. Стажировки в ФЦКБФ:
    
    - Музей-заповедник "Кижи". Дезинфекционная обработка, реставрация, стабилизация и защита документов архивного хранения (1 мес.).
    
    - Архангельская областная универсальная научная библиотека. Дезинфекционная обработка, реставрация и стабилизация документов, реставрация и реконструкция переплетов, изготовление микроклиматических контейнеров (1 мес.).
    
    - Краеведческий музей Карелии. Реставрация и стабилизация произведений графики (1 мес.).
    
    - Челябинская областная универсальная научная библиотека (2 чел.). Реставрация и стабилизация документов, реставрация и реконструкция переплетов, изготовление микроклиматических контейнеров (2 нед.).
    
    - Пермская государственная областная универсальная библиотека. Дезинфекционная обработка, реставрация и стабилизация документов, реставрация и реконструкция переплетов, изготовление микроклиматических контейнеров (2 нед.).
    
    - Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) - 1 чел. Реставрация и стабилизация документов, реставрация и реконструкция переплетов, изготовление микроклиматических контейнеров (1 мес.).
    
    1.4. Научно-исследовательская работа. Разработка и внедрение новых технологий и оборудования для консервации документов.
    
    1.4.1. Исследование сохранности информации на оптических компакт-дисках (CD).
    
    Проводились механические испытания дисков с целью оценки возможных изменений считываемой информации в условиях, приближенных к эксплуатации CD.
    
    Предложено 2 метода определения долговечности информации, записанной на компакт-дисках.
    
    Дальнейшие работы будут направлены на разработку модели сохранности CD с учетом факторов температуры и влажности.
    
    1.4.2. Разработка технологии нейтрализации кислотности бумаги с использованием сверхкритического углекислого газа (совместно с ООО "Петротел").
    
    Создана экспериментальная установка, на которой проводятся испытания по растворимости докритического и сверхкритического углекислого газа. Определены рабочие параметры процесса.
    
    В соответствии с полученными результатами поставлена задача доработки экспериментальной установки. Предполагается модифицирование установки в плане увеличения объема рабочего реактора для обеспечения одновременной обработки трех книг среднего формата. Разработана конструкторская документация.
    
    1.4.3. Разработан и изготовлен переносной оптико-электронный прибор для определения оптических параметров документов неразрушающим методом.
    
    В настоящее время проводятся апробация прибора для определения оптических параметров документов неразрушающим методом в фондах РНБ и разработка методики измерения оптических характеристик текста и бумаги документов.
    
    1.4.5. Разработка установки для массовой консервации книжных фондов (укреплением бумажного листа путем нанесения полипараксилиленового покрытия).
    
    Проведены испытания и модернизация установки для массовой консервации книг.
    
    Анализ результатов работы установки УКД-1, полученных в процессе опытной эксплуатации, выявил ряд недостатков в конструкции установки и позволил определить направления ее модернизации для улучшения технических характеристик и обеспечения наиболее полного и качественного исполнения режимов технологического процесса нанесения полипараксилиленового покрытия (ППКП) на бумагу документа.
    
    1.4.6. Разработана, изготовлена и внедряется реставрационная долговечная биостойкая тонированная бумага.
    
    Проведен обучающий семинар "Свойства специальной реставрационной бумаги и ее использование". Цель семинара: обеспечение подразделений реставрации библиотек, музеев, архивов России отечественной реставрационной бумагой, изготовленной в ФЦКБФ, а также обучение работе с бумагой в процессе ручной реставрации. На семинаре присутствовало 21 человек из 14 библиотек России, 10 человек получили финансовую поддержку (оплачены транспортные расходы и проживание в гостинице). Прочитаны лекции и проведены практические занятия. Представителям 21 организации из 14 регионов России бесплатно выданы наборы из 24 листов специальной реставрационной бумаги формата A3. Среди них, помимо федеральных и региональных библиотек системы Минкультуры России, 3 университетские библиотеки, 3 архива и 5 музеев.
    
    1.4.7. Разработка нормативной и научно-методической базы для осуществления консервации документов (норм содержания микроорганизмов в воздухе книгохранилищ библиотек).
    
    В настоящее время не существует норм содержания микроорганизмов в воздухе книгохранилищ. Многие фонды страдают от частичного роста микроорганизмов на документах (как правило, XVIII-XIX века), в некоторых библиотеках имеется массовое поражение плесневыми грибами. Если в библиотеках не было ранее обнаружено очагов биоразрушения, то они, как правило, не задумываются об этой проблеме. Если оно происходит в неподготовленной к аварийной ситуации библиотеке, последствия часто бывают катастрофическими. Регулярное, планомерное обследование в течение нескольких лет позволит определить предельно допустимый уровень содержания микроорганизмов в воздухе хранилищ и выяснить причины локального появления плесени на книгах.
    
    Обследованы 4 библиотеки в Ярославле, 4 библиотеки Санкт-Петербурга, все три хранилища РНБ, НБ Республики Саха (Якутия), НБ Республики Карелия, 2 библиотеки в Архангельске.
    
    1.5. Издание методических пособий.
    
    Изданы методические пособия при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
    
    2001 год. Организация регионального центра консервации библиотечных фондов в библиотеке. Нормативно-техническая документация. Сборник.
    
    2002 год. Основные технологические процессы реставрации документов. Учебное пособие.
    
    

Подпрограмма 2

Создание российского страхового фонда документов библиотек.
Сохранение информации

    
    
    Базовая организация - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И.Рудомино (ВГБИЛ).
    
    Руководитель подпрограммы - Г.А.Кисловская, зам. генерального директора ВГБИЛ.
    
    За два года работы над реализацией подпрограммы удалось сделать главное: разработать основы технологии страхового микрофильмирования документов, хранящихся в библиотеках.
    
    2.1. Освоена и адаптирована технология изготовления 35 мм страховых микрофильмов, принятая в военно-промышленном комплексе, применительно к библиотечным документам.
    
    2.2. Получено согласие Минэкономразвития России на хранение страховых микрофильмов в специализированном закрытом хранении, причем первые два года бесплатно.
    
    2.3. Разработан механизм сертификации лабораторий микрофильмирования при библиотеках России для обеспечения качества страховых микрофильмов, которое является одним из основных условий долговременной сохранности информации, зафиксированной на пленке.
    
    2.4. Создан механизм, устраняющий дублирование усилий в области микрофильмирования путем библиографического учета всех страховых микрофильмов, изготавливаемых в библиотеках РФ в электронном Российском регистре страховых микроформ.
    
    2.5. Разработаны рекомендации в области правового регулирования вопросов микрофильмирования документов, хранящихся в библиотеках.
    
    2.6. В текущем году предусмотрено финансирование начала модернизации материально-технической базы создания Российского страхового библиотечного фонда.
    
    В этом году 6 библиотек получат за счет целевых средств современные аппараты для чтения микрофильмов. ВГБИЛ провела тендер и уже определена фирма-поставщик. До конца года библиотеки получат оборудование.
    
    За 2001-2002 годы профинансированы региональные проекты по данной проблематике - Республики Коми, Хакасии, Астраханской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Рязанской, Томской, Тульской, Ульяновской областей.
    
    

Подпрограмма 3

Книжные памятники Российской Федерации

    
    Базовая организация - Научно-исследовательский отдел редких книг Российской государственной библиотеки (НИОРК РГБ).
    
    Руководитель подпрограммы - Е.И.Яцунок, зав. сектором НИОРК РГБ, кандидат филологических наук.
    
    Главная цель - выработка единой политики в отношении ценнейшей части книжного наследия, обеспечение его сохранности и рациональной доступности, взятие под особую государственную охрану, активная правовая защита посредством государственного законодательства.
    
    3.1. На данном этапе первоочередной задачей подпрограммы является оптимизация состава фондов книжных памятников, создававшихся десятилетиями и существующих достаточно изолированно. Подпрограмма ориентирует фондодержателей на общие принципы деятельности. Разработано "Положение о книжных памятниках Российской Федерации".
    
    В "Положении" на основании обобщения и развития существующего опыта работы сформулированы основные понятия, определены принципы отбора книжных памятников, выделены их категории (мировые, федеральные, региональные и местные), установлены принципы государственного хранения, библиографического учета, книговедческого аннотирования и т.д.
    
    3.2. В перспективе начатой работы должен быть сформирован Единый распределенный фонд книжных памятников, прогнозируемый как система взаимодополняющих фондов различных учреждений страны.
    
    3.3. Для выявления всех существующих в стране держателей фондов книжных памятников в рамках подпрограммы создается широкое и общедоступное информационное поле - база данных "Фонды книжных памятников России", которая включает подробные кумулятивные справки об истории и составе фондов (количественная, языковая, хронологические характеристики), а также о направлениях деятельности специализированных подразделений. Разослано более 1000 анкет (часть из них повторно), получено около 400 ответов, которые обработаны, введены в компьютер и в ближайшее время будут партиями выставляться в Интернет.
    
    3.4. Подпрограмма всесторонне поддерживает (в том числе и материально) традиционное для библиотек и других учреждений создание сводных (печатных и электронных) каталогов книжных памятников, которое активно ведется как крупными федеральными библиотеками, так и центральными библиотеками субъектов РФ. Во многих регионах создание каталогов включено в программы: "Память России" (в ней участвуют Дагестан, Новосибирск, Рязань, Саратов, Татарстан); в программы "Память Алтая", "Память Вятки", "Память Мурмана", "Память Удмуртии", "Память Зауралья", "Память Колымы" и многие другие.
    
    3.5. Выполняя одну из важнейших своих задач - централизованный учет книжных памятников, подпрограмма должна объединить существующие и вновь создаваемые каталоги. В связи с этим в русле подпрограммы разработана Концепция Общероссийского электронного свода книжных памятников - "ОЭСКП", цель которой уже не учет фондов, а учет всех хранящихся в стране книжных памятников (как изданий - около 200-300 тыс., так и экземпляров - около 10-15 млн.). В базу данных "Общероссийский электронный свод книжных памятников", организуемую федеральным научно-методическим и координационным центром по работе с книжными памятниками страны, будут загружаться соответствующим образом обработанные сводные каталоги книжных памятников. Фондодержатели страны, имеющие экземпляры этих изданий, работая в интерактивном режиме, будут присылать сведения о них в общую базу данных.
    
    Уже в процессе своего создания ОЭСКП послужит значительной оптимизации работы с книжными памятниками - ее активизации и движению в общем направлении, методическому обеспечению, созданию и введению в широкий научный оборот репертуара книжных памятников различных хронологических периодов и уровней, унификации описания, учету, установлению и ранжированию памятников. Для многих держателей фондов ОЭСКП явится отправной точкой создания каталогов на свои фонды. Все это важные составные части деятельности по сохранению книжных памятников.
    
    В рамках Национальной программы через ФЦП профинансированы проекты:
    
    - федеральных библиотек - РГБ, РНБ, РГБИ;
    
    - региональные проекты национальных библиотек Республики Карелия, Удмуртской Республики, Марий Эл, Карачаево-Черкесии, Чувашии, краевых библиотек Красноярского и Хабаровского краев, областных научных универсальных библиотек Архангельской, Ивановской, Курганской, Самарской, Свердловской областей;
    
    - Научной библиотеки Санкт-Петербургского госуниверситета;
    
    - трех музеев (Пермский областной краеведческий музей, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь");
    
    - Российского государственного архива древних актов;
    
    - учреждений РАН - Институт славяноведения РАН, Библиотека Российской академии наук (БАН);
    
    - Государственный научно-исследовательский институт реставрации.
    
    

Подпрограмма 4

Безопасность библиотек и библиотечных фондов

    
    
    Базовая организация - Центр по безопасности культурных ценностей Государственного научно-исследовательского института реставрации.
    
    Руководитель подпрограммы - Л.И.Душкина, начальник Центра по безопасности культурных ценностей (ЦБКЦ).
    
    Работа Центра по безопасности культурных ценностей Дирекции Музейного фонда РФ (ЦБКЦ) при участии Межведомственного экспертного совета при Минкультуры России по проблемам безопасности культурного наследия в рамках раздела "Безопасность" Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации заострила внимание руководителей библиотек на необходимости проведения системы мер по обеспечению безопасности библиотек, библиотечных фондов, читателей и персонала.
    
    Основными направлениями работы ЦБКЦ являются:
    
    4.1. Проведение комплексных обследований федеральных и региональных библиотек.
    
    4.2. Разработка концепций, технических решений и рекомендаций по их использованию.
    
    4.3. Экспертиза проектной документации, технических решений, разработка и согласование технических заданий, сопровождение работ по оснащению библиотек техническими средствами безопасности.
    
    4.4. Оказание практической и консультативно-методической помощи.
    
    4.5. Апробирование новых технологий для защиты библиотечных фондов.
    
    4.6. Учебно-методическая работа.
    
    4.7. Создание региональных центров безопасности.
    
    4.1. Проведение комплексных обследований федеральных и региональных библиотек.
    
    Проведены комплексные обследования, в том числе в рамках мониторинга безопасности, с разработкой конкретных рекомендаций по укреплению защиты:
    
    - федеральные библиотеки Минкультуры России: РГБИ, РГЮБ, ГОПБ, РГДБ.
    
    - областные универсальные библиотеки - Удмуртской Республики, Вологодской, Владимирской, Рязанской, Смоленской, Ленинградской, Ульяновской, Орловской, Ярославской областей.
    
    - Санкт-Петербургской театральной библиотеки.
    
    4.2. Разработка концепций, технических решений и рекомендаций по их использованию.
    
    4.2.1. Разработаны концепции безопасности с составлением планов системных мероприятий: РГБИ, РГЮБ, Национальной библиотеки Удмуртской Республики.
    
    4.3. Экспертиза технических решений, разработка и согласование технических заданий, сопровождение работ по оснащению библиотек техническими средствами безопасности: РГБ, РНБ, РГБИ, РГЮБ, ГОПБ, РГДБ, ГПИБ, Смоленская, Вологодская, Ульяновская, Рязанская, Ленинградская, Удмуртская, Ростовская, Ханты-Мансийская, др. областные универсальные и научные библиотеки.
    
    4.4. Оказание практической и консультативно-методической помощи:
    
    РГБ, РГБИ, Ульяновской областной (установка средств технической укрепленности, разработка технического задания и проектной документации на оборудование техническими средствами безопасности), Донской государственной публичной библиотеке, Свердловской, Омской, Липецкой, Курской ОУНБ, Национальной библиотеке Республики Ингушетия, по строительству и оборудованию новой библиотеки в Нефтеюганске) и др.
    
    4.5. Апробирование новых технологий для защиты библиотечных фондов:
    
    1. Реализация рекомендаций ЦБКЦ по оборудованию основного книгохранилища РГБ автоматической системой пожаротушения на тонкораспыленной воде (идет монтаж установки);
    
    2. РНБ - в новом здании параллельно с рабочим проектированием осуществляется поэтапный монтаж комплекса новых технических средств безопасности с учетом современных технологий библиотечного обслуживания;
    
    3. Проведение научных исследований и разработка рекомендаций по использованию эффективного и нейтрального огнезащитного материала для обработки сгораемых конструкций, в том числе оборудования для хранилищ (в РГБИ и РГЮБ).
    
    4.6. Учебно-методическая работа:
    
    4.6.1. Проведение семинаров, чтение лекций для руководящего звена федеральных, региональных, ведомственных библиотек (число участников и слушателей - более 800 человек).
    
    4.6.2. Подготовка и издание пособий, практического руководства: "Безопасность библиотек и библиотечных фондов", "Как защитить библиотеку" (готовится), Инструкция по действиям в чрезвычайных ситуациях.
    
    4.7. Создание региональных центров безопасности.
    
    Проведена подготовительная работа по созданию региональных центров безопасности на базе областных научных библиотек в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.
    
    

Подпрограмма 5

Сохранение книжных фондов в процессе их использования

    
    
    Базовая организация - Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ).
    
    Руководитель подпрограммы - Е.А.Ястржембская, зам. директора ГПИБ.
    
    5.1. Ключевой задачей, необходимой для разрешения указанной проблемы, является разработка единого для всех библиотек Регламента использования библиотечных фондов.
    
    5.2. Второй важной задачей, требующей согласованных усилий специалистов, является широкая образовательно-просветительская работа с читателями и персоналом библиотек по ознакомлению их с правилами обращения с документами и по требованию неукоснительного их соблюдения. Для этой цели необходима разработка нормативных и методических документов, подготовка видеофильмов, других форм просвещения пользователей.
    
    Параллельно с разработкой необходимых методических и нормативных документов начата активная работа с библиотеками. В 2001-2002 годах прошли два семинара для библиотечных работников по указанной теме (Москва, Ярославль), выпущены методические материалы к ним.
    
    5.3. Третьей неразработанной сферой сбережения изданий на этапе их выдачи читателю является выбор оборудования библиотек, позволяющего сохранить документ. Это и специальные копировальные приборы, минимализирующие вредные последствия копирования, специальные транспортные средства для доставки книг читателю, специальное оборудование столов для чтения газет, рукописей, ценных изданий и др. На 2002-2003 годы запланирована разработка методических документов в этой области.
    
    

Подпрограмма 6

Учет библиотечных фондов

    
    
    Базовая организация - Российская государственная библиотека (РГБ).
    
    Руководитель подпрограммы - С.В.Митрофанова.
    
    Совершенствование учета библиотечных фондов направлено на создание системы единого общегосударственного учета библиотечных фондов России. Осуществление намеченной цели связано с реализацией основных проектов в области нормативно-правового и научно-методического обеспечения, унификации единиц учета документов, выявления общих учетных показателей, обеспечение их сопоставимости и соответствия отечественным и международным стандартам, создания единой модели статистического учета и отчетности для библиотек различной ведомственной принадлежности и форм собственности, определения статуса библиотечных фондов в структуре основных (непроизводственных) средств, автоматизации процессов учета библиотечных фондов.
    
    6.1. В 2001 году вышли из печати следующие издания
    
    - "Учет библиотечных фондов: Нормативно-правовое и методическое обеспечение". Издание комментирует действующее законодательство различных отраслей права как основной нормативной базы, регламентирующей учет и сохранность фондов,
    
    - "Инструкция об учете библиотечного фонда", значительная часть издания содержит методические рекомендации по организации и ведению учета фонда в библиотеке.
    
    6.2. Введен в действие
    
    ГОСТ 7.20-2000 "СИБИД. Библиотечная статистика", разработка раздела единицы учета документов предусматривалась подпрограммой.
    
    6.3. Подготовлен проект
    
    Положения об организации продажи книг и других видов документов, исключенных из фондов библиотек.
    
    6.4. Осуществлены следующие работы:
    
    - подготовлена аналитическая справка - Принципиальные подходы к учету библиотечного фонда;
    
    - проведено проектное исследование - Учет библиотечных фондов. Переход на новые технологии. Постановка проблемы;
    
    - подготовлена справка - Государственный учет документов, относящихся к составу Архивного фонда РФ, хранящихся в составе фондов библиотек.
    
    Результаты выполненных работ являются основой для дальнейшей разработки проектов таких документов, как Регламент государственного учета библиотечных фондов Российской Федерации, Организационная структура автоматизированного учета библиотечного фонда страны, Рекомендации по организации учета фондов на базе распространенных отечественных систем и других мероприятий в соответствии с подпрограммой.
    
    

Подпрограмма 7

Кадровое обеспечение Программы

    
    
    Базовые организации: Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), центры консервации фондов при федеральных и региональных библиотеках, Школа реставрации книг и рукописей "Раритет".
    
    Руководитель подпрограммы - Т.Я.Кузнецова, заведующая кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, кандидат педагогических наук.
    
    Согласно государственному заказу на кадровое обеспечение Национальной программы начаты целевая переподготовка и повышение квалификации библиотечных специалистов по сохранению и консервации фондов. Осуществляются следующие направления деятельности:
    
    7.1. Начата разработка нормативной базы подготовки специалистов
    
    по сохранности библиотечных фондов. Подготовлен проект государственного стандарта по квалификации "Технолог-хранитель документного фонда" ("Фондохранитель") в рамках направления 052700 - Библиотечно-информационная деятельность. Ответственный исполнитель - МГУКИ.
    
    7.2. Сформирован пакет учебно-методической и организационной документации
    
    на образовательную программу профессиональной переподготовки по специализации "Администратор-хранитель библиотечного фонда". В ноябре 2001 года осуществлен первый набор слушателей по данной образовательной программе из 15 регионов России. Осуществляется подготовка учебно-методических пособий по дисциплинам образовательной программы "Администратор-хранитель библиотечного фонда". Ответственный исполнитель - АПРИКТ.
    
    7.3. Регулярно проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации
    
    по консервации книжных фондов на базе федерального Центра консервации библиотечных фондов при РНБ.
    
    7.4. Началась работа по выявлению потребностей библиотек в специалистах различной квалификации
    
    по сохранению библиотечных фондов. Организован мониторинг кадровой обеспеченности сохранения библиотечных фондов РФ. Ответственный исполнитель - Федеральный центр консервации библиотечных фондов при РНБ.
    

    

Приложение 2

    
    
Список учреждений, участвующих в реализации национальной программы сохранения библиотечных фондов на средства ФЦП "Культура России
(2001-2005 годы)"

    

N
п/п

Виды участия

Библиотеки системы Минкультуры России

Библиотеки иных ведомств

Музеи

Архивы

Другие учреждения

1.

Профинансированы проекты в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов.

5 федеральных библиотек
(РГБ, РНБ, РГБИ, ГПИБ, РГДБ); 9 национальных библиотек (Карелии, Коми, Марий Эл, Мордовии, Татарстана, Удмуртии, Хакасии, Чувашии, Якутии);
3 краевые библиотеки
(Алтайский край, Красноярский край, Хабаровский край);
26 областных научных библиотек (Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Костромская, Курганская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Ростовская, Рязанская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская)

1. Библиотека Российской академии наук
2. Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета
3. Научная библиотека Томского государственного университета
4. Зональная научная библиотека Саратовского госуниверситета

1. Пермский областной краеведческий музей
2. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
3. Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

1. Государственный архив древних актов

1.ГосНИИ реставрации
2. Школа реставрации книги и рукописей "Раритет"
3. Институт славяноведения РАН

2.

Обследование состояния библиотечных фондов

7 региональных научных библиотек (Карелии, Якутии, Архангельская, Калининградская, Ростовская, Челябинская, Ярославская)

1. Научная библиотека Ярославского государственного университета

1. Архитектурный музей-заповедник, г.Ярославль
2. Отдел письменных источников Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

1. Государственный архив Ярославской области


3.

Участие в обучающих семинарах в федеральном Центре консервации библиотечных фондов при РНБ, получение новых реставрационных материалов

2 национальные библиотеки (Республика Тыва, Республика Саха (Якутия),
6 областных научных библиотек (Архангельская, Владимирская, Ростовская, Иркутская, Мурманская, Челябинская)

1. Научная библиотека Томского государственного университета
2. Научная библиотека Российского государственного гуманитарного университета
3. Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета

1. Архангельский областной краеведческий музей
2. Карельский государственный краеведческий музей
3. Государственный Русский музей
4. Музей этнографии народов России
5. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого
6. Архангельский областной краеведческий музей

1. Лаборатория обеспечения сохранности архивного фонда Новгородской области
2. Лаборатория обеспечения сохранности документов Архивного управления Санкт-Петербурга и Ленинградской области
3. Российский государственный исторический архив


4.

Стажировки в федеральном Центре консервации библиотечных фондов при РНБ

Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)
3 ОУНБ (Архангельская, Пермская, Челябинская)


1. Музей-заповедник "Кижи"
2. Карельский государственный краеведческий музей



    
    
    

Текст документа сверен по:
"Библиотека и закон",
N 14, 2003 год

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование