почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
9
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 29 июня 2006 года N АФ-157/02

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по определению нормативов бюджетного финансирования
основных общеобразовательных программ


Вводный раздел

    
    Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся.
    
    В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
    
    Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).
    
    Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом*.

________________

    * В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ст.16 (21).
    
    
    При разработке Методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:
    
    -  Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 16.03.2006 N 42-ФЗ);
    
    - Бюджетный кодекс РФ (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ);
    
    - Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
    
    - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15.02.2006 N 24-ФЗ);
    
    - постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854);
    
    - приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
    
    - письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2003 N 20-51-2839/20-01 и от 07.10.2003 N 10-02-08 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 года N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования).
    
    

1. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного
образовательного стандарта общего образования

    
    1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
    
    1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:
    
    - стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
    
    - нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;
    
    - нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
    
    - расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);
    
    - коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
    
    - норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
    
    1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования* (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также с учетом коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:

________________

    * 1-я ступень общего образования - 1-4-е классы, начальное общее образование; 2-я ступень общего образования - 5-9-е классы, основное общее образование; 3-я ступень общего образования - 10-11-е классы, среднее (полное) общее образование.
    
    
    - количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 - в сельских общеобразовательных учреждениях;
    
    - количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;
    
    - ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию**.

________________

    ** До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ETC. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.
    
    
    1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
    
    1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.
    
    1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:
    
    R= З+ Р, где
    
    З - расходы по заработной плате в i-ом муниципальном образовании на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n);
    
    Р - расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на одного обучающегося.
    
    Зопределяется по формуле:
    
    , где
    
    а - количество часов по БУП;
    
    d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов;
    
    b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ETC* по i-му муниципальному образованию;

________________

    * При введении региональных тарифных систем ETC заменяется на РТС (региональная тарифная система).
    
    
    1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
    
    1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.;
    
    1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;
    
    12 - количество месяцев в году;
    
    m - нормативная наполняемость классов;
    
    1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);
    
    w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов, представленных в таблице 1 (приложение 1);
    
    с - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в таблице 2 (приложение 1);
    
    R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.
    
    1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов.
    
    1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:
    
    - месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);
    
    - количество классов в общеобразовательном учреждении;
    
    - реализация программ дополнительного образования;
    
    - предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
    
    - реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).
    
    Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:
    
    - разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица 3 приложения 1);
    
    - повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица 1 приложения 1);
    
    - повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица 2 приложения 1).
    
    Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в приложении 2.
    
    1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.
    
    

2. Порядок расчета объема субвенций

    
    2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.
    
    2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
    
    2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
    
    , где
    
     - объем субвенции для i-го муниципального бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ;
    
     - нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах;
    
     - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях на территории i-го муниципального образования;
    
    n - ступени общего образования.
    
    

3. Методы обязательной адаптации при переходе
к формированию бюджетов на нормативной основе

    
    3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:
    
    .
    
    "Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.
    
    3.2. Осуществляется выравнивание ("сглаживание") рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
    
    Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:
    
    - сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;
    
    - выявление отклонений, анализ причин;
    
    - определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.
    
    Выравнивание ("сглаживание") объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиском диапазона допустимых отклонений.
    
    

Приложение 1
к Методическим рекомендациям

    
    
Расчетные коэффициенты

    
Таблица 1

    
Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов

    
    


Удорожание в зависимости от различных факторов


От деления классов на группы

От наличия групп продленного дня

От наличия программ дополни-
тельного образования

Общее удорожание по ступеням


К1

К2

К3

К1 x К2 х К3

1

2

3

4

5

Начальное общее образование

1,04

1,4

1,03

1,50

Основное общее образование

1,12

1

1,03

1,15

Среднее (полное) общее образование

1,22

1

1,03

1,26

    
    Начальное общее образование:
    
    Основное общее образование:
    
    Среднее (полное) общее образование:
    
    

Таблица 2

    
Коэффициенты удорожания по видам классов

    
    

Общеобразовательные

1

Гимназические (лицейские)

1,15

Специальные (коррекционные)

1,2

    
    
Таблица 3

    
Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования

    
    


Часы по БУП

Коэффициенты удорожания

Начальное общее образование

25

1

Основное общее образование

34

1,36

Среднее (полное) общее образование

36

1,44

    
    Начальное общее образование: 1 = (25 час.)
    
    Основное общее образование:
    Среднее (полное) общее образование:
    
    

Приложение 2
к Методическим рекомендациям

    
    
Пример расчета норматива по типам классов и ступеням
для городских общеобразовательных школ

    
    

Общеобразовательные классы

1-я ступень общего образования

{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,5

2-я ступень общего образования

{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,15

3-я ступень общего образования

{[(36 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,26

Гимназические (лицейские) классы

1-я ступень общего образования

{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,5

2-я ступень общего образования

{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,15

3-я ступень общего образования

{[(36 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,26

Специальные (коррекционные) классы

1-я ступень общего образования

{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,2 х 12 мес.] /9 чел.} х 1,43 х 1,5

2-я ступень общего образования

{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,2 х 12 мес.] /9 чел.} х 1,43 х 1,15

    
    
Заместитель директора
Департамента экономики и финансов
Г.А.Мамед-заде

    
    
    
Текст документа сверен по:

Официальные документы в образовании.
Информационный бюллетень,
N 31, ноябрь, 2006 год


    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование