- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2005 г. N Ф08-3698/2005
Дело N А63-1470/04-С3
[Противоправность поведения государственных органов, уполномоченных возмещать убытки, усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации в их лице от исполнения обязательства по компенсации расходов истца, понесенных в результате предоставления установленных федеральными законами льгот]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от Министерства финансов Российской Федерации, в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз", ответчиков: Управления труда и социальной защиты населения Буденновской территориальной государственной администрации г. Буденновск, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Министерства финансов Ставропольского края, рассмотрев кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.05 по делу N А63-1470/04-С3, установил следующее.
ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Буденновской территориальной государственной администрации г. Буденновск (далее - Управление), Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - Минтруд края) о признании незаконными их действия, выразившихся в отказе возместить расходы, предоставленные всем членам семей, совместно проживающим с гражданами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и взыскании 62 836 рублей 24 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Исковые требования обоснованы тем, что ответчики не возместили затраты на предоставление истцом льгот по оплате услуг газоснабжения членам семей граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию на Чернобыльской АЭС.
Определениями от 08.12.04 и 02.02.05 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Ставропольского края (далее - Минфин края), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Решением от 18.05.05 суд признал незаконными действия Управления и Минтруда края по уклонению от компенсации убытков истца, причиненных предоставлением льгот гражданам. С Минтруда края за счет средств казны Ставропольского края в пользу ООО "Ставропольрегионгаз" взыскано 62 836 рублей 24 копейки задолженности. В отношении других ответчиков в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Минтруда края не выполнены предусмотренные действующим законодательством обязанности по возмещению затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате газа членам семей граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию на Чернобыльской АЭС. Суд счел доказанным факт предоставления льгот членам семей указанной категории граждан. Надлежащим ответчиком по делу признано Минтруда края как главный распорядитель бюджетных средств.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе Минтруда края просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, министерство не имеет договорных отношений с истцом, поэтому взыскание спорной денежной суммы неправомерно. Также министерство не является распорядителем средств фонда компенсации. Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает льготы при оплате коммунальных услуг только для граждан, подвергшихся воздействию радиации, но не для членов их семей.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение оставить без изменения, считая его соответствующим закону.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал возражения против удовлетворения кассационной жалобы и пояснил, что органы социального обеспечения являются получателями целевых бюджетных средств, предназначенных для компенсации предприятиям, оказывающим услуги льготным категориям граждан, убытков, понесенных в связи с реализацией законов о предоставлении льгот. В связи с тем, что в период оказания услуг в Федеральном законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не был достаточно четко предусмотрен механизм компенсации льгот от предоставления коммунальных услуг, суд иск удовлетворил правомерно. Доказательства недостаточного финансирования из федерального бюджета в дело не предоставлены. Ответственность на орган, ответственный за целевое использование бюджетных средств, возложена в соответствии с законом.
Изучив материалы дела и выслушав представителя Минфина России, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании договоров от 01.10.03 N 49-6/06-0133 и 01.01.04 N 49/24-6/06-0196/04, заключенных ООО "Ставропольрегионгаз" и Управлением, общество предъявило требование о возмещении затрат, связанных с предоставлением за период 01.10.03 по 30.06.04 льгот, предоставленных по оплате природного газа членам семей граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию на Чернобыльской АЭС. При предоставлении 50 % скидки от установленного тарифа общество руководствовалось Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 3 и 14 указанного Закона предусматривают, что граждане Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на ряд компенсаций и льгот, в том числе право на предоставление 50-ти процентной скидки за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым (статья 5).
Министерство труда 29.10.02 и 11.11.02 направило в районные управления труда и социальной защиты населения Ставропольского края письма N 8095-14 и N 8360- 14, в которых разъяснило, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются только гражданам, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а члены их семей право на эти льготы не имеют.
Управление проинформировало истца о прекращении с 01.11.02 предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако предприятие в силу Закона предоставило скидки по оплате газа членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на сумму 62 836 рублей 24 копеек. Компенсацию понесенных в связи с этим расходов общество не получило.
В обоснование искового требования истец представил подлинные квитанции об оплате газа за спорный период, договор между управлением и обществом о сотрудничестве по реализации льгот по оплате за газ гражданам, подвергшимся радиационному излучению, списки этих граждан, акты сверки расчетов, счета-фактуры. Указанные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены судом.
Управление не оспорило и не опровергло размер исковых требований (выпадающих доходов). Представителем управления подписан акт сверки расчетов с учетом списков указанной категории граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действующим в спорный период, гражданам указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Закона гарантируется оплата занимаемой общей площади, в домах государственного и муниципального фондов, а также приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50% квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющим центрального отопления, предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населения, включая транспортные расходы.
На основе анализа указанной нормы суд сделал правильный вывод, что ее действие в части предоставления льгот по оплате услуг газоснабжения распространяется и на членов семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Толкование норм правовых актов относится к исключительному ведению Российской Федерации, а не органов исполнительной власти краевого и районного уровней. На момент предоставления льгот членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС иных толкований пункта 4 статьи 14 Федерального Закона не имелось, уточнения в законодательный акт внесены не были. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности Закона подлежат толкованию в пользу граждан.
Предоставляя в спорный период членам семей граждан, подвергшихся радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, льготы по оплате газа, общество имеет право на компенсацию понесенных расходов.
Статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривают возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Противоправность поведения государственных органов, уполномоченных возмещать убытки, усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации в их лице от исполнения обязательства по компенсации расходов истца, понесенных в результате предоставления установленных федеральными законами льгот.
Доказательства недостаточного финансирования, а также целевого использования распорядителями бюджетных средств, выделенных из казны на реализацию Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" органы социальной защиты населения не предоставили. Межбюджетные отношения финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств по ведомственной принадлежности предметом судебного разбирательства не являются.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.05 по делу N А63- 1470/04-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
текст документа сверен по:
файл-расслыка