- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2004 года Дело N А13-7792/03-20
[Удовлетворяя иск о взыскании убытков, суд сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по оплате услуг связи, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", за счет казны РФ, поскольку государство не исполнило свои обязанности по компенсации затрат коммерческой организации]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Кирилловой И.И., Чертилиной З.А., при участии от ОАО "Северо-Западный Телеком" - Веньгиной Е.П. (доверенность от 26.12.2003), рассмотрев 01.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 10.01.2004 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 (судьи: Левичева С.А., Ваулина Т.Н., Сахарова Е.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7792/03-20, установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице филиала "Электросвязь Вологодской области" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Велико-Устюгского муниципального района Вологодской области в лице Департамента финансов администрации Вологодской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 571308 руб. 30 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления ветеранам и инвалидам 50-процентной скидки за пользование радио в 2001-2002 годах во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Определением от 13.11.2003 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
С учетом частичного погашения долга на момент рассмотрения дела задолженность по компенсации расходов в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" составила за 2002 год 238755 руб. 65 коп., а в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 100733 руб. 40 коп.
Решением от 10.01.2004 исковые требования удовлетворены путем взыскания с Департамента финансов за счет казны Вологодской области 238755 руб. 65 коп., с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 100733 руб. 40 коп. В остальной части иска и в иске к администрации Велико-Устюгского муниципального района Вологодской области отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, Минфин РФ стороной договора между истцом и администрацией Велико-Устюгского муниципального района не являлся, поэтому не должен нести ответственность за неисполнение обязательств по этому договору. Кроме того, податель жалобы ссылается на наличие остатка неизрасходованных Департаментом финансов средств Фонда компенсаций за 2001-2003 годы, предназначенных для компенсации расходов предприятий, предоставляющих льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также полагает, что вина Минфина РФ отсутствует, так как он полностью выполнил свои бюджетные обязательства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей сторон, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.
Как следует из материалов дела, истцом в 2001-2002 годах в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" льготным категориям граждан предоставлена 50-процентная скидка по оплате за пользование радио.
Факт предоставления льгот и размер понесенных при этом расходов, подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 28 названного Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы законом не определен.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов войны предусмотрена оплата услуг за пользование радио в размере 50 процентов.
Статьей 10 названного Закона предусмотрено возмещение расходов по оплате услуг за пользование радио за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" предприятия связи имеют право на возмещение недополученных доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи.
Суд обеих инстанций сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по оплате услуг связи, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за счет казны Российской Федерации, поскольку государство не исполнило свои обязанности по компенсации затрат коммерческой организации.
Довод подателя жалобы о том, что Минфин РФ свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции. Минфин РФ не представил доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Вологодской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере либо доказательства нецелевого использования бюджетных средств Департаментом финансов и администрацией Велико-Устюгского муниципального района Вологодской области.
Довод подателя жалобы о договорном характере правоотношений между истцом, оказывающим льготные услуги отдельным категориям граждан, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, является несостоятельным.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным. Следовательно, компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.
Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение 10.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7792/03-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.Кустов
Судьи:
И.И.Кириллова
З.А.Чертилина
Текст документа сверен по:
рассылка