- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2004 года Дело N А42-2297/02-21
[Кассационная инстанция отменила решение суда и отказала обществу в иске к департаменту финансов субъекта РФ о взыскании расходов, образовавшихся в результате предоставления гражданам скидки за пользование телефоном и радио во исполнение Закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", указав, что вследствие отсутствия в спорном периоде в законодательных актах механизма и порядка возмещения расходов организациям, оказывающим льготные услуги, а также неопределения в самом Законе источников финансирования этой льготы у субъекта РФ не возникает обязанности возмещать расходы истца]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Афанасьева С.В., Кирилловой И.И., рассмотрев 22.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.02.2004 по делу N А42-2297/02-21 (судья Игнатьева С.Н.), установил:
Открытое акционерное общество "Мурманэлектросвязь" (далее - ОАО "Мурманэлектросвязь") в лице Печенгского узла электросвязи обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Департаменту финансов Мурманской области о взыскании 2765 руб. 93 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, 50-процентной скидки за пользование телефоном и радио (с учетом уменьшения исковых требований) в январе 1999 года во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определением от 18.11.2002 в связи с его реорганизацией произведена замена истца на его правопреемника - открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице Печенгского узла связи филиала "Мурманэлектросвязь" узел "Мурманский телефон" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком").
Решением от 25.02.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме путем взыскания 2765 руб. 93 коп. с Департамента финансов Мурманской области (далее - Департамент финансов).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы,
- спорные льготы установлены федеральным законом, поэтому финансирование недополученных предприятием связи доходов должно производиться за счет средств федерального бюджета, однако целевые средства на реализацию Закона не были предусмотрены;
- ни федеральными законами, ни законами Мурманской области не установлена обязанность Департамента финансов компенсировать истцу затраты в связи с предоставлением льгот инвалидам;
- истцом не доказано наличие и размер убытков;
- отсутствует причинно-следственная связь между убытками и действиями (бездействием) Департамента финансов;
- до 2000 года Мурманской области не выделялись средства на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, истцом в январе 1999 года в соответствии со статьей 28 Закона инвалидам были предоставлены льготы по оплате услуг связи.
Возникновение в связи с этим у истца расходов в сумме 2765 руб. 93 коп. послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" в редакции от 17.07.99, действовавшей в спорный период, при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в 1999 году Мурманской области из федерального бюджета на реализацию Закона средства не выделялись.
Суд, полагая, что невозмещение понесенных истцом расходов обусловлено действиями Департамента финансов, принял решение о взыскании с него истребуемой суммы.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда необоснованным. Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами, относятся к публичным, поэтому наличие вины в действиях (бездействии) Департамента финансов не является безусловным основанием возложения на него обязанности компенсировать истцу расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот.
Неправильным является и вывод суда о том, что основанием для возложения ответственности на Департамент финансов является отсутствие доказательств принятия им всех необходимых мер для исполнения Закона и выделения необходимых денежных средств из бюджета Мурманской области для возмещения расходов, связанных с предоставлением услуг связи льготным категориям граждан. Частичная оплата услуг льготным категориям потребителей - инвалидам из федерального бюджета предусмотрена соответствующими законами, поэтому в следствие отсутствия в 1999 году в законодательных актах механизма и порядка возмещения расходов организациям, оказывающим льготные услуги, а также неопределения в самом Законе источников финансирования этой льготы у субъекта Российской Федерации - Мурманской области не возникает обязанности возмещать расходы истца.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.02.2004 по делу N А42-2297/02-21 отменить.
В иске открытому акционерному обществу "Северо-Западный Телеком" в лице Печенегского узла связи филиала "Мурманэлектросвязь" узел "Мурманский телефон" отказать.
Председательствующий
А.А.Кустов
Судьи:
С.В.Афанасьев
И.И.Кириллова
Текст документа сверен по:
рассылка