- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2004 года Дело N А29-3169/2004-4э
[В пункте 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что расходы на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им, установленных для ветеранов возмещаются за счет средств федерального бюджета]
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М. без участия представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, на решение от 25.06.2004 по делу N А А29-3169/2004-4э Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьей Юдиной О.П., по иску открытого акционерного общества "Связь" Республики Коми, г. Сыктывкар, к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Инта", г. Инта Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство Республики Коми по социальным вопросам, г. Сыктывкар, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 156 199 рублей 66 копеек убытков, причиненных предоставлением отдельным категориям граждан льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 12-ФЗ "О ветеранах" и Законом Республики Коми от 15.11.2001 N 70-РЗ "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" за период с января по декабрь 2002 года. и установил:
открытое акционерное общество "Связь" Республики Коми (далее - ОАО "Связь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Инта", Министерству финансов Республики Коми и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее - Министерство финансов Российской Федерации) о взыскании 156 199 рублей 66 копеек убытков, причиненных предоставлением отдельным категориям граждан, льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 12-ФЗ "О ветеранах" и Законом Республики Коми от 15.11.2001 N 70-РЗ "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" за период с января по декабрь 2002 года.
Определением от 23.04.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Республики Коми по социальным вопросам и Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Суд первой инстанции решением от 25.06.2004 удовлетворил иск, взыскав в пользу истца с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 60 875 рублей 54 копейки убытков и с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 95 324 рубля 12 копеек убытков и отказав в иске к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Инта". Суд исходил из того, что все полученные Управлением денежные средства на финансирование льгот по Федеральному закону "О ветеранах" перечислены истцу, и убытки возникли вследствие недостаточного финансирования из средств федерального бюджета и бюджета Республики Коми.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся судебным актам, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в части взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
По мнению лица, подавшего жалобу, федеральные органы государственной власти при составлении федерального бюджета действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта не предусмотрены законом о бюджете либо предусмотрены частично, применяется закон о бюджете. Указанные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, примененные Арбитражным судом г. Москвы по аналогичному делу, признаны Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О не противоречащими Конституции Российской Федерации. В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что действия ответчика повлекли для истца причинение убытков. Не подтверждены документальными доказательствами утверждения истца о бездействии ответчика при формировании бюджета по планированию и учету расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей в заседание суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-3169/2004-4э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Связь" в 2002 году оказывало услуги связи гражданам, проживающим в городе Инте, с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Республики Коми от 15.11.2001 N 70-РЗ "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми", и ему не были компенсированы неполученные доходы в размере 156 199 рублей 66 копеек.
Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи", действовавшего до 01.01.2004, возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что расходы на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (действие указанного постановление продлено до 31.12.2002 постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2001 N 137).
В пункте 2 названных Правил указано, что финансирование расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами.
Согласно Ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2002 год (Приложение N 6 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год") по статье "Расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование" предусмотрено выделение из федерального бюджета 1 620 700 тыс. рублей.
Представленными в материалы дела документами подтверждено, что Министерством труда и социального развития Российской Федерации перечислено Республике Коми 38 409,3 тыс. рублей. Министерством Республики Коми по социальным вопросам направлено городу Инта 2 282 тыс. рублей, в том числе 2 276 тыс. рублей - на оплату абонентской платы за телефон и 6 тыс. рублей - на установку телефона.
Все выделенные денежные средства выплачены истцу, и согласно акту сверки между Сыктывкарским филиалом ОАО "Связь" и Управлением по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Инта" из федерального бюджета истцу не компенсировано 60 875 рублей 54 копейки.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что убытки у ОАО "Связь" в этой части возникли из-за недофинансирования из федерального бюджета, и ответственность правомерно возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
В рассматриваемой ситуации неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ОАО "Связь" в результате реализации законно установленных льгот, повлекло возникновение убытков.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не принимаются.
Согласно названной норме, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете.
Вместе с тем в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О подчеркнуто, что федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривается, так как Министерство финансов Российской Федерации освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 25.06.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-3169/04-4э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А. Пронина
Судьи
Т.В. Синякина
Н.М. Терешина
Текст документа сверен по:
файл-рассылка