- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2005 года Дело N А19-4490/04-6-Ф02-329/05-С2
[Убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ]
(Извлечение)
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Братские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании за счет казны Иркутской области убытков в размере 326 274 рублей, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию в декабре 2003 года во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением от 16 марта 2004 года в качестве третьих лиц привлечены Финансовое управление Администрации г. Братска Иркутской области, Комитет социальной защиты населения Администрации г. Братска.
Определением от 13 апреля 2004 года привлечена в процесс в качестве второго ответчика Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением от 16 июня 2004 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ЗАО "Братские электрические сети" взыскано в возмещение расходов на предоставление льгот по Федеральном закону "О социальной защите инвалидов" 326 274 рублей. В удовлетворении требований к Иркутской области в лице Главного финансового управления отказано. Из федерального бюджета Российской Федерации возвращена ЗАО "Братские электрические сети" уплаченная государственная пошлина в размере 8 125 рублей 48 копеек.
Суд апелляционной инстанции 10 ноября 2004 года решение от 16 июня 2004 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 16 июня 2004 года, постановление от 10 ноября 2004 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Арбитражный суд Иркутской области неправильно применил нормы материального права: пункт 3 статьи 2, статьи 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33, 165, 167, 171, 175, 192, 234, 239, 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 45 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", статьи 4, 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 15, 15.3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.04 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ОАО "Центральная Телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 30 Федерального закона от 16.02.95 "О связи", пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 2 статьи 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 года средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; судом нарушены нормы процессуального права: статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации полагает недоказанным наличие состава гражданского правонарушения.
Кроме того, заявитель, ссылаясь на часть 1 статьи 1, статью 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", указал на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы, содержащиеся в ней. Представитель ЗАО "Братские электрические сети" отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений) материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации убытков, полученных в связи с предоставлением льгот по оплате электрической энергии в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 326 274 рублей.
Основанием иска указано на неисполнение Российской Федерацией обязанности по возмещению расходов, понесенных истцом в декабре 2003 года в связи с предоставлением в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот по оплате электрической энергии.
В обоснование своих требований истец представил копии: договора N 81 о возмещении выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате за электроэнергию от 04.01.03 (Д05.03-130000/107 от 20.06.03), письма N 570/ю от 10.04.03, протокола разногласий к договору N 81 о возмещении выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате за электроэнергию, счетов-фактур, платежных поручений, писем N 2047/1 от 23.12.03, N 03-507 от 19.01.04, N 21-25/3-1 от 09.02.04, N 136-Э от 19.09.02, акта сверки объемов льгот на оплату за электроэнергию, предоставленных в соответствии с договором N Д05.03-130000/107 от 04.01.03 (дата регистрации 20.06.03) и оплаты между Администрацией г. Братска и ЗАО "БЭС" за декабрь 2003 года, письма N 299/300н от 27.02.04, актов сверки объемов льгот на оплату за электрическую энергию, предоставленных в соответствии с договором б/н от 01.01.03 между Администрацией г.Братска и ЗАО "БЭС", акта сверки объемов льгот на оплату за электрическую энергию, предоставленных в соответствии с договором N Д 05.03-130000/107 от 04.01.03 (дата регистрации 20.06.03) между Администрацией г. Братска и ЗАО "БЭС", актов сверки объемов льгот на оплату за электроэнергию, предоставленных в соответствии с договором N Д 05.03-130000/107 от 04.01.03 (дата регистрации 20.06.03) между Администрацией г. Братска и ЗАО "БЭС", отчетов по льготникам, списки льготников, решения от 4 августа 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10198/03-48.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на отсутствие вины в причинении убытков истцу, поскольку поступившие из федерального бюджета средства перечислены в полном объеме в бюджеты муниципальных образований области.
Финансовое управление администрации г. Братска, Комитет социальной защиты населения Администрации г. Братска в отзыве на иск указали на исполнение бюджета в пределах переданных из областного бюджета средств в полном объеме, (по жилищно-коммунальным услугам - 34 258 000 рублей, ЗАО "БЭС" - 787 000 рублей). Ответственным лицом за необеспечение финансирования в полном объеме является Главное финансовое управление Иркутской области.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства предоставления Российской Федерацией в 2003 году Иркутской области субвенции в размере 257 251 000 рублей, распределения указанной суммы муниципальным образованиям Иркутской области, в том числе муниципальному образованию г.Братск - 34 258 000 рублей, предоставления истцом в 2003 году льгот инвалидам по оплате электрической энергии на сумму 1 133 372 рублей, выделения истцу в целях компенсации понесенных расходов 787 098 рублей, пришел к выводу о неисполнении государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
Суд апелляционной инстанции признал правомерными выводы суда первой инстанции по аналогичным основаниям.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 326 274 рублей обоснованны.
Указанная выше сумма составляет расходы ЗАО "Братские электрические сети" по предоставлению инвалидам льгот по оплате электрической энергии.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ЗАО "Братские электрические сети".
В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с казны Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 15, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 15, 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьями 53, 54 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", статьями 4, 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Законом Иркутской области N 65-ОЗ от 28.12.02 "Об областном бюджете на 2003 год".
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
Довод заявителя жалобы о том, что возникший спор вытекает из исполнения бюджета и носит межбюджетный характер, в связи с чем неподведомственнен арбитражному суду, подлежит отклонению.
Предметом заявленных требований является взыскание расходов, понесенных ЗАО "Братские электрические сети" в связи с предоставлением льгот инвалидам, а не об исполнении бюджета субъектами бюджетных правоотношений.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 16 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 10 ноября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4490/04-6 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 16 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 10 ноября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4490/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
файл-рассылка