- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2005 года Дело N А17-71/3-2005
[Суд, установив, что причиной возникновения убытков является недостаточное финансирование из федерального бюджета расходов по предоставлению льгот, удовлетворил исковые требования полностью со ссылкой на статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ, взыскав с Министерства финансов Российской Федерации убытков за счет казны РФ]
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Каширской Н.А., Прониной С.А. при участии представителей от истца: Клюева Д.Ю., доверенность от 11.01.2005 N 16-11/208, Парфеновой И.Г., доверенность от 11.01.2005 N 16-11/200, от ответчика: Лихачева В.В., доверенность от 05.04.2005 N 497, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области на решение от 27.06.2005 по делу N А17-71/3-2005 Арбитражного суда Ивановской области, принятое судьей Семеновым В.П., по иску открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" в лице Ивановского филиала ОАО "ЦентрТелеком" Телеком Шуя (ЦУМС), Ивановская область, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области, Главному финансовому управлению Ивановской области, администрации города Шуя 3-е лицо - отдел социальной защиты администрации города Шуя о взыскании 521 697 рублей 87 копеек и установил:
открытое акционерное общество "ЦентрТелеком" в лице Ивановского филиала ОАО "ЦентрТелеком" Телеком Шуя (далее ОАО "ЦентрТелеком") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Министерству финансов России в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области, Главному финансовому управлению Ивановской области, администрации города Шуя о взыскании 521 697 рублей 87 копеек затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате за услуги связи отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Суд первой инстанции, установив, что причиной возникновения убытков является недостаточное финансирование из федерального бюджета расходов по предоставлению льгот, решением от 27.06.2004 удовлетворил исковые требования полностью со ссылкой на статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскав с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО "ЦентрТелеком" 521 697 рублей 87 копеек убытков за счет казны Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 27.06.2005 не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области (далее УФК по Ивановской области) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение ввиду неправильного применения в отношении него ответственности, предусмотренной статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия незаконных действий со стороны Министерства. Напротив, все необходимые меры по реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", порядка предоставления и расходования средств он осуществил в полном объеме.
УФК по Ивановской области полагает, что убытки истца возникли в связи с тем, что ОАО "ЦентрТелеком" заявляло о потребности в денежных средств для реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в меньшем объеме от фактически произведенных затрат по предоставлению льготы.
В нарушение установленного порядка администрация города Шуя не только не принимала мер к погашению задолженности, но и не учитывала ее в целях увеличения размеров субсидии, выделяемой бюджету города Шуя.
ОАО "ЦентрТелеком" и Главное финансовое управление Ивановской области отзывами на жалобу отклонили доводы заявителя и просили оставить ее без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, кроме ОАО "ЦентрТелеком" и администрации города Шуя, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения от 27.06.2005 Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ОАО "ЦентрТелеком" в 2001 - 2003 годах в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставило гражданам за счет собственных средств льготы в размере 50 процентов по оплате услуг телефонной связи. Невозмещение названных затрат в сумме 521 697 рублей 87 копеек явилось основанием для обращения предприятия связи в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи" отдельным группам граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи. Перечень таких льгот, а также категории должностных лиц и граждан, которые имеют право на льготы, определяются законодательством Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации. Возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате применения льгот доходов определяется соответственно Правительством Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.12.2004), инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Порядок возмещения расходов операторам связи, понесенных в связи с предоставлением льгот в указанный период, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 "О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение льгот", и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (его действие продлено на 2002 и 2003 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137 и от 10.02.2003 N 85), где предусмотрено финансирование таких расходов за счет средств федерального бюджета.
В названных правовых актах предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
При рассмотрении дела суд первой инстанции исследовал вопрос о компенсации расходов по предоставлению льгот на оплату услуг связи на основании документов, представленных лицами, участвующими в деле, и сделал вывод о том, что все выделенные Ивановской области из федерального бюджета средства на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" направлены по их целевому назначению, но их оказалось недостаточно для возмещения понесенных истцом расходов.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств федерального бюджета.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае Министерство финансов Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных для реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2001, 2002 и 2003 годы (приложение N 1 к Федеральному закону от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", приложение N 6 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и приложение N 7 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год").
Таким образом, суд правомерно взыскал убытки в предъявленной сумме за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации как с органа, осуществляющего обеспечение исполнения федерального бюджета, и как с главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на цели реализации льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
В силу изложенного доводы заявителя жалобы отклоняются, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, так как ответчик освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 27.06.2005 Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-71/3-2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области, г. Иваново, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В. Синякина
Судьи
Н.А. Каширская
С.А. Пронина
Текст документа сверен по:
файл-рассылка