- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2005 года Дело N А10-3427/03-ФО2-1727/05-С2
[Поскольку субъект РФ не исполнил надлежащим образом свою обязанность по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах", суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот, за счет казны субъекта РФ]
(Извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Бурятэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству финансов Республики Бурятия и Финансовому управлению Администрации местного самоуправления Кабанского района о взыскании 1 317 545 рублей 60 копеек за предоставленные льготы по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения в период с 01.10.2001 по 01.05.2003 в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии со статьёй 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Финансового управления Администрации местного самоуправления Кабанского района Республики Бурятия надлежащим - Министерством финансов Республики Бурятия.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об уменьшении размера исковых требований до 931 944 рублей 9 копеек.
Согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Кабанский район".
Решением от 2 марта 2004 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2004 года решение суда первой инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, с учётом указаний суда кассационной инстанции, в соответствии со статьёй 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика привлечена Республика Бурятия в лице Правительства Республики Бурятия.
До принятия решения в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 426 916 рублей 25 копеек.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление труда и социального развития администрации местного самоуправления Кабанского района Республики Бурятия.
Решением от 23 ноября 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11 февраля 2005 года, исковые требования удовлетворены. С Правительства Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия за счёт казны Республики Бурятия в пользу ОАО "Бурятэнерго" взыскано 426 916 рублей 25 копеек, составляющих сумму убытков в связи с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения ветеранам.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Республики Бурятия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новое решение.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, истцом не доказано, а судом не установлено наличие вины, незаконных действий (бездействия) со стороны ответчика, а также размер убытков.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Присутствующий в судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации муниципального образования "Кабанский район" доводы кассационной жалобы отклонил, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Проверив материалы дела в пределах, установленных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, составляющих сумму расходов по предоставлению льгот по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения ветеранам, на основании Федерального закона "О ветеранах" в сумме 426 916 рублей 25 копеек.
Основанием иска ОАО "Бурятэнерго" указало на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по возмещению расходов истца на предоставление льгот и обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим права на льготы по оплате жилья и пользования коммунальными услугам в рамках Федерального закона "О ветеранах" с октября 2001 по май 2003 года.
В обоснование своих требований истец представил: договор муниципального заказа на оказание услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населению пос. Каменск от 20.09.2002 N08-52; соглашение о порядке финансирования и предоставления льгот по оплате за электрическую и тепловую энергию в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 06.05.2003 N409-Каб-1; соглашение о мерах по оздоровлению бюджета Кабанского района и условиях оказания финансовой помощи из республиканского бюджета от 01.04.2003 N03-05/30-213, акты сверки задолженности за оказанные услуги, подписанные представителем Администрации Кабанского района, счета - фактуры, списки ветеранов, имеющих право на льготу.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия за счёт казны Республики Бурятия, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Республику Бурятия. В связи с непринятием ответчиком мер по формированию бюджета Республики Бурятия в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" законными и обоснованными.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Республики Бурятия, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).
Материальные потери, полученные ОАО "Бурятэнерго" в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации. Поэтому не могут быть обоснованными ссылки заявителя кассационной жалобы о недоказанности судом вины и незаконных действий (бездействия) со стороны ответчика.
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам при оплате коммунальных услуг, на уровне муниципального образования урегулирован соглашением от 6 мая 2003 года между ОАО "Бурятэнерго" и Администрацией Кабанского района Республики Бурятия, договором муниципального заказа на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению населения поселка Каменск от 20 сентября 2002 года.
Соглашением N03-05/30-213 установлены меры по осуществлению совместных мероприятий Министерства финансов Республики Бурятия и Администрации муниципального образования по оздоровлению бюджета муниципального образования и оказания финансовой помощи за счет средств республиканского бюджета, направленные на обеспечение последовательного повышения жизни населения и устойчивого роста экономики и социальной сферы района. Министерство финансов Республики Бурятия обязалось выделять помощь из республиканского бюджета в виде дотаций, субсидий, субвенций.
Факт ненадлежащего исполнения обязательств Республики Бурятия признан судом доказанным на основании представленных в материалы дела документов. Суд признал доказанным наличие недофинансирования по субсидии, направленной на реализацию закона "О ветеранах" на сумму 2537, 7 рублей. Судом установлено и материалами дела доказано, что средств на реализацию Федерального закона "О ветеранах" муниципальному образованию в 2001 году представлено не было, в 2002 году произведено частичное финансирование, в результате чего не возмещенная истцу по данным реестра Кабанского управления труда и социального развития сумма за 2001-2003 годы составила 426916 рублей 25 копеек. Указанные обстоятельства суд признал подтвержденными на основании представленных в материалы дела доказательств: реестром льготников, актами сверок, счетами-фактурами, перепиской администрации муниципального образования с Правительством Республики Бурятия. Указанные доказательства получили полную и всестороннюю оценку в принятых по делу судебных актах, что позволило судебным инстанциям прийти к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах".
На основании представленных в материалы доказательств и их надлежащей оценки, суд признал установленным факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и подтвержденной материалами дела сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о надлежащем финансировании ответчиком расходов, направленных на компенсацию предоставленных истцом услуг на льготных условиях по Федеральному закону о ветеранах, в рамках исполнения республиканского бюджета, не подтверждают полное обеспечение расходов истца, связанных с исполнением им Федерального закона "О ветеранах" в 2001-2003 годах. Материальные потери, полученные истцом в результате предоставления на основании законодательства льгот по оплате теплоснабжения и горячего водоснабжения ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.
Поскольку Республика Бурятия не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Республики Бурятия.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Бурятия правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 23 ноября 2004 года, постановление от 11 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права. Поскольку суд обоснованно привлек в качестве ответчика по делу Республику Бурятия в лице Правительства Республики Бурятия, при вынесении решения по делу суд первой инстанции необоснованно возложил обязательства по оплате убытков на Правительство Республики Бурятия (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому суд кассационной инстанции считает резолютивную часть решения подлежащей изменению путем исключения из нее слова "Правительства".
В соответствии со статьёй 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Бурятия освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 23 ноября 2004 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу NА10-3427/03 изменить. Исключить из резолютивной части названного решения слово "Правительства". В остальной части решение от 23 ноября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 11 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу NА10-3427/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
файл-рассылка