- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2005 года Дело N А19-15562/04-16-Ф02-3370/05-С2
[Суд удовлетворил иск к субъекту РФ в лице его главного финансового органа о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах", указав, что право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования: обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления льгот определенным категориям граждан]
(Извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Иркутскэнерго" фирма "Энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Администрации Иркутской области о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в октябре-декабре 2002 года в размере 223 464 рублей.
В качестве третьих лиц привлечены Администрация муниципального образования г.Ангарска, Комитет социальной защиты населения г.Ангарска, Главное управление социальной защиты населения Администрации Иркутской области.
Решением от 18 февраля 2005 года исковые требования удовлетворены в заявленной сумме за счет Иркутской области в лице Главного финансового управления Администрации Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции 31 мая 2005 года решение от 18 февраля 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18 февраля 2005 года, постановление от 31 мая 2005 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права. Выводы суда не подтверждены соответствующими доказательствами.
В жалобе Главное финансовое управление Иркутской области ссылается на пункт "ж" статьи 72, статью 76 Конституции Российской Федерации, статьи 8, 15, 16, 393, 401, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 83, 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона "О ветеранах", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации N 584 от 15.08.01 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", статью 23 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год", Закон Иркутской области от 22.10.03 N 41-оз "Отчет об исполнении областного бюджета за 2002 год", Постановление губернатора Иркутской области от 21.05.02 N 348-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 2002 году", от 14.02.03 N 66-п "О порядке финансирования Федерального закона "О ветеранах" в 2003 году".
Главное финансовое управление Иркутской области указало на недоказанность состава правонарушения, необходимого для применения деликтной ответственности, на исполнение обязательств по перечислению средств, утвержденных Законом Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год", в полном объеме, на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований.
Заявитель утверждает, что компенсация расходов, понесенных истцом при доказанности заявленных требований, должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Иркутскэнерго" отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя открытого акционерного общества "Иркутскэнерго", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 223 464 рублей за октябрь-декабрь 2002 года.
Основанием иска указано на ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим права на льготы по оплате тепловой энергии, в рамках Федерального закона "О ветеранах".
В обоснование своих требований истец представил копии: актов сверки, счетов-фактур, отчетов о предоставлении льгот, списков ветеранов, удостоверений, договоров на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде.
Возражая против исковых требований, Главное финансовое управление Иркутской области сослалось на недоказанность состава правонарушения, необходимого для возмещения убытков, компенсация расходов должна производиться за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Главное финансовое управление Иркутской области указало на исполнение обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 год, в полном объеме.
Кроме того, ответчик считает, что указанные истцом в качестве правового основания требования статьи Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат положений, предусматривающих возмещение расходов, понесенных в связи с осуществлением какой-либо деятельности.
Удовлетворяя исковые требования в размере 223 464 рублей за счет Иркутской области в лице Главного финансового управления Администрации Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" у истца возникли убытки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).
Материальные потери, полученные ОАО "Иркутскэнерго" в результате предоставления им на основании законодательства льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам, имеющим право на такие льготы, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан), носят гражданско-правовой характер.
Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет Иркутской области.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", а также положений статей 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 18 февраля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 31 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-15562/04-16 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 18 февраля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 31 мая 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-15562/04-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
файл-рассылка