- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2006 года Дело N А10-2572/05-Ф02-6990/05-С2
[Установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд взыскал с Минфина РФ как органа, выступающего от имени казны, сумму убытков, понесенных истцом в результате предоставления указанных льгот]
(Извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Сибирьтелеком" в лице регионального филиала "Электросвязь" Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Министерству труда и социального развития Республики Бурятия о взыскании убытков в размере 18 346 рублей 33 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи отдельным категориям граждан во исполнение Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Впоследствии истец уточнил исковые требования, указав ответчика по настоящему делу - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением 18 августа 2005 года с Российской Федерации, представленной Министерством финансов Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Сибирьтелеком" взысканы убытки в сумме 18 346 рублей 33 копеек. В отношении Республики Бурятия и Министерства труда и социального развития Республики Бурятия дело производством прекращено.
Суд апелляционной инстанции 14 октября 2005 года решение от 18 августа 2005 года оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Республики Бурятия, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 18 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 14 октября 2005 года и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены положения пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статей 6, 7, пункта 1 статьи 85, статей 158, 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, пункта 3 статьи 125, статей 322, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", статей 5, 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктов 13, 17 статьи 2, статьи 7 Федерального закона "О социальных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", статьи 15 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку Теча", статьи 30 Федерального закона "О связи", Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации", Правил предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.92 N 3061-I), Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку Теча" и "О социальных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.02 N 310, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.98 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации", Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.09.93, статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает недоказанным состав правонарушения, необходимый для возмещения убытков. Министерство финансов Российской Федерации указывает на выполнение в полном объеме обязательств по перечислению средств, заложенных в бюджете Российской Федерации, надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета.
Министерство финансов Республики Бурятия, ОАО "Сибирьтелеком" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонили, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей ОАО "Сибирьтелеком", Министерства финансов Республики Бурятия, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 18 346 рублей 33 копеек, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате услуг связи отдельным категориям граждан во исполнение Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Основанием иска указано на неисполнение государством обязательств по компенсации истцу понесенных им в связи с предоставлением льгот расходов.
В обоснование своих требований истец представил: расчет затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи, а также в копиях - государственный контракт на возмещение расходов за счет средств республиканского бюджета, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи N 69 от 12.04.04, дополнительного соглашения от 26.11.04 к нему, счетов-фактур, справок о возмещении льгот, информаций о предоставлении услуг связи по льготному тарифу, списков абонентов, акта проверки реестров по оплате услуг связи за ноябрь 2004 года, акта сверки от 18.11.04, Приказа МАП России N 188 от 16.06.03 "Об утверждении решения правления МАП России", Решения правления МАП России N 08/05-3 от 10.06.03 "Об утверждении тарифов на услуги телефонной связи, государственное регулирование которых осуществляет МАП России, предоставляемые ОАО "Сибирьтелеком", Приказа Федеральной Службы по тарифам от 19.10.04 "Об утверждении тарифов на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ОАО "Сибирьтелеком".
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Республики Бурятия указало на необоснованное привлечение его в качестве ответчика по делу, выполнение бюджетных обязательств в полном объеме.
Министерство труда и социального развития Республики Бурятия в отзыве на иск указало на то, что не является надлежащим ответчиком в рамках заявленных требований, на отсутствие состава для наступления гражданско-правовой ответственности.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией надлежащим образом обязанности по возмещению расходов оператору связи - ОАО "Сибирьтелеком", предоставившему льготы лицам, во исполнение во исполнение Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" по оплате услуг связи, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 18 346 рублей 33 копеек. Требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в сумме 18 346 рублей 33 копеек в счет возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот гражданам, признаны обоснованными. В отношении Республики Бурятия и Министерства труда и социального развития Республики Бурятия дело производством прекращено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в связи неисполнением государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, считая их законными и обоснованными.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Положениями Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" предусмотрено предоставление указанным лицам льготы по оплате установки телефона и абонентской плате за пользование им с финансированием расходов за счет средств федерального бюджета.
Следуя предписанию закона, ОАО "Сибирьтелеком" в 2004 году оказало услуги данным категориям граждан.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО "Сибирьтелеком". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Республики Бурятия об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации, как органа, выступающего от имени казны, 475 рублей 60 копеек.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Бурятия правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 18 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 14 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2572/05 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 18 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 14 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2572/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
файл-рассылка