- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2005 года Дело N Ф03-А37/05-2/4405
[Поскольку оспариваемое предписание антимонопольной службы принято в соответствии с требованием ст.5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", суд правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания антимонопольной службы]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от заявителя - открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" - Олесова Л.В., представитель, по дов. N ДСВ-6/МФ от 02.11.2005; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области - Смородинова Л.В., представитель, по дов. N 01-10/1758 от 02.12.2005, Костромеев Н.Б., представитель, по дов. N 01/6-1578 от 30.08.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" на решение от 24.06.2005, постановление от 22.08.2005 по делу N А37-1125/05-2 Арбитражного суда Магаданской области, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в апелляционной инстанции судьи: ..., по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области о признании недействительными решения от 25.03.2005 и предписания от 30.03.2005 N 10, установил:
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" (далее - Дальсвязь) в лице его Магаданского филиала, с требованием о признании недействительными решения от 25.03.2005 и предписания от 30.03.2005 N 10 Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице его филиала - УФПС Магаданской области.
Решением от 24.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение - об удовлетворении его требований в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует факт реорганизации ГУ УФПС, поскольку организационно-правовая форма данного предприятия на момент заключения компанией договора с ФГУП (01.04.2004) не изменялась. В подтверждение данного обстоятельства заявитель жалобы сослался на выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.02.2005, которая подтверждает, что в Едином государственном реестре юридических лиц имеется действующее юридическое лицо с организационно-правовой формой - государственное учреждение УФПС Магаданской области. Из указанного документа также следует, что у ГУ УФПС Магаданской области отсутствуют правопреемники.
В то же время в Едином государственном реестре юридических лиц имеются данные о регистрации 13.02.2003 ФГУП "Почта России" как вновь создаваемого юридического лица. В уставе ФГУП "Почта России" и в свидетельстве о государственной регистрации С 77 N 3003785654 также отсутствуют сведения о создании предприятия путем реорганизации, а также о том, что оно является правопреемником ГУ УФПС.
Кроме того, в нарушение п.5 ст.58 и ст.59 ГК РФ передаточный акт, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, не составлялся, учредителями не утверждался и на государственную регистрацию не представлялся.
По мнению заявителя жалобы, фактически передача имущественных обязательств, в том числе обязательств по договору оказания услуг связи между ГУ УФПС и ФГУП "Почта России" в порядке перевода долга не была произведена, доказательства перевода долга в деле отсутствуют, требования ГК РФ, применяемые к условиям и форме перевода долга, не были соблюдены, что также подтверждает отсутствие правопреемства.
Поскольку ФГУП "Почта России" было образовано не в результате реорганизации и не является правопреемником ГУ УФПС, то данному предприятию договоры оказания услуг электросвязи, заключенные ранее с ГУ УФПС по тарифу 190 руб., не переоформлялись. Следовательно, требование ОАО "Дальсвязь", предъявленное ФГУП "Почта России" в лице его филиала УФПС Магаданской области по оплате оказанной услуги - предоставление доступа к телефонной сети по тарифу 10000 руб., является законным.
С учетом изложенных обстоятельств заявитель жалобы считает, что нарушения требований ст.5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Дальсвязь не допускала, а решение от 25.03.2005, предписание N 10 от 30.03.2005 Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области и судебные акты по настоящему делу являются незаконными.
Изложенные в жалобе доводы представитель ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области доводы заявителя жалобы отклонило и просило состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" в лице Магаданского филиала является хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке услуг местной телефонной связи Магаданской области с долей свыше 65%.
Решением правления антимонопольного органа от 21.05.2003 N 07/05-3, утвержденным приказом от 25.05.2003 N 158, установлены тарифы на услуги телефонной связи, предоставляемые ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" на территории Магаданской области. Приказом ОАО "Дальсвязь" от 19.09.2003 N 179 утвержден прейскурант "Тарифы на услуги электросвязи и другие услуги, оказываемые населению и организациям Магаданским филиалом ОАО "Дальсвязь", в соответствии с которым общество длительное время оказывало услуги телефонной связи государственному учреждению "Управление Федеральной почтовой связи Российской Федерации Магаданской области" (ГУ УФПС). Взаимоотношения между сторонами оформлялись типовыми договорами N 44006 от 01.01.98, N 44006 от 01.06.2000, N 44006 от 01.05.2001.
В соответствии с п.4 распоряжения Министерства имущественных отношений РФ и Министерства РФ по связи и информатизации от 01.03.2004 N 1006-р/ЛР-П5-1511 Управление Федеральной почтовой связи Магаданской области - филиал ФГУП "Почта России" письмом от 26.03.2004 N 4 обратилось в Дальсвязь с просьбой о перерегистрации с 01.04.2004 всех служебных телефонов ГУ УФПС (по прежним адресам расположения абонентских точек) на ФГУП "Почта России", в связи с переходом с 01.04.2004 всех прав и обязанностей от ГУ УФПС Магаданской области к УФПС Магаданской области - филиал ФГУП "Почта России".
Между Дальсвязью и ФГУП "Почта России" был заключен договор от 01.04.2004 N 44006 предоставления доступа к сети электросвязи, оказания услуг электрической связи, по своим условиям аналогичный договорам, ранее заключенным с ГУ УФПС.
Письмом от 07.04.2004 ФГУП "Почта России" гарантировало Дальсвязи оплату услуг перерегистрации всех абонентских номеров ГУ УФПС, включая его структурные подразделения, на ФГУП "Почта России" и его обособленные структурные подразделения по тарифу - 190 руб. без учета НДС за один номер. Данный тариф установлен п.9.3 раздела N 1 прейскуранта "Тарифы за услуги электросвязи и другие услуги, оказываемые населению и организациям Магаданским филиалом ОАО "Дальсвязь", утвержденного приказом ОАО "Дальсвязь" от 19.09.2003 N 179, для предприятий и организаций, образованных в результате реорганизации с правом правопреемства, за переименование своих реквизитов с сохранением прежнего адреса (прежнего телефонизированного помещения).
Дальсвязь отказала в применении указанного выше тарифа и направила ФГУП "Почта России" счет N 150 на сумму 2178538,42 руб., содержащий в себе стоимость услуг по тарифу - 10000 руб. (без учета НДС за один номер), в соответствии с п.1 раздела 1 прейскуранта для предприятий и организаций за предоставление доступа к телефонной сети (основного абонентского устройства) по проводной линии (при кабельном вводе до 40 м, при воздушном вводе до 50 м).
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона "О естественных монополиях", услуги общедоступной электрической связи относятся к сфере деятельности регулирования субъектов естественных монополий.
Согласно постановлению Правительства РФ от 11.10.2001 N 715, тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, включенные в установленном порядке в реестр субъектов естественных монополий в области связи, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В соответствии со ст.ст.57, 120 ГК РФ право принятия решения о реорганизации учреждения принадлежит его собственнику, гражданское законодательство предусматривает возможность реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р утверждена Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, которая предусматривает объединение всех существующих организаций федеральной почтовой связи и создание федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны государства, то есть изменение его организационно-правовой формы путем преобразования в хозяйственное общество. Создание ФГУП "Почта России" на базе существующих организаций федеральной почтовой связи является промежуточным этапом реорганизации.
Во исполнение Концепции, а также в соответствии с п.2 распоряжения Правительства РФ от 05.09.2002 N 1227-р, Министерство имущественных отношений РФ и Министерство РФ по связи и информатизации издали совместное распоряжение от 01.03.2004 N 1006-р/ЛР-П5-1511 "О наделении ФГУП "Почта России" федеральным имуществом", согласно которому Минимущество России и Минсвязи России обязаны обеспечить передачу имущества, в том числе имущественных обязательств ГУ УФПС, на баланс ФГУП "Почта России" с соблюдением требований гражданского законодательства, применяемого к условиям и форме перевода долга. Пунктом 4 данного распоряжения ФГУП "Почта России" в срок до 31.03.2004 поручено принять от ГУ УФПС имущество, в том числе имущественные обязательства.
УФПС Магаданской области - филиал ФГУП "Почта России" создано приказом ФГУП "Почта России" от 03.12.2003 N 227.
Свидетельством осуществления процесса передачи имущества, имущественных прав и обязательств от ГУ УФПС к ФГУП "Почта России" являются приказ ФГУП "Почта России" от 26.03.2004 N 95 "Об осуществлении мероприятий по началу финансово-хозяйственной деятельности и передаче функций ГУ УФПС филиалам ФГУП "Почта России", приказ УФПС Магаданской области от 25.03.2004 N 22 "О переводе хозяйственной деятельности," пункт 1 которого предписывает осуществить 01.04.2004 перевод хозяйственной деятельности и персонала ГУ УФПС Магаданской области в УФПС Магаданской области - филиал ФГУП "Почта России", а также приказ структурного подразделения ГУ УФПС от 26.03.2004 N 57, изданный во исполнение приказа N 22 и в связи с готовностью ГУ УФПС Магаданской области к переводу хозяйственной деятельности в УФПС Магаданской области - филиал ФГУП "Почта России", в котором установлен порядок перевода хозяйственной деятельности и персонала.
Кроме того, передача имущественных обязательств ГУ УФПС в полном объеме ФГУП "Почта России" предусмотрена п.4.2 Плана мероприятий по завершению реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и устранению недостатков, выявленных Контрольным управлением Президента РФ, утвержденным приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 24.03.2005 N 33.
При разрешении спора суд правомерно отклонил довод Дальсвязи о том, что у ГУ УФПС, исходя из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, отсутствуют правопреемники, и оно является действующим юридическим лицом, что свидетельствует об отсутствии реорганизации.
Между тем отсутствие передаточного акта свидетельствует о юридической незавершенности процесса реорганизации. План мероприятий Мининформсвязи России по завершению реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и устранению недостатков, выявленных Контрольным управлением Президента РФ, утвержденный приказом Мининформсвязи России от 24.03.2005 N 33, устанавливает срок представления актов приема-передачи движимого и недвижимого имущества - IV квартал 2005 года.
В соответствии с пунктом 4.1 Плана до 01.05.2005 должна быть проведена инвентаризация имущественных обязательств ГУ УФПС. Пунктом 4.2 предусмотрено, что в течение 2005 года ГУ УФПС передает, а ФГУП "Почта России" принимает имущественные обязательства в полном объеме. При буквальном прочтении данного Плана следует, что после выполнения вышеуказанных мероприятий, Россвязь, ФГУП "Почта России" и ГУ УФПС должны обеспечить подготовку документов и определить сроки для ликвидации ГУ УФПС в течение 2005 года.
С учетом изложенных обстоятельств суд сделал правильный вывод о том, что по существу Дальсвязь оказала ФГУП "Почта России" услуги по переоформлению договора на предоставление доступа к сети электросвязи и оказания услуг электрической связи на те же телефонные номера, которые до реорганизации использовались ГУ УФПС.
Таким образом, решение от 25.03.2005 и предписание от 30.03.2005 N 10 Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области приняты в соответствии с требованием ст.5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", и суд обеих инстанций правомерно отказал ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.06.2005, постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 по делу N А37-1125/05-2 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Резолютивная часть постановления оглашена 7 декабря 2005 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2005 года.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка