- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2007 года Дело N А57-9382/05
[Суд оставил в силе судебные акты, которыми удовлетворено требование ОАО, в пользу которого с Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию взысканы убытки, возникшие в результате предоставления гражданам льгот, поскольку согласно п.13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 данное агентство было образовано с передачей ему правоприменительной функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемых Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., при участии: от истца - не явился; ответчика - Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию - Горбков И.В., доверенность N 10-16/07-5249 от 02.05.2007, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, город Москва, на решение от 27.09.2006 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 11.01.2007 (председательствующий судья ..., судьи: ...) Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-9382/05, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", город Москва, к Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, город Москва, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, город Москва, Министерству здравоохранения и социального развития Саратовской области, город Саратов, Министерству финансов Саратовской области, город Саратов, о взыскании, установил:
Решением от 03.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.01.2007 Арбитражного суда Саратовской области, удовлетворены исковые требования ОАО "Российские железные дороги", в пользу которого с Российской Федерации в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (далее - федеральное агентство) взысканы убытки, возникшие в результате предоставления гражданам льгот по оплате услуг телефонной связи в размере 158845 рублей за период с июля 2003 года по декабрь 2004 года. В иске к остальным ответчикам отказано.
Федеральное агентство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их изменить, исключив из резолютивной части указание на взыскание названных средств за счет федерального агентства.
По мнению заявителя жалобы, взыскание названных убытков должно происходить за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель федерального агентства поддержал доводы жалобы.
В отзыве Министерство финансов Саратовской области просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными, доводы жалобы несостоятельными.
Иных отзывов в суд не поступало.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 11 часов 00 минут до 16 мая 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в оспариваемый период) установлено, что расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей в оспариваемый период) финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.
В целях обеспечения реализации указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 года N 506 утверждены Правила финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В пункте 1 Правил указано, что финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Из Фонда компенсаций на финансирование расходов на возмещение льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Саратовской области были выделены средства в 2003 году в размере 13529000 рублей, в том числе на оплату услуг связи - 996000 рублей; в 2004 году - 18079000 рублей, в том числе на оплату услуг связи - 1196200 рублей. Данные средства были перечислены Министерству труда и социального развития Саратовской области в полном объеме.
Согласно статье 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в оспариваемый период) инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, установлена 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (далее - Правила). Срок действия указанных Правил продлен на 2003 и 2004 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 года N 85 и от 14 февраля 2004 года N 80.
Данные Правила устанавливают порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Пункт 2 Правил предусматривает, что финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета.
Из Фонда компенсаций на финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Саратовской области были выделены средства в 2003 году в размере 70957000 рублей; в 2004 году - 173541000 рублей, из них на установку и использование телефонов - 11000000 рублей. Данные средства были перечислены Министерству труда и социального развития Саратовской области в полном объеме.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Нормами статьи 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) предусматривает, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Статьей 24 Бюджетного кодекса установлено, что ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Приложением 7 к Федеральному закону от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и приложением 7 к Федеральному закону от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлены ведомственные структуры расходов федерального бюджета на 2003 и 2004 годы соответственно, согласно которым Министерство труда и социального развития Российской Федерации являлось главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных разделом 18, подразделом 06, целевой статьей расходов 440 и виду расходов 334 - "Расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование".
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" было образовано Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, передав ему правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", определено, что суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
В кассационной жалобе доводов, могущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 27.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 11.01.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-9382/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...