- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2002 года N МЗ-09-25/2186
О направлении Методических рекомендаций о порядке начисления и
уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для использования в работе Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Председатель Правления
Пенсионного фонда РФ
М.Ю.Зурабов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Часть I. Общие положения
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации разъясняет следующее.
С 1 января 2002 года уплата обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться в форме единого социального налога, уплачиваемого в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ), и в форме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого социального налога осуществляется органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
При этом статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
При этом пунктом 2 статьи 25 указанного Федерального закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, часть полномочий, связанных с процедурой уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предоставлена органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
Часть II. Страхователи - плательщики страховых взносов
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи делятся на 2 категории:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы), физические лица);
2) индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы), адвокаты.
Указанные категории страхователей совпадают с категориями налогоплательщиков единого социального налога, предусмотренными статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом к страхователям отнесены физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя и за других физических лиц.
Порядок регистрации страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации будет доведен до сведения региональных отделений дополнительно после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
В настоящее время регистрацию страхователей следует проводить в соответствии с Временным порядком регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", утвержденным постановлением Правления ПФР от 11.03.2001 N 33а, в редакции постановления Правления ПФР от 11.07.2001 N 113 "О внесении изменений во Временный порядок регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", утвержденный постановлением Правления ПФР от 11.03.2001 N 33а".
Часть III. Объект и база для начисления страховых взносов
1. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные статьями 236, 237 и 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения для страхователей-организаций и физических лиц, осуществляющих наем на работу по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу застрахованных лиц, включая вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (за исключением вознаграждения, выплачиваемого индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
2. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам относятся договоры дарения, купли-продажи, аренды, уступки права требования.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, указанные в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. К расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, относятся расходы, поименованные в статьях 255, 264 Налогового кодекса Российской Федерации, в части расходов в пользу застрахованных лиц.
Разъяснения по применению абзаца 2 пункта 1 статьи 237 будут даны дополнительно.
4. При применении статьи 238 необходимо обратить особое внимание, что не включаются в налогооблагаемую базу:
- доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.
Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой;
- доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
- суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
- выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.
В связи с тем, что объект налогообложения и налоговая база для начисления как единого социального налога, так и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование одинаковы, на вышеуказанные суммы выплат в пользу работников (доходов) страховые взносы не начисляются.
За наемных работников крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые семейные общины малочисленных народов Севера обязаны уплачивать единый социальный налог по ставкам, установленным статьей 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифам, установленным подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
5. В целях обеспечения прав членов крестьянского (фермерского) хозяйства на пенсионное обеспечение глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе уплачивать за членов крестьянского (фермерского) хозяйства страховые взносы в виде фиксированного платежа в добровольном порядке в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ за период, в течение которого их доходы не подлежали налогообложению единым социальным налогом.
6. Выплаты в размере до 1000 руб. (включительно) на одного работника, произведенные в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и (или) товаров для детей, не облагаются единым социальным налогом у работодателя в том месяце, в котором они были начислены. Суммирование этих выплат в налоговом периоде не производится. При этом не имеет значения, начислены ли указанные выплаты в денежном эквиваленте или в натуральном виде.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 131 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от суммы заработной платы. При выявлении фактов нарушения указанной нормы ОПФР необходимо обратиться в инспекцию по труду с указанием на нарушения трудового законодательства.
При отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться разделами 97 0000 "Продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства" и 98 0000 "Продукция животноводства" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года N 301.
При осуществлении организациями выплат в форме товаров для детей также необходимо исходить из перечня видов продукции, приведенного в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93.
Такими товарами могут быть товары, поименованные в вышеуказанном Классификаторе, в частности: "Изделия верхние из хлопчатобумажной пряжи детские" (код 84 2140 2), "Изделия верхние из чистошерстяной пряжи детские" (код 84 2240 6).
7. Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ не предусмотрено применение в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование льгот по их уплате, как это предусмотрено для уплаты единого социального налога статьей 239 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной статьей от уплаты единого социального налога освобождаются:
а) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
б) следующие категории налогоплательщиков-работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;
в) налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода.
Поскольку перечисленные категории страхователей освобождены от уплаты единого социального налога, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для этих категорий страхователей не влечет применения налогового вычета.
При этом в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ они обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Часть IV. Тарифы страховых взносов
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями 22 и 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ.
Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:
1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;
2) мужчины с 1953 по 1967 год рождения и женщины с 1956 по 1967 год рождения*;
_______________
* В эту возрастную группу попадают люди, родившиеся до 1966 года включительно (см. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.
Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002-2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22, как и для двух первых групп.
Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.
Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года).
Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.
С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств):
База для |
Для мужчин 1952 года рождения |
Для мужчин с 1953 по 1967 год | ||
взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
на финансирование страховой части трудовой пенсии |
на финансирование накопительной части трудовой пенсии |
на финансирование страховой части трудовой пенсии |
на финансирование накопительной части трудовой пенсии |
До 100000 рублей |
14,0 процента |
0,0 процента |
12,0 процента |
2,0 процента |
От 100001 рубля |
14000 рублей + |
0,0 процента |
12000 рублей + |
2000 рублей + |
От 300001 рубля |
29800 рублей + |
0,0 процента |
25600 рублей + |
4200 рублей + |
Свыше 600000 рублей |
41650 рублей |
0,0 процента |
35770 рублей |
5880 рублей |
_______________
* В эту возрастную группу попадают люди, родившиеся до 1966 года включительно (см.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
База для |
Для мужчин 1952 года рождения |
Для мужчин с 1953 по 1967 год | ||
взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
на финансирование страховой части трудовой пенсии |
на финансирование накопительной части трудовой пенсии |
на финансирование страховой части трудовой пенсии |
на финансирование накопительной части трудовой пенсии |
До 100000 рублей |
10,3 процента |
0,0 процента |
8,3 процента |
2,0 процента |
От 100001 рубля до 300000 рублей |
10300 рублей + |
0,0 процента |
8300 рублей + |
2000 рублей + + 1,1 процента с суммы, превышающей 100000 рублей |
От 300001 рубля до 600000 рублей |
26100 рублей + |
0,0 процента |
21900 рублей + |
4200 рублей + |
Свыше 600000 рублей |
37950 рублей |
0,0 процента |
32070 рублей |
5880 рублей |
_______________
* В эту возрастную группу попадают люди, родившиеся до 1966 года включительно (см.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов:
1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
База для |
2002-2003 годы |
2004 год |
2005 год |
2006 год и далее | ||||
начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
До 100000 рублей |
11,0 процента |
3,0 процента |
10,0 процента |
4,0 процента |
9,0 процента |
5,0 процента |
8,0 процента |
6,0 процента |
От 100001 рубля до 300000 рублей |
11000 рублей + |
3000 рублей + |
10000 рублей + |
4000 рублей + |
9000 рублей + |
5000 рублей + |
8000 рублей + |
6000 рублей + |
От 300001 рубля до 600000 рублей |
23420 рублей + |
6380 рублей + |
21280 рублей + |
8520 рублей + |
19160 рублей + |
10640 рублей + |
17000 рублей + |
12800 рублей + |
Свыше 600000 рублей |
32720 рублей |
8930 рублей |
29740 рублей |
11910 рублей |
26780 рублей |
14870 рублей |
23780 рублей |
17870 рублей |
2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
База для |
2002-2003 годы |
2004 год |
2005 год |
2006 год и далее | ||||
начисления |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
на финанси- |
До 100000 рублей |
7,3 процента |
3,0 процента |
6,3 процента |
4,0 процента |
5,3 процента |
5,0 процента |
4,3 процента |
6,0 процента |
От 100001 рубля до 300000 рублей |
7300 рублей + |
3000 рублей + |
6300 рублей + |
4000 рублей + |
5300 рублей + |
5000 рублей + |
4300 рублей + |
6000 рублей + |
От 300001 рубля до 600000 рублей |
19720 рублей + |
6380 рублей + |
17580 рублей + |
8520 рублей + |
15460 рублей + |
10640 рублей + |
13300 рублей + |
12800 рублей + |
Свыше 600000 рублей |
29020 рублей |
8930 рублей |
26040 рублей |
11910 рублей |
23080 рублей |
14870 рублей |
20080 рублей |
17870 рублей |
После определения сумм страховых взносов для трех различных возрастных групп страховые взносы, подлежащие уплате на страховую часть и на накопительную часть, суммируются и получаются две суммы страховых взносов - на страховую часть трудовой пенсии в целом по организации и на накопительную часть трудовой пенсии в целом по организации.
Часть V. Отчетный и расчетный периоды
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Часть VI. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов определены статьей 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога определены статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом сроки уплаты страховых взносов и единого социального налога различны.
Уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
В то же время уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15 числа следующего месяца.
Ежемесячно страхователи производят исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Сумма авансового платежа по страховым взносам определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
В соответствии со статьей 28 указанного Закона индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 этого Закона, уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа.
В настоящее время законодательно установлен только максимальный размер указанного платежа, который составляет 3600 рублей в расчете на месяц на каждое застрахованное лицо.
Минимальный размер фиксированного платежа будет установлен другим нормативным актом. Стоимость страхового года, исходя из которой будет определяться размер фиксированного платежа, порядок и сроки исчисления и уплаты указанных платежей в размере, превышающем минимальный, будут определены Правительством Российской Федерации.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, путем ведения индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат, единого социального налога и страховых взносов.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также задолженности по страховым взносам, включая пени и штрафы, производится страхователями отдельными платежными поручениями по соответствующим кодам бюджетной классификации:
1010610 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии |
1010620 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии |
1400310 |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации |
на лицевые счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, открытые ранее в банках на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".
При этом на код 1400310 зачисляется недоимка по взносам, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2001 года, а штрафы и пени - независимо от периодов их начисления.
Недоимка по страховым взносам, образовавшаяся начиная с 2002 года, зачисляется соответственно на счета бюджетной классификации 1010610 и 1010620 в зависимости от того, по какой части трудовой пенсии она образовалась.
Платежные поручения оформляются страхователями в соответствии с правилами, утвержденными МНС России, ГТК России и Минфина России от 1 октября 2001 года N 961-БГ-3-10/373/961/80н. В поле "Получатель" страхователь указывает идентификационный номер налогового органа (ИНН), осуществляющего контроль за поступлением платежа, наименование органа федерального казначейства, наименование налогового органа. В поле "Назначение платежа" в последнем разделе "Примечания" страхователь указывает регистрационный номер в ПФР и наименование платежа "страховые взносы" или "финансированный платеж".
В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, которая является налоговым вычетом. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Статьей 9 Федерального закона от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога.
Это означает, что начисленные, но не уплаченные страховые взносы будут считаться недоимкой и взысканы налоговыми органами в бесспорном порядке с начислением сумм пеней по итогам отчетного квартала. Кроме того, недоимка по страховым взносам будет взыскана органами ПФР с начислением сумм пеней в судебном порядке.
После поступления неуплаченных сумм страховых взносов на счета Пенсионного фонда Российской Федерации будет произведен перерасчет единого социального налога, переплата по единому социальному налогу и пеням будет пересчитана и зачтена в счет будущих платежей по единому социальному налогу.
Следует иметь в виду, что эта норма действует до 1 января 2003 года.
За счет льгот, предусмотренных отдельным категориям страхователей статьей 239 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы страховых взносов организаций любых организационно-правовых форм, в которых работают инвалиды I, II и III групп, будут превышать сумму единого социального налога.
Например: в организации численностью 30 человек работают 5 инвалидов II и III групп. Сумма выплат, начисленных в пользу всех работников, составляет 270 тыс. рублей. Сумма выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов, - 30 тыс. рублей.
Сумма авансового платежа по единому социальному налогу, начисленная к уплате в федеральный бюджет, составит 240000/100 х 14% = 33600 руб.
Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам (налоговый вычет) составит 270000 : 100 х 14% = 37800 руб.
Сумма авансовых платежей по страховым взносам превысит сумму единого социального налога, зачисляемую в федеральный бюджет, на 4200 руб. (37800 руб. - 33600 руб.).
Расчет приведен в соответствии с приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 раздел "Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьями 239, 245 Налогового кодекса Российской Федерации".
В организациях, которые полностью освобождены от уплаты единого социального налога, будет начисляться и уплачиваться только сумма страховых взносов.
Однако в случае, когда заработная плата у работников организации свыше 600000 руб., возникнет превышение суммы единого социального налога, зачисляемой в федеральной бюджет, по отношению к страховым взносам. Это связано с тем, что ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установленная статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации, на выплаты в пользу работников, превышающие 600000 руб., установлена на 2 процента больше, чем тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов и адвокатов сумма страховых взносов, уплаченная в виде фиксированного платежа, будет зачтена как налоговый вычет в размере, не превышающем одной второй суммы единого социального налога.
Часть VII. Отчетность по страховым взносам
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.
По окончании расчетного периода (года) в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, страхователь представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации расчет (декларацию) по страховым взносам с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета (декларации) в налоговый орган, и в срок не позднее 1 июля года, следующего за истекшим, - копию налоговой деклараций по единому социальному налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.
Часть VIII. Ответственность за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании
Применение мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренных статьей 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, осуществляется в ранее установленном порядке до 1 июля 2002 года (даты вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Информация о должностных лицах, имеющих право на оформление протоколов об административных правонарушениях, будет доведена до региональных отделений дополнительно.
Часть IX. Исчисление и взыскание недоимки и пеней
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, начисляются пени, процентная ставка которых принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 указанного Федерального закона сроком уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признается срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. При этом необходимо иметь в виду, что уплата авансовых платежей по единому социальному налогу осуществляется не позднее 15 числа следующего месяца, то есть сроки уплаты страховых взносов не совпадают со сроками уплаты единого социального налога.
Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации расчет суммы пеней осуществляется налоговыми органами при оформлении результатов налоговой проверки в акте проверки в соответствии с Инструкцией о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N АП-3-16/138. Это означает, что расчет суммы пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, должен осуществляться налоговыми органами и направляться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для взыскания в рамках исполнения пункта 2.3 Порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.02.2002 N МЗ-16-25/1043.
Однако необходимо отметить, что при подаче искового заявления о взыскании недоимки и пеней орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе самостоятельно рассчитать размер пеней, поскольку в соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации цена иска (сумма иска) является обязательным условием для принятия иска к рассмотрению арбитражным судом. А в случае несогласия с расчетом пеней, произведенным налоговыми органами, размер исковых требований в части определения размера суммы пеней может быть изменен в ходе судебного заседания в соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть X. Проверка правильности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проведения проверок только в части назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, а также представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Это означает, что с учетом положений пункта 1 статьи 25 данного Федерального закона проверки правильности и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вправе осуществлять только налоговые органы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что проведение проверки правильности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в целом осуществляется на основании первичной бухгалтерской документации (то есть на основании той же документации, что и проведение налоговой проверки).
Текст документа сверен по:
"Нормативные акты для бухгалтера",
N 7, 28.03.2002